Изобразительные возможности русского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

словообразования (17 ч )

Словообразовательный повтор как стилистическое сред­ство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Сло­ва-паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оцен­ки как изобразительный приём. Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества. Своеобразие использования умень­шительно-ласкательных суффиксов в художественных произведе­ниях разных исторических эпох, литературных направлений, а так­же в произведениях разных писателей.

Семантизация морфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысло­вое сопоставление производного и производящего слова и др.

 

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.

Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем. Приём обыгрывания внутрен­ней формы слова (приём этимологизации) как средство выраже­ния иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей, любя­щих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных за­рисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном тол­ковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения словар­ного состава языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.

Наблюдение за использованием указанных приёмов в произ­ведениях художественной литературы. .

Список литературы

 Для учащихся

Аверьянова А.П. Как образуются слова. — М.; Л., 1966.

Вартанъян ЭА. Путешествие в слово. — М., 1986.

Вартанъян ЭА. Рождение слова. — М., 1970.

Голанова Е.И. Как возникают названия. — М., 1989.

Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С.И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. — М., 1996.

Максимов В.И. К тайнам словообразования. — М., 1980.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимо­логии. — М., 1986.

Сахарный Л.В. Как делаются слова. — М., 1978.

Феллер МЛ. Как рождаются и живут слова. — М., 1964.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. — М., 1996.

Словари

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. — М., 1986.

Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школь­ника. — М., 2004.

Панов В.Т., Текучее А.В. Школьный грамматика-орфографи­ческий словарь русского языка. — М. 1991.

Потпиха ЗА. Строение русского слова. Учебный словарь для зарубежных школ. — М., 1981.

Потпиха ЗА. Школьный словарь строения слов русского язы­ка.-М., 1987.

Тихонов АЛ. Словообразовательный словарь русского языка: Т. 1,2.- М., 1985.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь рус­ского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.

Цыганенка Г.П. Словарь служебных морфем русского язы­ка. - Киев, 1982.

Цыганенка Т.П. Этимологический словарь русского языка. — Киев, 1989.

Шанский Н.М. В мире слов. — М., 1985.

Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)

Для учителя

Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986.

Жуковская О.Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразо­вания в восьмилетней школе. — М., 1983.

Земская Е.Н. Как делаются слова. — М., 1963.

Земская Е.Н. Современный русский язык. Словообразова­ние. - М., 1973.

Лопатин В.В. Рождение слова. — М., 1973.

Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. — М., 1965.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. — М., 1977.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфогра­фии: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная мо­дель на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5—9 классах: Книга для учителя. — М., 1996.

Львова С.И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996.

49Панов М.В. Изучение состава снова з национальной школе. — Махачкала, 1977.

Потиха ЗА. Современное русское словообразование. — М., 1970.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. — М., 1977.

Чуковский К.И. От двух до пяти. (Любое издание.)

Шехикачева М.Ш. и др. Модели и схемы словообразователь­ных типов русского языка. — М., 1993.

'.   

'

Дата: 2018-12-28, просмотров: 311.