Тема: Сознание и бессознательное. Современная цивилизация и психическое здоровье личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Сознание и бессознательное. Современная цивилизация и психическое здоровье личности

I . Цель: проверка знаний по философии по теме «Проблема сознания»

II . Рекомендации студентам по подготовке к занятию:

Для подготовки к занятию изучите:

1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред.проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл. 1. Стр. 5 -15.

2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. - М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20.

3. Философская энциклопедия. ООО «Директ Медиа Паблинг» ЗАО «Новый диск» www. directmedia.ru.

III . Рассматриваемые вопросы

1. Психоанализ

2. Современная теологическая философия

3. Основные направления современной позитивистской философии

4. Герменевтика

5. Экзистенциализм

6. Прагматизм

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) В аналитической психологии К. Юнга структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям, – … архетипы

2) Направление в философии, основной проблемой которого является проблема

понимания и тесно связанные с ней проблемы языка, – … герменевтика

3) Способность идеального воспроизведения действительности – … сознание

4) Психический процесс, представляющий собой переключение энергии либидо с непосредственных целей на цели несексуального свойства, – … сублимация

5) Истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, несводимый ни к каким внешним предметным объективированным 

формам, – … экзистенция

 

З а д а н и е 2. Заполните таблицу.

Элемент  Название в учении З.Фрейда Характеристика, функции, руководящий принцип
Бессознательное     "Оно" или "Id" глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения
Сознание     "Я" или "Ego" сознание, посредник между бессознательным и внешним миром, в этой сфере действует принцип реальности
Сверхсознание  "Сверх-Я" или "Super-Ego" установки общества и культуры, моральная цензура, совесть

 

Раздел 4. Социальная жизнь

Практическое занятие№2.(2 часа)

Тема : « Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры »

Цель: Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство.

II . Рекомендации студентам по подготовке к занятию:

Для подготовки к занятию изучите:

1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред.проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл.

2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. - М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20.

3. Философская энциклопедия. ООО «Директ Медиа Паблинг» ЗАО «Новый диск» www. directmedia.ru.

Методические указания

Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки ее надо сопоставить с искусством. Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре.

Последовательность изучения темы – план:

1) Искусство как феномен, организующий жизнь. Сходство и различие философии и искусства. (№ 1, ч.2, гл.16, с.168-171), (№ 2, с.226-227)

2) Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений — совершенный человек. (№ 2, с.194-196)

3) Искусство в период постмодерна. Кризис современного искусства.                                         (№ 2, с.196-196- 198), (№ 4,с. 150-153)

5) Культура и цивилизация. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре. (№ 4,с.155-162), (Дополнительные источники. Интернет-ресурсы)

З а д а н и е 2.

1. Когда и почему в обществе появилось искусство?

ОТВЕТ: Возникновение искусства относят к палеолиту и связывают с зарождением Homo sapiens и стремлением человека познать окружающий мир.

2. Функции искусства.

ОТВЕТ:

1. Познавательная. Искусство выступает в роли источника           информации о мире или человеке.

2. Воспитательная. Искусство влияет на нравственное и идейное                                   развитие индивида.

3. Эстетическая. Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.

4. Гедонистическая. Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.

5. Прогностическая. Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.

6. Компенсаторская. Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).

7. Социальная. Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а может призывать к чему-либо (пропагандистская).

8. Развлекательная (например, массовая культура).

 

3. Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением человек становится тогда, когда умирает?

ОТВЕТ:

1. Тим Бернерс-Ли - изобретатель Интернета (Великобритания)

2. Джордж Сорос - меценат (США)

3. Нельсон Мандела - политический деятель (ЮАР)

4.Григорий Перельман - математик (Россия)

5.Далай-Лама - духовный лидер (Тибет)

В наше время живёт очень много гениев, всех не перечислить, поэтому я выбрал 5 замечательных людей, которые внесли свой огромный вклад в жизнь. Я считаю, что примеры этих людей доказывают, что признанным гением человек может стать при жизни. 

4. Правильно ли данное утверждение: Не искусство подражает жизни, жизнь подражает искусству? Ведь в любую эпоху есть люди, совершенно равнодушные к искусству.

ОТВЕТ: Позволю себе не согласиться с утверждением, что в любую эпоху есть много людей, совершенно равнодушных к искусству. Не было таких эпох и таких людей. Проблема, наверное, в том, что мы часто искусство понимаем очень узко (живопись-архитектура-скульптура) , но на самом деле искусство это еще и кино, и театр, и литература, и музыка, и танец. Так вот, в любую эпоху любой человек отдавал предпочтение какому-либо виду искусства: любил петь или танцевать, или читать, или смотреть фильмы, или слушать музыку и т. д. А насчет того - кто кому подражает: искусство жизни или жизнь искусству - то, на мой взгляд, это процесс обоюдный. С одной стороны, искусство может подражать жизни - скажем, тот же натюрморт (хотя даже тут каждый художник нарисует одну и ту же группу предметов по-своему - сравните, скажем, реализм и импрессионизм) , а с другой - искусство может формировать жизнь (скажем, известно, что в эпоху Ренессанса портреты формировали моду и т. д.).

