Особенности русского синтаксиса (2 ч )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богат­ство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смыс­ла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функцио­нально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лекси­ческое и грамматическое оформление вопросительных и побуди­тельных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художествен­ной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте раз­ных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложно­подчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль сою­зов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые пред­ложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравне­ния и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несоб­ственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несоб­ственно-прямой речи как средства создания речевой характерис­тики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структур­ный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Стилистические фигуры речи (7 ч )

Стилистические фигуры речи как синтаксические пост­роения, обладающие повышенной экспрессией и выразитель­ностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, ритори­ческий вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антите­за, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

Список литературы

Для учащихся

Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития ре­чи и мышления школьников 9 класса. — М., 2001.

Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития ре­чи и мышления школьников 7—8 классов. — М., 2001.

Введенская Л А., Колесников Н.П. От собственных имен к на­рицательным. — М., 1984.

Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка). — М., 1992.

Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 1995.

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10—11 классы. — М.. 1997.

Граник ГТ., Бондарснко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.

Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.. 1991.

Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 1980.

Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык: Интегративное учебное пособие по русскому языку: 10— 11 классы.— Л., 2005.

Максимов В.И. К тайнам словообразования. — М., 1970.

Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. — М., 1992.

Мокиенко В.М. Образы русской речи. — Л., 1986.

Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное по­собие для студентов высших педагогических заведений. — М., 2003. . Новиков Л.А. Искусство слова. — М., 1982.

Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.

Солганик ГЛ. От слова к тексту. — М., 1993.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 1996.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.

Словари

Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. (Любое издание.)

Внешность человека. Словесный портрет: Учебный словарь от­крытого типа / под ред. Е.В. Михайловой. — Великий Новгород, 2004.

Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборо­тов в русском языке. — М., 2004.

Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001.

Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского ли­тературного языка: — Л., 1979.

Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. — М., 2003.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь уста­ревших слов русского языка (по произведениям русских писателей ХУ1П-ХХ вв.). - М., 19%.

Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М., 1997.

Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхож­дение словосочетаний. (Любое издание.)

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.

Для учителя

Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М., 1999.

Антонова Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 7— 8 классов. — М.,2001.

Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведе­ния. - М., 1987.

Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анали­за художественного текста. — Орел, 2003.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М., 1959.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэ­тика. — М., 1963.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследова­ния. - М., 1981.

Григорьев В.П. Поэтика слова. — М., 1979.

Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. — М., 1986.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1977.

Купина НЛ. Лингвистический анализ художественного текс­та. - М., 1980.

Купина НЛ. Филологический анализ художественного текс­та: Практикум. — М., 2003.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

Львова СЛ. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. — М., 1996.

Львова С.И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996.

Любичева Е.В., Олысовгас Н.Г. Посредством Слова творю я Мир...: Книга третья: Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002.

Мещеряков ВЛ. и Эр. Основы школьного речеведения. — М., 19%.

Моисеева Л.Ф. Лингвостнлистический анализ художествен­ного текста. — Киев, 1984.

Одинцов В.В. О языке художественной прозы. — М., 1973.

Орфография и русский язык. — М., 1966.

Симашко Т.В., Литвинова М.Н. Как образуется метафора. — Пермь, 1993.

Федоров А.И. Семантическая основа образных средств язы­ка. — Новосибирск, 1969.

Харченко В.К. Функции метафоры. — Воронеж, 1992.

Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разго­ворная речь. — М., 1982.

Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.

Культура речи

Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.