Биологическая и психологическая подструктуры личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Биологическая и психологическая подструктуры личности

Вопросы:

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

2. Биологическая подструктура личности.

3. Психологическая подструктура личности.

Человек, индивид, индивидуальность, личность

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если строго подходить к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид (лат. individ – неделимый, конечный) – отдельный конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В широком плане личность – интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Согласно концепции К. К. Платонова, существует 4 уровня структуры личности:

1. биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2. индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. высший уровень – направленность. Включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Психологическая подструктура личности

К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности, которые неразрывно связаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности.

Познание воздействий окружающего мира происходит посредством

- сенсорно-перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление),

- мнемических (процессы памяти),

- интеллектуальных (мышление, воображение, речь).

Ощущение это – психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация ощущений.

Существует несколько возможных вариантов классификации двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек.

Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде (осязание, вкус, обоняние, слух зрение).

По месту расположения рецепторов (английский физиолог И.Шеррингтон):

· экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Разделяют на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение;

· интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

· проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

По времени возникновения в ходе эволюции: наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов.

По значимости для функционирования человеческой психики: зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации), органические (чувство голода, жажды, насыщения), обонятельные и вкусовые ощущения.

Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражитель слишком силен.

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.

Верхний абсолютный порог ощущения - максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение.

Дифференциальный порог, - едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и испытывают возрастные колебания.

Все ощущения имеют общие законы:

закон сенсибилизации-десенсибилизации - состоит в повышении или понижении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить или понизить свою чувствительность;

закон адаптации (приспособления) - состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только первые несколько минут, затем ощущение притупляется. Адаптацию, которая приводит к повышению чувствительности анализатора, называют позитивной. Негативная адаптация сопровождается снижением чувствительности анализатора.

закон контрастности - состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а черном - светлее.

Восприятие – психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

К свойствам восприятия относятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, константность, целостность.

Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный смысл.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.

Константность – относительное постоянство и независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).

Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

По видам ведущего анализатора :

- зрительные (образ человека, места, пейзажа);

- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

- обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

- вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

- температурные (представление о холоде и тепле).

По степени обобщенности :

· Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

· Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

· Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.

По степени волевых усилий:

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.

· Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По происхождению: представления восприятия, представления мышления, представления воображения.

Память – это психический познавательный процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.

Процессы памяти:

- запоминание;

- сохранение;

- воспроизведение;

- забывание.

Запоминаниеэто процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны -сохранение и забывание.

Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения:

- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;

- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;

- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Виды памяти. Существуют различные классификации памяти. Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую(наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формирование организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

- по сенсорной модальности – зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

- по содержанию – образная память, моторная память, эмоциональная память;

- по организации запоминания – эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

- по временным характеристикам – долговременная память, кратковременная память, мгновенная память, оперативная, промежуточная;

- по наличию цели – произвольная и непроизвольная;

- по уровню развития – моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Памяти присущи следующие характеристики:

· объем (максимальное число несвязанных между собой объектов, которые можно удержать, повторить или осознать за один раз),

· быстрота (способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию с разной скоростью),

· точность (способность к воспроизведению материала без искажения),

· длительность (минимальным временем между двумя последовательными обращениями к памяти).

Законы памяти

Закон памяти Практические приёмы реализации  
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.

Процесс мышления:

· всегда имеет опосредованный характер;

· опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;

· исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему;

· отражает связи и отношения между предметами в словесной форме;

· всегда находится в неразрывном единстве с речью;

· органически связано с практической деятельностью.

Виды мыслительных операций:

· Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

· Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

· Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

· Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

· Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

· Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.

Основные формы мышления:

· Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

· Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

· Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Виды мышления: 1) теоретическое (понятийное, образное); 2) практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно-образное. Мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Мысля наглядно и образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Необходимо диспетчеру авиалиний, цыганке-гадалке, выбирающей подходящую клиентку, вору-карманнику и т.п.