5. Как проявляется кризис современного искусства?

ОТВЕТ: Кризис. разумеется, есть. Причина: искусство в СССР по идеологическим соображениям тоталитарной системы должно было стать орудием в руках власти. Плохо это или хорошо, - это другой вопрос. Но хоть была почва, на которой оно существовало. Теперь этой почвы нет. Единственно не что может теперь опираться искусство - на потребу обозлёного и голодного общества. Разве на этой почве может возрасти искусство? Эстетика может быть востребована в атмосфере духовности. А мы живём?. . Поэтому пока больно общество, искусства быть не может. Может быть только товар на продажу. Однако, история как спираль. Сегодня искусства нет, но я уверен, что не долёк тот день, когда искусство снова будет высоким.

6. В чем сходство и различие культуры и цивилизации?

ОТВЕТ: цивилизованность – это скорее внешнее проявление человеческой личности, а культурность - внутреннее. Цивилизованный человек далеко не всегда является носителем высокой духовности, а вот культурный, интеллигентный человек наряду с духовно-нравственными качествами должен обладать и цивилизованностью. Следовательно, понятие «культурный человек» более широкое и емкое, а высокий уровень культурности – это та вершина, к которой должны стремиться все люди.

 

З а д а н и е 3.

Соотнесите культурфилософские концепции и их авторов.

а) символическая                1) И. Хейзинга

б) игровая                           2) М. Маклюэн

в) коммуникационная         3) Э. Кассирер

г) структуралистическая     4) К. Леви-Стросс

 ОТВЕТ: а – 3; б – 1; в – 4; г – 2

 

 

Задание №1.

Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв.

1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов

социально-культурного характера природного фактора__________.

2. Истоками русской философской мысли являются немецкая философия_________.

3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были древние греки________.

4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха набор правил практической философии наполнено «Поучение» ________.

5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в _15__ веке, ее оформил ее оформил Филофей, старец псковского Елеазарова монастыря. _______.

6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва - третий Рим, а четвёртому миру не быть. Если падёт Москва и Россия, то это будет знак о скором конце света._________.

7. «Философское пробуждение» России относят к _XVIII___ веку – веку эпохи Просвещения______.

8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.Зеньковский (историк русской философии) назвал Сковороду Григория Саввича_____.

9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял А.И. Герцен _____.

10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция атеизма________.

11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются религиозное влияние, роль проблем морали и нравственности._______.

12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были Юрий Фёдорович Самарин , Фёдор Иванович Тютчев, Николай Яковлевич Данилевский , Николая Николаевич Страхов ________.

13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется триединство __________.

14. Впервые его сформулировал Бенедикт Спиноза _________.

15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть определение________.

16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи - дух народа

17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории - «Древлее любомудрие»

18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира,есть софия________.

19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам нравственности_______.

20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах - диалектический материализм

21. Назовите его представителей - Э. В. Ильенков, А. А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили

22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии с конца XIX - начала XX века, _____.

23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева. - «Философия неравенства» Я бы хотел в вечной жизни быть с животными, особенно с любимыми.

24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу  П.Я.Чаадаева _______.

25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли А.А.Гусейнов _______.

 

Задание №2 Заполните таблицы

Основные этапы развития русской философии

Основные этапы русской философии Временные рамки Актуальные проблемы


1. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ

вв.

Философия Основные направления Ведущие представители Обсуждаемые проблемы
Западноевропейская феноменология, позитивизм, критический рационализм, прагматизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм К. Маркс и Ф. Энгельс Проблема разграничения естественно-научного и гуманитарно-философского знания
Русская идеалистическая идеалистические и иррационалистические писатель, мыслитель-гуманист Федор Михайлович Достоевский Проблема человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества


2. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Представитель Философская концепция, идея Основные категории Произведения

 

Задание №3 Напишите эссе на заданною тему:

1. Любомудрие древних русичей.

2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»

(Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни.

3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского.

4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам

произведений русских мыслителей).

5. Метафизика сердца и философия любви в России.

Ответ: В различных религиозных и философских учениях понятия «Страдание» и «Сострадание» определяются более или менее одинаково. Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Страдающий человек испытывает чувства, описываемые Вл. Далем словами: бедовать, мучиться, маяться, скорбеть, тосковать, болеть телом и душой, приходить в упадок. Сострадание определяется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками другого человека, как «печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего» (Аристотель).

 

Вопрос о причинах и жизненном смысле этих состояний на протяжении многих столетий был полем горячих споров и научных дискуссий. Ответ на него в первую очередь зависел от мировоззренческого подхода теологов и философов к бытию мира и месту человека в нем. Кроме того, большое значение для каждого человека имел жизненный опыт, который порождал специфическую рефлексию над своими и чужими страданиями. Для многих творческих личностей, способных к глубокому анализу духовной жизни, этот опыт часто становился источником теоретических открытий и литературных описаний.

