Правительство Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
История международных отношений Часть 1 History of International Relations Part 1 Язык обучения Русский

             Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 3

                            

                          Регистрационный номер рабочей программы:

 

Санкт-Петербург

2018

 

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

 

Цели и задачи учебных занятий

История международных отношений, как самостоятельная историческая дисциплина, изучает комплекс проблем, связанных с формированием и развитием систем и подсистем международных отношений, ролью внешнеполитических, экономических, культурных и иных связей между государствами, организациями и другими акторами, действующими на мировой арене. Ее изучение необходимо для понимания специфики складывания современной системы международных отношений и уяснения места и роли России в этой системе. Цель изучения дисциплины - ознакомить студентов с основными событиями мировой истории, оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений.

Задачи курса - изучение основных этапов развития систем международных отношений, изучение внешней политики ведущих мировых держав в развитии и взаимосвязи, развитие навыков внешнеполитического анализа на основе исторического материала, формирование основы для изучения других предметов

В процессе обучения студенты познакомятся с основными событиями мировой истории, оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений.

 

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Предполагается, что студенты обладают набором общих и профессиональных компетенций, полученных в ходе освоения теоретических дисциплин и других видов учебной работы по итогам двух семестров обучения в бакалавриате по направлению 031900 – “Международные отношения”.

Перечень результатов обучения ( learning outcomes )

 

В результате изучения курса студенты должны знать:

- основные понятия и категории, употребляемые при изучении международных отношений;

- понятие системы международных отношений, ее основные структурные характеристики и закономерности формирования;

- основные этапы развития международных отношений на протяжении последних трех с половиной столетий;

- степень влияния международных отношений на общемировые политические и культурные процессы;

- значение международного фактора в политике ведущих мировых держав.

Студенты должны уметь:

- анализировать события и процессы истории международных отношений

- свободно ориентироваться в фактологии истории международных отношений

- использовать знания по истории международных отношений для решения актуальных задач

Студенты должны владеть:

- навыками аналитической работы (анализа текстов, событий и процессов)

 

Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

 

Семинары в диалоговом режиме – 30 часов

В качестве основной интерактивной формы проведения учебных занятий используются семинары в диалоговом режиме. Они включают в себя анализ текстов, относящихся к истории международных отношений, а также обсуждение и разбор докладов студентов, посвященных наиболее значимым исследовательским работам в данной области.

 

 

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

 

Основной курс

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Очная форма обучения

Семестр 3

30 30 2           2       66      

64

3

2-200 10-25 2-200           2-200       1-1         Итого 30 30 2           2       66       64 3

 

 

 

Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации

Период обучения (модуль) Формы текущего контроля успеваемости Виды промежуточной аттестации Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Очная форма обучения

Семестр 3   экзамен  

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Методическое обеспечение

 

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

 

- Компетентностно-ориентированный учебный план ООП ВПО бакалавриат по направлению 031900 “Международные отношения”;

 - Характеристика ООП ВПО бакалавриат по направлению 031900 “Международные отношения”;

- настоящая Рабочая программа (включая Приложения);

 

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

 

- план семинарских занятий (включая список тем докладов);

- методические указания по подготовке к семинарским занятиям;

- список рекомендованной литературы по курсу;

 

3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

 

Оценка на каждой промежуточной аттестации складывается из оценки за сделанный в течение семестра доклад (0-10 баллов), три контрольные работы в форме эссе, написанные в течение семестра (0-10 баллов каждая) и экзаменационный тест (0-60 баллов). Таким образом, в ходе промежуточной аттестации студент набирает от 0 до 100 баллов. На основании суммы баллов выставляется оценка:

- от 0 до 39 баллов – «неудовлетворительно»

- от 40 до 64 баллов – «удовлеторительно»

- от 65 до 84 баллов – «хорошо»

- от 85 до 100 баллов – «отлично»

Оценка за доклады и контрольные работы выставляется на основании степени соответствия требованиям, изложенным в соответствующих методических указаниях (Приложения 1 и 2 к настоящей Программе).