Наглядно-действенное. Процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Необходимо инженеру-механику, слесарю-ремонтнику.

Все четыре вида мышления не просто сосуществуют, но обычно необходимы для большинства видов деятельности.

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

Виды воображения:

· По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое.

· По содержанию труда – художественное, техническое.

· По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное.

· По характеру образов – абстрактное и конкретное.

· По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов, не существующих в настоящее время).

Функции воображения:

· представление действительности в образах;

· регулирование эмоциональных состояний;

· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

· формирование внутреннего плана действий;

· планирование и программирование деятельности;

· управление психофизиологическим состоянием организма.

Воображение тесно связано с мышлением:

· подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

· воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

· воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

· в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

· в основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык – это система условных символов, с определенным значением и смыслом. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности.

Свойства речи:

· содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;

· понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

· выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

· действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Функции речи:

· выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения);

· воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию);

· обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия);

· сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).

Виды речи:

· устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой;

· письменная – это речь посредством письменных знаков;

· монологическая – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

· диалогическая речь – это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

· внешняя – речь, выполняющая функции общения;

· внутренняя – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека;

Внимание – это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается как психический процесс не являющийся самостоятельной формой отражения, а как организующий другие формы отражения (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции), в результате чего что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.

Функции внимания:

• отбор значимых для человека воздействий и игнорирование (торможение) других несущественных, побочных воздействий;

• удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

• регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы как ожидание, установка, апперцепция и другие.

Формы внимания:

• сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.);

• моторное (двигательное) внимание;

• эмоциональное внимание (связано с эмоционально - значимыми стимулами, с процессии запечатления информации);

• интеллектуальное внимание (связано с процессом обдумывания);

• внешние внимание (направленность сознания на предметы, явления внешней среды и свои внешние действия);

• внутреннее внимание (направленность внимания на явления и состояния внутренней среды организма).

По активности человека в организации внимания можно выделить два самостоятельных уровня внимания: непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) и произвольное (активное, преднамеренное) внимание. Особое место в этом ряду занимает послепроизвольное внимание, выделенное Н.Ф. Добрыниным (1958). Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности (иногда даже с помощью немалых волевых усилий), а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия.

Свойства внимания:

1.Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Иными словами объем внимания связан с числом одновременно отражаемых в сознании объектов. Объем внимания у взрослого человека равен в среднем 7 элементов (связь с кратковременным запоминанием).

2.Концентрация внимания – свойство, выражающееся в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений, переживаний, мыслей.

3.Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения концентрированного внимания.

4.Переключаемость внимания характеризуется быстротой произвольного перехода внимания на новый объект или от одного действия к другому, сохраняя при этом высокую степень концентрации на нем.

5.Распределяемость внимания определяется возможностью выполнения двух и более действии одновременно, распределяя внимание между ними.

6.Отвлекаемость внимания связано с непроизвольными колебаниями его уровня.

Жизненные кризисы.

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. В первом случае у ребенка развивается чувство доверия к окружающему миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание неудач может привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от атмосферы в школе и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение пошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Направленность личности

Вопросы:

1.Понятие направленности личности, ее виды и формы.

2.Мотив и мотивация личности.

Мотив и мотивация личности

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека с разной степенью осознания. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1)совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;

2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационного объяснения требует: возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, перенастройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Мотивация и деятельность.

Концепции мотивации деятельности (общения, поведения):

1.Теория каузальной атрибуции (понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение).

Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей;

б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим законам;

в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними факторами, а удачные – внутренними.

2. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива достижения успехов, результаты деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений и неудач в прошлом и от иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы (качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком).

Также имеет значение соотношение результатов деятельности и тревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия «личностной тревожности», а от силы «ситуационной тревожности», эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности когнитивной оценки ситуации.

У людей с ярко выраженной личностной тревожностью, возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего, когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека (мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний).

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя, из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Мотивационные образования, характеризующие личность:

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым людьми.

Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).