 

На заре духовной жизни человечества мыслители древней Индии сформулировали «закон кармы», согласно которому каждый человек получает воздаяние соответственно своим хорошим и плохим поступкам. Уже брахманизм учил, что страдание является наказанием за грехи прошлых воплощений. Буддизм придал этой мысли абсолютное значение и в учении Будды о «четырех благородных истинах» провозгласил, что человек самим фактом жизни во всех ее проявлениях обречен на страдания. Поэтому большинство философских систем Древней Индии видели главную цель жизни человека в достижении состояния нирваны, в избавлении от страданий как главного атрибута жизни.

Критерии оценки:

3 задание:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3)дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта

или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

2 задание:

«5 баллов» - полно собран материал, таблица заполнена правильно;

«4 балла» - материал собран не достаточно, таблица оформлена правильно;

«3 балла» - не полностью собран материал, не полностью оформлена таблица;

«2 балла» - не полностью собран материал (или не собран), таблица оформлена не

правильно.

1 задание:

Задание выполнено с 2 ошибками -5

Задание выполнено с 3-5 ошибками -4

Задание выполнено с 6-8 ошибками-3

Задание выполнено с 9 ошибками и более -2

Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на творческие вопросы.

 

 





Задание №1 Прочитайте внимательно следующий текст

Постарайтесь вспомнить представления о материи, характерные для эпохи средневековья, Нового времени, современности. Не могли бы ВЫ выяснить, какой дух выявился в этих представлениях (в частности, в известном ленинском определении)?

Насколько важен выбор имени (слова) для обозначения понятия «материя»? Характерен ли такой выбор (мастерство выбора) для философии «диалектического материализма»?

Продемонстрируйте на историко-философском материале многообразие в выборе имени для «материи».«Другой простой пример – аристотелевское понятие материи. Говоря теперь «материя», мы, конечно, неимоверно далеки от понимания того, что, собственно, хочет сказать своим понятием Аристотель. На самом деле, первоначально лес, который применяется для мелких работ в строительстве, понимается Аристотелем как онтологический принцип. В том, что греки подняли это слово на одно из центральных мест в философии, выявился их технический дух. Они видят в форме (эйдасе) выход технического достижения, которое преобразует нечто неоформленное. Но мы не- ооценили бы Аристотеля, решив, что такое массивное понятие существующего в себе и для себя материала… будто и есть аристотелевский смысл. Этим массивным понятием из сферы ремесла Аристотель хотел описать онтологические взаимоотношения, структурный

момент бытия, который выполняет свою функцию во всяком мышлении и познании истинного. Он хотел показать, что познавая и определяя нечто как нечто, мы всегда имеем ввиду пока что не определенную вещь, которую мы только отграничиваем путем дополнительной детерминации от всего другого…»

Задание №2. Сравните следующие положения, высказанные представителями одного итого же философского направления

а) «Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда «объединяем их, как телесно существующие, под понятие материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является таким образом, чем-то чувственно существующим».

б) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Во всем ли совпадают взгляды авторов на «материю» (судя по приведенным выше высказываниям)? Если допустить, что перед Вами не два высказывания, а одно (одного автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли Вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли Вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?

Ответ: А.Ф. Лосев, анализируя сущность философского материализ­ма, поставил следующий вопрос: "На самом деле, что такое материа­лизм? Как показывает само слово, тут какую-то особенную роль должна играть материя? Какую же? Она должна лежать в основе всякого бытия, и к ней должны сводиться все причины и первопричины жизни и мира. Хорошо. Но что такое материя?"'. Далее Лосев пробует выяснить, есть ли "материя" материалистов то же самое, что и 1) материальная вещь, 2) сумма вещей, механическая или органическая, 3) внешний мир как целое. Для Фихте природа - костное образование, предстоящее дея­тельному субъекту самопознания, Я. Для Гегеля природа - необходимая ступень инобытия духа и уже вследствие этого - внешняя противопо­ложность для субъекта.

 

Критерий оценки:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3)дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

 

Тема: Сознание и бессознательное. Современная цивилизация и психическое здоровье личности

I . Цель: проверка знаний по философии по теме «Проблема сознания»

II . Рекомендации студентам по подготовке к занятию:

Для подготовки к занятию изучите:

1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред.проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл. 1. Стр. 5 -15.

2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. - М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20.

3. Философская энциклопедия. ООО «Директ Медиа Паблинг» ЗАО «Новый диск» www. directmedia.ru.

III . Рассматриваемые вопросы

1. Психоанализ

2. Современная теологическая философия

3. Основные направления современной позитивистской философии

4. Герменевтика

5. Экзистенциализм

6. Прагматизм

Дата: 2018-12-28, просмотров: 974.