Биологическая подструктура личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся половые и возрастные свойства психики, особенности работы головного мозга и нервной системы, а также темперамент.

Личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. Так, психологические исследования показали, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются математическими и визуально-пространственными способностями.

Геодакян в гендерной теории межполушарной асимметрии анализирует некоторые различия в строении мозга мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин.

Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «интуицию».

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым условиям, что объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин. Среди них чаще встречаются не только талантливые, но и представители с весьма скромными способностями.

Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины, но среди мужчин чаще встречаются показатели, значительно превышающие средний уровень и намного ниже него.

Следовательно, можно предполагать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминировано. Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов мужской психики при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются, прежде всего, у мужских особей.

Проявления личности во многом зависит от возраста человека. Моментом зарождения личности является осознание ребенком своего “Я”, активно противостоящего “не-Я”, которое проявляется в использовании местоимений “я сам”, “мой”. В общении, сотрудничестве с взрослыми происходит развитие самосознания ребенка, быстрое и в то же время неравномерное развитие различных психических функций, появляется интерес к людям, общительность, подражание, начинают формироваться нравственное поведение и самооценка. Адекватность оценочных суждений определяется оценочной деятельностью родителей, воспитателей в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Формируются как общие, так и специальные способности к изобразительной, вокальной, хореографической и другим видам деятельности. Развиваются личностные свойства, которые проявляются в общении, познании, деятельности, формируется готовность к школе.

Школьный онтогенез охватывает периоды: младший школьный возраст – 6–10 лет, младший подростковый – 11–13 лет, старший подростковый – 14–15 лет, юношеский – 16–18 лет. Каждый из них имеет свои особенности.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, уравновешен, мало заботится о своей внешности. К 11 годам меняется поведение, ребенок становится импульсивным, наблюдается частая смена настроения. Идет развитие волевой сферы. Авторитарность со стороны родителей, взрослых порождает замкнутость, неискренность, агрессивность. В то же время, доверительные отношения между родителями и подростком развивают у него самоуважение, чувства достоинства, эмоционального комфорта.

В 12–13 лет импульсивность у подростков частично сглаживается. Он становится более инициативным, начинает заботиться о своей внешности. Бурно развивается сознание и самосознание, растет интерес к себе, появляется самокритичность, меняется отношение к родителям.

Продолжение полового созревания вызывает колебания настроения. Дисгармония физического и психического облика в этот период проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается как напряженный и конфликтный. Подростковый кризис – один из самых сложных кризисов развития личности. Вообще кризисы определяются изменением системы мотивов – их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых. Для подростка перестройка на системы мотивов проявляется в ориентации на мнение сверстников, а не родителей, на самооценку, склонность сопоставлять себя с другими.

Для 15–летнего возраста характерен максимализм самостоятельности. Очень важны ситуации, связанные с напряжением и риском.

Главная особенность юношеского возраста – осознание индивидуальности, неповторимости. Усиливается потребность в общении и одновременно повышается избирательность. Огромную роль в формировании личности в этот период играет дружба. Важным фактором формирования личности является необходимость самоопределения, когда формируется жизненная смелость и независимость, ответственность за себя и других.

Итак, каждый возрастной период играет определенную роль в формировании и проявлении личности. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.

К биопсихологической подструктуре личности К.К. Платонов относит также свойства нервной системы: скорость, уравновешенность, силу нервных процессов. Сила нервной системы определяется способностью выдерживать большие и сильные нагрузки. Слабая нервная система таких нагрузок не выдерживает. Уравновешенность нервной системы – это баланс нервных процессов возбуждения и торможения. Скорость – временный показатель смены нервных процессов (возбуждения и торможения и наоборот). Сочетание свойств нервной системы дает различные типы высшей нервной деятельности (ВНД). И.П. Павлов выделил около 24 типов, но наиболее часто встречаются четыре типа: сильный – неуравновешенный; сильный – уравновешенный – подвижный; сильный – уравновешенный – инертный, слабый. При этом существует прямая связь между типом ВНД и темпераментом.

Таким образом, биологическая подструктура личности является одним из условий, факторов и механизмов формирования и проявления личности.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.