 

Экзаменационный тест состоит из нескольких блоков, каждый из которых может содержать одно или несколько заданий следующих типов:

- Расстановка исторических событий по хронологии

- Вопросы с возможностью выбора ответов из имеющихся вариантов

- Объяснение сути терминов из истории международных отношений

- Текст с ошибками, которые необходимо найти и исправить

- Контурная карта

- Эссе на заданную тему

Каждое задание оценивается на определенное число баллов. Оценка за каждое задание выставляется на основании степени соответствия данного студентом ответа правильному ответу. Более подробные критерии оценки эссе содержатся в Приложении 2 к настоящей Программе.

В рамках экзаменационного теста задания одного типа объединяются в блок. В случае, если один из блоков экзаменационного теста оценен на 0 баллов, студент не может получить общую оценку выше, чем «удовлетворительно». Также студент не может получить общую оценку выше, чем «удовлетворительно», в случае, если в любой части своего теста он допускает критическую ошибку, свидетельствующую о незнании базовой для данного курса информации. Список базовой информации содержится в Приложении 3 к настоящей Программе.

Для написания экзаменационного теста студенту предоставляется 90 минут.

 

На пересдаче студенту представляется расширенный экзаменационный тест, включающий задания тех же типов, что и в основном экзаменационном тесте. В сумме задания расширенного теста оцениваются в 100 баллов. При этом задания, выполненные студентом в течение семестра, при выставлении оценки не учитываются. Критерии выставления баллов – те же, что и в основном экзаменационном тесте. На основании суммы баллов выставляется оценка:

- от 0 до 39 баллов – «неудовлетворительно»

- от 40 до 64 баллов – «удовлеторительно»

- от 65 до 84 баллов – «хорошо»

- от 85 до 100 баллов – «отлично»

Для написания экзаменационного теста на пересдаче студенту предоставляется 120 минут.

 

На второй пересдаче (пересдача комиссии) студент должен дать развернутый письменный ответ на два предложенных вопроса по истории международных отношений. Для этого ему предоставляется 60 минут. За каждый вопрос студент получает оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично». При выставлении хотя бы за один вопрос оценки «неудовлетворительно» данная оценка выставляется за экзамен в целом. Если оценки за оба вопроса положительные, но не совпадают друг с другом, общая оценка выставляется следующим образом:

- «удовлетворительно» и «хорошо» - выставляется «удовлетворительно»

- «хорошо» и «отлично» - выставляется «хорошо»

- «удовлетворительно» и «отлично» - выставляется «хорошо».

 

Как во время экзамена, так и во время пересдачи студенту не разрешается иметь при себе любые включенные электронные приборы и средства связи, а также пользоваться любыми дополнительными источниками информации. Нарушение этого правила влечет за собой удаление с экзамена и выставление оценки «неудовлетворительно». В случае сдачи работы после окончания времени экзамена общее количество баллов студента может быть снижено на 5 баллов.

 

3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

 

- Списки тем контрольных работ

- Экзаменационные тесты

 

3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

 

Для оценки содержания и качества учебного процесса применяется анкетирование в соответствии с методикой и графиком, утверждённым в установленном порядке.

Кадровое обеспечение

 

3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

 

- наличие диплома о высшем профессиональном образовании по исторической специальности (направлению);

- наличие публикаций по исторической проблематике.

 

3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

 

- лаборант кафедры или факультета;

- инженер компьютерного оборудования.

 

Информационное обеспечение

 

3.4.1 Список обязательной литературы

 

История международных отношений. В 3 тт. / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. М., 2015.

 

3.4.2 Список дополнительной литературы

 

Акимов Ю.Г. Современная Америка и Сибирь в конце XVI - середине XVIIIв.: Очерк сравнительной истории колонизаций. СПб., 2010

В «пороховом погребе Европы» 1878-1914. М., 2003.

Денисов, Ю. Н. Россия и Польша: История взаимоотношений в XVII - XX веках. М., 2012

За балканскими фронтами Первой мировой войны. М., 2002.

