Тема : « Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство.

II . Рекомендации студентам по подготовке к занятию:

Для подготовки к занятию изучите:

1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред.проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл.

2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. - М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20.

3. Философская энциклопедия. ООО «Директ Медиа Паблинг» ЗАО «Новый диск» www. directmedia.ru.

Методические указания

Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки ее надо сопоставить с искусством. Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре.

Последовательность изучения темы – план:

1) Искусство как феномен, организующий жизнь. Сходство и различие философии и искусства. (№ 1, ч.2, гл.16, с.168-171), (№ 2, с.226-227)

2) Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений — совершенный человек. (№ 2, с.194-196)

3) Искусство в период постмодерна. Кризис современного искусства.                                         (№ 2, с.196-196- 198), (№ 4,с. 150-153)

5) Культура и цивилизация. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре. (№ 4,с.155-162), (Дополнительные источники. Интернет-ресурсы)

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение; средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации, – ... язык

2) Основополагающее понятие философии культуры, “возделанная” среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир “возделанных” личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, – … культура

3) Учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах – … аксиология

4) Форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образносимволическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения, – … искусство

5) Процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих норм и способов поведения, свойственных данной культуре – … инкультурация

З а д а н и е 2.

1. Когда и почему в обществе появилось искусство?

ОТВЕТ: Возникновение искусства относят к палеолиту и связывают с зарождением Homo sapiens и стремлением человека познать окружающий мир.

2. Функции искусства.

ОТВЕТ:

1. Познавательная. Искусство выступает в роли источника           информации о мире или человеке.

2. Воспитательная. Искусство влияет на нравственное и идейное                                   развитие индивида.

3. Эстетическая. Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.

4. Гедонистическая. Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.

5. Прогностическая. Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.

6. Компенсаторская. Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).

7. Социальная. Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а может призывать к чему-либо (пропагандистская).

8. Развлекательная (например, массовая культура).

 

3. Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением человек становится тогда, когда умирает?

ОТВЕТ:

1. Тим Бернерс-Ли - изобретатель Интернета (Великобритания)

2. Джордж Сорос - меценат (США)

3. Нельсон Мандела - политический деятель (ЮАР)

4.Григорий Перельман - математик (Россия)

5.Далай-Лама - духовный лидер (Тибет)

В наше время живёт очень много гениев, всех не перечислить, поэтому я выбрал 5 замечательных людей, которые внесли свой огромный вклад в жизнь. Я считаю, что примеры этих людей доказывают, что признанным гением человек может стать при жизни. 

4. Правильно ли данное утверждение: Не искусство подражает жизни, жизнь подражает искусству? Ведь в любую эпоху есть люди, совершенно равнодушные к искусству.

ОТВЕТ: Позволю себе не согласиться с утверждением, что в любую эпоху есть много людей, совершенно равнодушных к искусству. Не было таких эпох и таких людей. Проблема, наверное, в том, что мы часто искусство понимаем очень узко (живопись-архитектура-скульптура) , но на самом деле искусство это еще и кино, и театр, и литература, и музыка, и танец. Так вот, в любую эпоху любой человек отдавал предпочтение какому-либо виду искусства: любил петь или танцевать, или читать, или смотреть фильмы, или слушать музыку и т. д. А насчет того - кто кому подражает: искусство жизни или жизнь искусству - то, на мой взгляд, это процесс обоюдный. С одной стороны, искусство может подражать жизни - скажем, тот же натюрморт (хотя даже тут каждый художник нарисует одну и ту же группу предметов по-своему - сравните, скажем, реализм и импрессионизм) , а с другой - искусство может формировать жизнь (скажем, известно, что в эпоху Ренессанса портреты формировали моду и т. д.).

5. Как проявляется кризис современного искусства?

ОТВЕТ: Кризис. разумеется, есть. Причина: искусство в СССР по идеологическим соображениям тоталитарной системы должно было стать орудием в руках власти. Плохо это или хорошо, - это другой вопрос. Но хоть была почва, на которой оно существовало. Теперь этой почвы нет. Единственно не что может теперь опираться искусство - на потребу обозлёного и голодного общества. Разве на этой почве может возрасти искусство? Эстетика может быть востребована в атмосфере духовности. А мы живём?. . Поэтому пока больно общество, искусства быть не может. Может быть только товар на продажу. Однако, история как спираль. Сегодня искусства нет, но я уверен, что не долёк тот день, когда искусство снова будет высоким.

6. В чем сходство и различие культуры и цивилизации?

ОТВЕТ: цивилизованность – это скорее внешнее проявление человеческой личности, а культурность - внутреннее. Цивилизованный человек далеко не всегда является носителем высокой духовности, а вот культурный, интеллигентный человек наряду с духовно-нравственными качествами должен обладать и цивилизованностью. Следовательно, понятие «культурный человек» более широкое и емкое, а высокий уровень культурности – это та вершина, к которой должны стремиться все люди.

 

З а д а н и е 3.

Соотнесите культурфилософские концепции и их авторов.

а) символическая                1) И. Хейзинга

б) игровая                           2) М. Маклюэн

в) коммуникационная         3) Э. Кассирер

г) структуралистическая     4) К. Леви-Стросс

 ОТВЕТ: а – 3; б – 1; в – 4; г – 2

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 986.