Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность – это единое, целостное, социально обусловленное образование.
Психические свойства личности системны, они по-разному проявляются в различных сферах социальной действительности. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, социального общения, эстетической и нравственной деятельности.
Различные социальные сферы требуют развитости соответствующих психических свойств личности, которые целенаправленно формируются в процессе ее социализации.
Социализация личности – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путём усвоения индивидом социального опыта и воспроизведение его в своей деятельности.
В процессе социализации индивид вооружается знаниями основ наук, соответствующими умениями и навыками, получает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако социализация личности не сводится только к обучению и воспитанию. Она имеет организованные и стихийные источники, базируется на психической активности самой социализируемой личности, включении ее в активное исполнение социальных ролей и функций, в практическую социальную деятельность.
Источниками социализации личности являются:
· усвоение индивидом достижений человеческой культуры через специализированные социальные институты – органы образования, воспитательные учреждения;
· социальное взаимовлияние людей в процессе повседневной социальной коммуникации;
· воздействие на личность различных малых и больших социальных групп.
Организованный процесс социализации подчиняется ряду принципов: доступности, последовательности, систематичности, идейной направленности. Используется система методов обучения и воспитания – пример, разъяснение и убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
Стадии социализации:
1.Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2.Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3.Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
· изменение себя, «стать как все»;
· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4.Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.
5.Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый из которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.
Механизмы социализации:
1)Идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, которые позволяют усваивать нормы поведения, свойственные окружающим.
2)Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей.
3)Внушение – процесс неосознаваемого восприятия индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств, психических состояний тех людей, с которыми он общается.
4)Конформное поведение – внешнее согласие с мнениями большинства при внутреннем несогласии.
5)Стыд – переживание разоблачения и позора, связанные с реакцией других людей.
6)Чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанные с наказанием самого себя.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 270.