Орлик О.В. Россия в международных отношениях 1815-1829: От Венского конгресса до Адрианопольского мира. М., 1998.

Орлов А. А. Союз Петербурга и Лондона. Российско-британские отношения в эпоху наполеоновских войн. М. 2005

Петрова М.А. Екатерина II и Иосиф II: формирование российско-австрийского союза, 1780-1790. М., 2011

Сергеев Е.Ю. Политика Великобритании и Германии на Дальнем Востоке: 1987 – 1903. М., 1998.

Черкасов П. П. Екатерина II и Людовик XVI. Русско-французские отношения: 1774-1792. М., 2001

Anderson M.S. The rise of modern diplomacy, 1450-1919. L., 1993

Ferguson N. Empire: The Rise and Demise of the British World Order and the Lessons for Global Power. N.Y., 2003.

 

3.4.3 перечень иных информационных источников

 

Не требуются

 

 


 

Приложение 1


ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА ПО КНИГЕ

 

В течение семестра каждый студент должен сделать доклад по книге. Книга выбирается в начале семестра из предложенного списка, причем доклад должен делаться лишь на том семинаре, к которому рекомендована данная книга. На одном семинаре может быть не более двух докладов по прочитанным книгам.

 

Записаться на доклад по выбранной книге необходимо у преподавателя заранее.

 

Продолжительность доклада составляет около 20 минут. Чтение написанного текста запрещено. Студент во время доклада может иметь при себе один лист формата А4 с тезисным планом доклада.

Основной принцип – необходим не пересказ книги, а рассказ о книге.

 

В докладе необходимо отразить:

  1. Личность автора книги, оценить уровень его компетентности
  2. Цель, которую ставит перед собой автор.
  3. Общая характеристика работы - какому периоду истории или каким событиям посвящена книга, какие проблемы или события освещены в ней лучше всего.
  4. Какова структура книги, насколько целесообразной она представляется студенту.
  5. Какие источники и литературу использует автор. Необходим анализ источниковой базы.
  6. Какой подход использует автор для раскрытия темы. На чем автор делает акцент, какие события и проблемы находятся в фокусе его внимания.
  7. Какова точка зрения автора на ключевые события и проблемы, как оцениваются их причины и последствия.
  8. Каковы общие выводы автора, на чем они основаны; точка зрения студента относительно того хорошо ли они обоснованы и насколько они правильны.
  9. Если это мемуары, - насколько объективен их автор, какова его основная цель, в чем он стремится убедить читателя, что и как сообщает о себе.
  10. Личное мнение студента о прочитанной книге.

 

Доклад должен сопровождаться презентацией в формате MS Power Point. Объем презентации – не менее 10 слайдов, рекомендуемый максимальный объем 20-25 слайдов. В презентации должны быть отражены основные тезисы доклада, структура презентации должна соответствовать структуре доклада. Презентация после доклада должна быть сдана преподавателю.

Критерии оценки доклада:

  1. Соответствие указанным выше требованиям (как с формальной, так и с содержательной стороны)
  2. Наличие четкой структуры доклада, логичный и последовательный характер изложения.
  3. Качество доклада как публичного выступления (способность студента интересно рассказать о книге, отсутствие явных дефектов выступления – к примеру, длинных пауз или повторения уже рассказанного).

Не засчитываются доклады:

- продолжительностью менее 10 минут

- без компьютерной презентации

- подготовленные не самостоятельно (к примеру, совпадающие с докладами однокурсников).

 

В случае, если студент в течение семестра вне зависимости от причины не сделал доклад, он должен обратиться к преподавателю, ведущему семинары, не позднее последнего семинарского занятия. Он имеет право выбрать любую книгу из списка книг для докладов, которую еще не выбрали другие студенты, находящиеся в аналогичном положении. Студент должен прочесть эту книгу к экзамену. В рамках экзамена ему предоставляется дополнительное время (30 минут) для написания эссе по заданной преподавателем теме, связанной с прочитанной книгой. Эссе оценивается на основании тех же критериев, что и контрольные работы (см. Приложение 2 к настоящей программе)

 


 

Приложение 2.

