Раздел 1. «Смысл и предназначение русской философии»
Тема «Основные характеристики русской философии»
Цель – помочь разобраться в основных этапах формирования Русской философии.
Средства для выполнения практической работы: философский текст
Литература:
1. Абрамова А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской
культуре / Философия любви. В 2 тт. – Т. 1. – М., 1990.
2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В.
Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990.
3. Аржанухин С. В., Емельянов Б. ., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIIIXX
веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994.
4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1.
5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А.
Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989.
6. Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998.
7. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.
8. Русский эрос, или философия любви в России. – М., 1991.
9. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты /
Н. В. Солнцев. – М., 2001.
10. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия /
В. С. Соловьев. – М., 1996.
Задание №1.
Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв.
1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов
социально-культурного характера природного фактора__________.
2. Истоками русской философской мысли являются немецкая философия_________.
3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки________.
4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха набор правил практической философии наполнено «Поучение» ________.
5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в _15__ веке, ее оформил ее оформил Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. _______.
6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва - третий Рим, а четвёртому миру не быть. Если падёт Москва и Россия, то это будет знак о скором конце света._________.
7. «Философское пробуждение» России относят к _XVIII___ веку – веку эпохи Просвещения______.
8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковороду Григория Саввича_____.
9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И. Герцен _____.
10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция атеизма________.
11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем морали и нравственности._______.
12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были Юрий Фёдорович Самарин , Фёдор Иванович Тютчев, Николай Яковлевич Данилевский , Николая Николаевич Страхов ________.
13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется триединство __________.
14. Впервые его сформулировал Бенедикт Спиноза _________.
15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть определение________.
16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи - дух народа
17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории - «Древлее любомудрие»
18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира,есть софия________.
19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности_______.
20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах - диалектический материализм
21. Назовите его представителей - Э. В. Ильенков, А. А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили
22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца XIX - начала XX века, _____.
23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева. - «Философия неравенства» Я бы хотел в вечной жизни быть с животными, особенно с любимыми.
24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу П.Я.Чаадаева _______.
25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли А.А.Гусейнов _______.
Задание №2 Заполните таблицы
Основные этапы развития русской философии
Основные этапы русской философии | Временные рамки | Актуальные проблемы |
1. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ
вв.
Философия | Основные направления | Ведущие представители | Обсуждаемые проблемы |
Западноевропейская | феноменология, позитивизм, критический рационализм, прагматизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм | К. Маркс и Ф. Энгельс | Проблема разграничения естественно-научного и гуманитарно-философского знания |
Русская идеалистическая | идеалистические и иррационалистические | писатель, мыслитель-гуманист Федор Михайлович Достоевский | Проблема человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества |
2. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.
Представитель | Философская концепция, идея | Основные категории | Произведения |
Задание №3 Напишите эссе на заданною тему:
1. Любомудрие древних русичей.
2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»
(Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни.
3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского.
4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам
произведений русских мыслителей).
5. Метафизика сердца и философия любви в России.
Ответ: В различных религиозных и философских учениях понятия «Страдание» и «Сострадание» определяются более или менее одинаково. Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Страдающий человек испытывает чувства, описываемые Вл. Далем словами: бедовать, мучиться, маяться, скорбеть, тосковать, болеть телом и душой, приходить в упадок. Сострадание определяется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками другого человека, как «печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего» (Аристотель).
Вопрос о причинах и жизненном смысле этих состояний на протяжении многих столетий был полем горячих споров и научных дискуссий. Ответ на него в первую очередь зависел от мировоззренческого подхода теологов и философов к бытию мира и месту человека в нем. Кроме того, большое значение для каждого человека имел жизненный опыт, который порождал специфическую рефлексию над своими и чужими страданиями. Для многих творческих личностей, способных к глубокому анализу духовной жизни, этот опыт часто становился источником теоретических открытий и литературных описаний.
На заре духовной жизни человечества мыслители древней Индии сформулировали «закон кармы», согласно которому каждый человек получает воздаяние соответственно своим хорошим и плохим поступкам. Уже брахманизм учил, что страдание является наказанием за грехи прошлых воплощений. Буддизм придал этой мысли абсолютное значение и в учении Будды о «четырех благородных истинах» провозгласил, что человек самим фактом жизни во всех ее проявлениях обречен на страдания. Поэтому большинство философских систем Древней Индии видели главную цель жизни человека в достижении состояния нирваны, в избавлении от страданий как главного атрибута жизни.
Критерии оценки:
3 задание:
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)
4-х баллов заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
3-х баллов заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);
3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
2-х баллов заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
3)дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
1-го балла заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2) проблема раскрыта на бытовом уровне;
3) сделана попытка аргументации своего мнения.
0 баллов заслуживает эссе, в котором:
1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;
2) проблема не раскрыта
или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».
2 задание:
«5 баллов» - полно собран материал, таблица заполнена правильно;
«4 балла» - материал собран не достаточно, таблица оформлена правильно;
«3 балла» - не полностью собран материал, не полностью оформлена таблица;
«2 балла» - не полностью собран материал (или не собран), таблица оформлена не
правильно.
1 задание:
Задание выполнено с 2 ошибками -5
Задание выполнено с 3-5 ошибками -4
Задание выполнено с 6-8 ошибками-3
Задание выполнено с 9 ошибками и более -2
Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на творческие вопросы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 8559.