1. Работа по учебнику.
Задание № 22 (с. 15).
– Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему? (Нет вопросов.)
– Придумайте несколько вопросов, чтобы получились разные задачи.
Варианты вопросов:
· Сколько получили бронзовых медалей?
· Сколько всего получили медалей?
· На сколько золотых медалей получили больше, чем серебряных? И т. д.
Далее необходимо разобрать и решить полученные задачи.
Запись:
Задание № 24 (с. 16).
– Прочитайте задание.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на рисунке?
– Сколько тарелок?
– Сравните число яблок на одной тарелке с числом яблок на другой. Сколько их на каждой тарелке?
– Составьте по рисунку задачу на сложение. (Сколько всего яблок на четырех тарелках, если на каждой лежит по 6 яблок?)
– Составьте по рисунку задачу на вычитание. (Было 24 яблока, съели 6 яблок. Сколько яблок осталось?)
Далее переходим к составлению задачи на умножение, например: мама разложила на 4 тарелках по 6 яблок. Сколько всего яблок разложила мама по тарелкам?
Задача решается с помощью фишек. Ее решение записывается в тетрадь:
Теперь можно переходить к составлению задачи на деление. Здесь могут быть два варианта:
1. Раскладываем 24 яблока на 4 тарелки поровну. Надо найти, сколько яблок оказалось на каждой тарелке.
2. Раскладываем 24 яблока на тарелки по 6 штук на каждую. Надо найти, сколько тарелок потребуется.
И в том и в другом случае задача решается действием деления. Желательно рассмотреть с детьми оба варианта: сначала решить практически эти задачи на фишках, а затем записать решение в тетрадь.
1. Решение: 24 : 4 = 6 (ябл.). Ответ: 6 яблок. | 2. Решение: 24 : 6 = 4 (т.). Ответ: 4 тарелки. |
Задание № 26 (с. 16).
– Какую фигуру называют треугольником?
– Сколько треугольников на каждом рисунке?
Задание № 27 (с. 16).
– Какие следующие три числа надо записать в данном числовом ряду?
5, 10, 15, 20, … , … , … .
– Сравните каждые два соседних числа. (Закономерность: каждое следующее число на 5 больше предыдущего, поэтому дальше будут следовать числа: 25, 30, 35.)
Задание № 28 (с. 16).
– Прочитайте условие задачи.
– Мог ли остаться хоть один большой конверт без марки?
– Мог ли остаться хоть один маленький конверт без марки?
– На какие конверты могли наклеить марки? Рассмотрите все варианты.
Конверты | Варианты | |||
I | II | III | IV | |
3 больших | 3 | 2 | 1 | – |
7 маленьких | – | 1 | 2 | 3 |
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 17.
Все стрелки графа должны удовлетворять следующим условиям:
1) Выходить из точки, соответствующей числу 40;
2) Быть либо красным (если 40 больше числа, к которому ведет стрелка), либо синим (если 40 меньше числа, к которому ведет стрелка).
Граф должен выглядеть так:
– Прочитайте все полученные высказывания.
Таких высказываний должно быть 6:
1) сорок больше четырех;
2) сорок меньше ста (десяти десятков);
3) сорок больше двадцати;
4) сорок меньше шестидесяти;
5) сорок больше тридцати (трех десятков);
6) сорок больше нуля.
Задание № 16.
Вероятнее всего, учащиеся предложат решать задачу более длинным путем, который естественно вытекает из ее условия:
Решение:
1) Сколько пассажиров осталось в автобусе после того, как вышли 10 человек?
20 – 10 = 10 (чел.).
2) Сколько пассажиров стало в автобусе после того, как вошли 8 человек?
10 + 8 = 18 (чел.).
3) На сколько человек уменьшилось число пассажиров автобуса?
20 – 18 = 2 (чел.).
Этот способ решения учитель разбирает с учащимися устно, затем проводит беседу:
– Сколько человек вышло на остановке? (10 чел.)
– А сколько вошло? (8 чел.)
– Уменьшилось или увеличилось число пассажиров автобуса? (Уменьшилось.)
– На сколько человек меньше вошло, чем вышло?
– Является ли ответ на этот вопрос ответом на вопрос задачи?
– Как же решить эту задачу проще?
Решение:
10 – 8 = 2 (чел.).
Ответ: на 2 человека меньше.
– Есть ли в этой задаче лишнее данное? (20 пассажиров было в автобусе.)
Задание № 18.
Учащиеся решают задачу самостоятельно.
Решение:
7 – 5 = 2 (п.).
Ответ: на 2 пчелы стало больше.
– Есть ли в этой задаче лишнее данное? (Нет.)
– Сравните эту задачу с задачей № 16.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие правила чтения математических графов вы знаете?
– Как люди научились записывать числа?
Домашнее задание: № 21, 23 (учебник); № 15 (рабочая тетрадь).
Урок 7
Луч и его обозначение
Цели урока : познакомить учащихся с понятием луча как бесконечной фигуры; учить показывать луч с помощью указки; продолжить формирование вычислительных навыков; совершенствовать умение решать задачи; закреплять навыки работы с математическими графами; развивать умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Прочитайте числа и назовите «лишнее» число в каждом ряду:
а) 90, 30, 40, 51, 60;
б) 88, 64, 55, 11, 77, 33;
в) 47, 27, 87, 74, 97, 17.
2. Заполните цепочки примеров:
3. Назовите числа по порядку:
а) от 20 до 30;
б) от 46 до 57;
в) от 75 до 84.
4. Как вы думаете, будут ли эти тексты задачами?
На одной тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько помидоров на двух тарелках? | На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы. Сколько тюльпанов росло на клумбе? |
– Измените вопрос второго текста так, чтобы он стал задачей. (Сколько всего цветов росло на клумбе?)
– Измените условие так, чтобы текст стал задачей. (На клумбе росло 5 красных тюльпанов и 3 желтых тюльпана.)
– Решите полученные задачи. (5 + 3 = 8.)
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите геометрические фигуры. Назовите известные вам фигуры.
– Название какой геометрической фигуры вы не знаете?
– Сегодня мы ответим на этот вопрос.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 462.