Понятие числового луча вводится после того, как дети освоят чтение и запись двузначных чисел. С помощью числового луча учащиеся осваивают еще один способ сравнения двузначных чисел: чем левее точка расположена на числовом луче, тем ее координата меньше; чем правее, тем ее координата больше.
Числовой луч в математике часто называют координатным лучом. Эти термины являются синонимами. Во 2 классе в активный словарь учащихся вводятся термины: числовой луч, начало луча, единичный отрезок, координата точки (без определений), а также используются обозначения числового луча и координаты точки.
Дети должны понять, что единичный отрезок – это отрезок, длина которого равна условно выбранной единице, начало луча обозначается точкой О, а сам числовой луч – буквами ОХ (читается: луч О – икс); координата точки записывается числом, заключенным в скобки; например, запись А(3) читается так: «Точка А с координатой три, или координата точки А равна трем. Координата точки О считается равной нулю, координата любой точки, отмеченной на луче, – это ее расстояние в единичных отрезках от начала луча (точки О)».
Луч обозначают двумя буквами латинского алфавита, записывая их в строго определенном порядке: первой пишут букву, обозначающую начало луча. Так как у луча нет конца, то вторая буква не обозначает никакой точки луча и ее пишут над или под лучом в любом месте.
Например, на рисунке изображен луч СМ, точка С – начало луча.
Точка X лежит на луче АВ, а точка Y на нем не лежит. В этом легко убедиться, приложив линейку к лучу АВ.
Многоугольником называют часть плоскости, ограниченную замкнутой ломаной линией, состоящей из конечного числа отрезков, вместе с этой ломаной. Отрезки ломаной называют сторонами многоугольника.
На рисунке изображен многоугольник МАВКСЕ. Читать обозначение многоугольника можно, начиная с любой его вершины и в любом направлении.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки луча.
Домашнее задание: № 17, 18 (учебник); № 24 (рабочая тетрадь).
Урок 9
Луч и его обозначение
Цели урока : продолжить формирование навыка изображения луча с помощью линейки и обозначения луча буквами; сравнить геометрические фигуры луч и отрезок; совершенствовать навыки решения задач разными способами; рассмотреть объемные тела: куб, цилиндр, конус; развивать умение сравнивать и рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сколько всего отрезков на чертеже?
2. Разгадайте закономерность и заполните пустые «окошки».
3. Решите задачу.
Фокусник достал из волшебной шляпы 3 голубей, 7 сорок и 2 попугайчиков. Сколько птиц вытащил фокусник из волшебной шляпы?
4. Нарисуйте девятую фигуру, используя существующую закономерность.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите чертежи на доске:
– Какое изображение будет «лишним»? Почему?
– Как называется первая фигура? (Отрезок.)
– Как называется последняя фигура? (Луч.)
– Сегодня на уроке проведем сравнение этих фигур.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 453.