З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Замечательный отечественный культуролог Ю. М. Лотман писал, что «...важность понятия «культура» и, одновременно, его трудность не столько в комплексности и многогранности этого понятия, а в том, что оно имеет исходный, первичный характер. В традиционной оппозиции “Природа – Культура”, предполагается, что Природа есть нечто первичное, исходное, на что социальные условия и другие “искусственные” результаты деятельности человека накладывают ограничения, именуемые Культурой. При всей кажущейся естественности и очевидности такого взгляда, вероятно, само понятие Природы есть создаваемая культурой идеальная модель своего антипода, сущность которого можно определить словами: “Всё без человека”. Из этого вытекает, что сам человек неотделим от культуры, как он неотделим от социальной и экологической среды. Он обречён жить в культуре так же, как он живет в биосфере».

«…культура же по самой своей природе строит себя как пространство замкнутое. Из этого противоречия вытекает то, что в самой основе идеи культуры лежит существование другого, противостоящего ей мира. Мир этот может получать в алфавите культуры различные названия: природы, враждебных существ (покойников, чужих богов, злых духов, волшебных зверей; характерно, что “свои боги”, добрые покровительственные существа помещаются в центре культурного пространства. Он строится по принципу “вывернутой симметрии” и выполняет двойную, внутренне противоречивую функцию: хаос – и враг космоса, и его постоянный резерв, а граница между ними – и “недоступная черта”, грань запредельности, и место постоянных контактов и проникновений. При этом создающиеся стереотипы “чужого, враждебного пространства” и обитающего там “врага” могут переноситься на реальных соседей данной культуры (чужой этнос или конфессию).

Таким образом, культура постоянно ведет “игру” с внекультурным пространством, то помещая туда свои страхи, то делая его вместилищем своих идеалов и постоянно созерцая себя в этом перевёрнутом зеркале. С этим связаны сюжеты посещения царства мертвых, страсть к путешествиям в “неоткрытые земли” (родственность этих импульсов раскрывается на примере рассказа Улисса в “Аде” Данте). Исследователь культуры XX в. с любопытством наблюдает, как в эпоху, когда географический резерв земных территорий был исчерпан, внекультурное пространство было сконструировано в подсознании индивида, что представляло собой часть общего поиска хаоса внутри культуры. Одновременно от марсиан Герберта Уэллса до современных “космических одиссей” протягивается возобновленный цикл – враждебный античеловеческий мир переносится в космос по всем законам мифологических представлений».

- Прокомментируйте высказывание Ю. М. Лотмана. Объясните, как Вы понимаете этот фрагмент текста. Почему традиционные определения культуры коренятся в её сопоставлении с природой? В чём новизна представленной в тексте концепции?

 ОТВЕТ: Данный текст призывает читателя разобраться: что такое культура? Культура и природа по своей сути неразрывны. Ведь, если убрать природу не будет культуры. Автор рассказывает, что природа-это всё без человека, следовательно культура это то что создал человек. Так же человек не разрывно связан с природой. Поэтому природа лежит в основе понятия о культуре. Публицист считает, что культура ведёт «игру» с вне культурным пространством. Действительно, культура бы не развивалась бы не ведя этой игры.

 

ВЫВОД: я рассмотрел стороны искусства: психологическое и визионерское искусство.

 

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии, уч. пособие - М., Академия, 2011, 255 с.

2. Вагин И.В. Давыдович В.Е., Жарков Л.В.., Золотухина Е.В., Кохановский
В.П., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. Философия, учебное
пособие - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005, 574 с.

3. Философия, под редакцией Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.; Учебник,
М., - Юнити-Дана, 2009, 635 с.

Дополнительные источники:
4. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. - Юнити-Дана, 2009, 463 с.

5.Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое
время. Книга 2. Учебник, М. - Юнити-Дана, 2009, 455 с.

6.Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское
просвещение ХУШ в., Книга 3. Учебник, М. - Юнити-Дана, 2010, 483 с.

7.Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие - М.,

Юнити-Дана, 2008, 335 с.

8.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие - М.,

Юнити-Дана, 2009, 287 с.

http://www.zipsites.ru/

http://filosofia.ru

 








Дата: 2018-12-28, просмотров: 745.