Практическая занятие №3«Русская философия»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 1. «Смысл и предназначение русской философии»

Тема «Основные характеристики русской философии»

Цель – помочь разобраться в основных этапах формирования Русской философии.

Средства для выполнения практической работы: философский текст

Литература:

1. Абрамова А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской

культуре / Философия любви. В 2 тт. – Т. 1. – М., 1990.

2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В.

Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990.

3. Аржанухин С. В., Емельянов Б. ., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIIIXX

веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994.

4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1.

5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А.

Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989.

6. Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998.

7. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.

8. Русский эрос, или философия любви в России. – М., 1991.

9. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты /

Н. В. Солнцев. – М., 2001.

10. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия /

В. С. Соловьев. – М., 1996.



Задание №1.

Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв.

1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов

социально-культурного характера природного фактора__________.

2. Истоками русской философской мысли являются немецкая философия_________.

3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки________.

4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха набор правил практической философии наполнено «Поучение» ________.

5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в _15__ веке, ее оформил ее оформил Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. _______.

6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва - третий Рим, а четвёртому миру не быть. Если падёт Москва и Россия, то это будет знак о скором конце света._________.

7. «Философское пробуждение» России относят к _XVIII___ веку – веку эпохи Просвещения______.

8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковороду Григория Саввича_____.

9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И. Герцен _____.

10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция атеизма________.

11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем морали и нравственности._______.

12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были Юрий Фёдорович Самарин , Фёдор Иванович Тютчев, Николай Яковлевич Данилевский , Николая Николаевич Страхов ________.

13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется триединство __________.

14. Впервые его сформулировал Бенедикт Спиноза _________.

15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть определение________.

16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи - дух народа

17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории - «Древлее любомудрие»

18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира,есть софия________.

19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности_______.

20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах - диалектический материализм

21. Назовите его представителей - Э. В. Ильенков, А. А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили

22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца XIX - начала XX века, _____.

23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева. - «Философия неравенства» Я бы хотел в вечной жизни быть с животными, особенно с любимыми.

24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу  П.Я.Чаадаева _______.

25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли А.А.Гусейнов _______.

 

Задание №2 Заполните таблицы

Основные этапы развития русской философии

Основные этапы русской философии Временные рамки Актуальные проблемы


1. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ

вв.

Философия Основные направления Ведущие представители Обсуждаемые проблемы
Западноевропейская феноменология, позитивизм, критический рационализм, прагматизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм К. Маркс и Ф. Энгельс Проблема разграничения естественно-научного и гуманитарно-философского знания
Русская идеалистическая идеалистические и иррационалистические писатель, мыслитель-гуманист Федор Михайлович Достоевский Проблема человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества


2. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Представитель Философская концепция, идея Основные категории Произведения

 

Задание №3 Напишите эссе на заданною тему:

1. Любомудрие древних русичей.

2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»

(Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни.

3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского.

4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам

произведений русских мыслителей).

5. Метафизика сердца и философия любви в России.

Ответ: В различных религиозных и философских учениях понятия «Страдание» и «Сострадание» определяются более или менее одинаково. Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Страдающий человек испытывает чувства, описываемые Вл. Далем словами: бедовать, мучиться, маяться, скорбеть, тосковать, болеть телом и душой, приходить в упадок. Сострадание определяется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками другого человека, как «печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего» (Аристотель).

 

Вопрос о причинах и жизненном смысле этих состояний на протяжении многих столетий был полем горячих споров и научных дискуссий. Ответ на него в первую очередь зависел от мировоззренческого подхода теологов и философов к бытию мира и месту человека в нем. Кроме того, большое значение для каждого человека имел жизненный опыт, который порождал специфическую рефлексию над своими и чужими страданиями. Для многих творческих личностей, способных к глубокому анализу духовной жизни, этот опыт часто становился источником теоретических открытий и литературных описаний.

 

На заре духовной жизни человечества мыслители древней Индии сформулировали «закон кармы», согласно которому каждый человек получает воздаяние соответственно своим хорошим и плохим поступкам. Уже брахманизм учил, что страдание является наказанием за грехи прошлых воплощений. Буддизм придал этой мысли абсолютное значение и в учении Будды о «четырех благородных истинах» провозгласил, что человек самим фактом жизни во всех ее проявлениях обречен на страдания. Поэтому большинство философских систем Древней Индии видели главную цель жизни человека в достижении состояния нирваны, в избавлении от страданий как главного атрибута жизни.

Критерии оценки:

3 задание:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3)дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта

или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

2 задание:

«5 баллов» - полно собран материал, таблица заполнена правильно;

«4 балла» - материал собран не достаточно, таблица оформлена правильно;

«3 балла» - не полностью собран материал, не полностью оформлена таблица;

«2 балла» - не полностью собран материал (или не собран), таблица оформлена не

правильно.

1 задание:

Задание выполнено с 2 ошибками -5

Задание выполнено с 3-5 ошибками -4

Задание выполнено с 6-8 ошибками-3

Задание выполнено с 9 ошибками и более -2

Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на творческие вопросы.

 

 





Дата: 2018-12-28, просмотров: 8493.