 


Точные даты

1492 – Открытие Америки Колумбом

1517 – Начало Реформации в Европе

1555 – Аугсбургский религиозный мир

1618-1648 – Тридцатилетняя война (Вестфальский мир)

1700-1721 – Великая Северная война

1756-1763 – Семилетняя война

1789 – Великая Французская революция

1815 – Венский конгресс

1848-49 – Революции в Европе

1853-1856 – Крымская война

1871 – Объединение Германии

1914 – Начало Первой мировой войны

 

Приблизительные даты

Следующие события студент должен уметь правильно отнести к началу, середине, концу либо первой/второй половине определенного столетия. К примеру, «правление Людовика XIV – вторая половина XVII и начало XVIII века»

а) Деятельность исторических фигур: Васко да Гама, Эрнан Кортес, Мартин Лютер, Карл V Габсбург, Бабур, Сулейман Великолепный, Токугава Иэясу, Аббас I Великий, Фердинанд III Габсбург, Густав Адольф (Швеция), кардинал Ришелье, Ян Собеский, Людовик XIV (Франция), Аурангзеб, Вильгельм III Оранский, император Канси, Карл XII (Швеция), Петр I, Карл VI Габсбург, Венцель Антон граф Кауниц, Мария Терезия, Фридрих II (Пруссия), Людовик XV, Екатерина II, Наполеон I, Уильям Питт-младший, Александр I, Шарль Морис Талейран, Клеменс фон Меттерних, Мухаммед Али (Египет), Генри Пальмерстон, Николай I, Камилло Бензо ди Кавур, Отто фон Бисмарк, Александр II, Александр Михайлович Горчаков, Бенджамин Дизраэли, император Мэйдзи, Вильгельм II (Германия), Сергей Юльевич Витте, Теодор Рузвельт.

б) Вооруженные конфликты (включая заключенные по их результатам мирные договоры): Итальянские войны, Ливонская война, Война за независимость Нидерландов, Смоленская война, англо-голландские войны, войны Людовика XIV, Великая Турецкая война, Война за австрийское наследство, Война за независимость США, русско-турецкие войны (соответствующих периодов), Наполеоновские войны, Война за независимость стран Латинской Америки, Опиумные войны, Гражданская война в США, Войны за объединение Италии и Германии, Боксерское восстание, Англо-бурская война, Русско-японская война, Балканские войны.

в) Союзы: Аугсбургская лига, Священная лига, Священный союз, Союз трех императоров, Тройственный союз, Антанта.

г) События дипломатической истории: появление системы постоянных посольств в Европе, «закрытие Японии», «дипломатическая революция», Декларация вооруженного нейтралитета, конгрессы Священного союза, Греческий кризис, «доктрина Монро», Берлинский конгресс, Гаагские конференции, Первый Марокканский кризис, Боснийский кризис, Второй Марокканский кризис

д) Прочие события: Великие географические открытия, формирование европейских торговых (Ост- и Вест-Индских) компаний, подчинение англичанами Бенгалии, «промышленная революция», «транспортная революция», «реставрация Мэйдзи», «гонка за Африку».

 

Содержание исторических событий и процессов

Студент должен знать основных участников и результаты вооруженных конфликтов, перечисленных в пункте 2-б.

Студент должен знать основных участников и содержание договоренностей в рамках союзов, перечисленных в пункте 2-в

Студент должен знать основное содержание событий, перечисленных в пунктах 2-г и 2-д

Студент должен знать содержание следующих терминов: «баланс сил», «Европейской концерт», «Восточный вопрос», «Большая игра»

 

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
История международных отношений Часть 1 History of International Relations Part 1 Язык обучения Русский

             Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 3

                            

                          Регистрационный номер рабочей программы:

 

Санкт-Петербург

2018

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 185.