Творческое вдохновение.

Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов и выражается:

· в творческом подъеме;

· в обострении восприятия;

· в повышении способности воспроизведения ранее запечатленного;

· в возрастании силы воображения;

· в возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений;

· в проявлении обилия мыслей и легкости нахождения существенного;

· в полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости.

Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала – это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Решительность – психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение.

Необходимыми условиями решительности являются:

· широта мышления,

· проницательность,

· мужество,

· большой жизненный и профессиональный опыт,

· знания,

· планомерность работы.

Однако решительность – это ни в коем случае не спешка и торопливость, необдуманность и излишняя самоуверенность.

Медитации и гипноз.

Медитация – измененное, по желанию индивида, особое состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли.

В состоянии медитации субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации (уменьшения напряжения, расслабления, снятия стресса). Возможно наступление и того, что у буддистов называется нирваной – состояния высшей безмятежности, спокойствия, слияния души с Вселенной.

Существует несколько техник (приемов) медитации: йога, зазен, техника дервиш-турнеров, техника трансцендентальной медитации и др.

Гипноз – временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания.

Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызванное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушения. Внушение – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии.

Боль и анальгезия. Болью называется психическое состояние, которое возникает как результат сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его целостности или существованию вообще. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгезией. Она достигается с помощью:

- анальгетиков (веществ, подавляющих болевые ощущения или снижающих чувствительность к боли),

- путем концентрации внимания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия (музыка, белый шум и т.д.),

- посредством внушения,

- самовнушения,

- гипноза,

- методами общего или точечного массажа,

- воздействием холода или тепла на определенные участки тела.

Вера – особое психическое состояние, проявляющееся в полном и безоговорочном принятии индивидом каких-либо сведений, явлений или представлений, которые могут в дальнейшем выступить основой его «Я», определять его поступки и отношения.

Вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, и чем эффективнее интеллектуальные механизмы, чем более сложными являются умопостроения человека, тем меньше у него оснований для слепой веры.

Эйфория и дисфория. Эйфория – психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении; это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. Дисфория – противоположное эйфории психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, при некоторых формах психопатий.

Дидактогения и ятрогения. Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (учителя, тренера, воспитателя, руководителя и т.д.). К таким негативным состояниям следует отнести угнетенное настроение, страх, фрустрацию и др., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях ученика. Ятрогения (внушенная болезнь) – отрицательное психическое состояние, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (например, при неосторожном комментировании особенностей его болезни), способствующее возникновению неврозов.

Персеверация и ригидность.

Персеверация – пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое.

Ригидность – более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, «застойности», вторые – вследствие такой «подвижности», которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Апатия – вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений.

Депрессия – подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций.

Фрустрация (от лат. «frustration – крушение планов) стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близко достижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

1) Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях «срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя («автоагрессия»), когда человек начинает «бичевать себя», нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

2) Фрустрация выступает в форме депрессии, когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в «себя» и становится безразличным к внешним раздражителям.

3) В форме фиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления).

4) Замещение. Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии); утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»); вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Согласно теории Розенцвейга по направлению реакции подразделяются на:

1) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

2) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.

3) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Психическая напряженность – это состояние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, новой или угрожающей) ситуации.

Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей стрессогенной ситуации и индивидуально-психологических качеств человека. На одних людей ПН действует мобилизующе, другие, наоборот, ощущают на себе ее дезорганизующее влияние (поскольку ПН может вызывать нарушения уровня восприятия, мышления и двигательной активности).

Психическая напряженность может быть обусловлена стрессогенными факторами внешнего и внутреннего порядка. К внешним факторам следует отнести: степень неожиданности воздействия; интенсивность воздействия, превышающую индивидуальные психологические возможности человека; дефицит времени на оценку ситуации и принятие решения о его реализации; неопределенность ситуации. Внутренние факторы включают: субъективную оценку воздействия как опасного, угрожающего здоровью, жизни, социальному статусу, ведущим мотивам поведения в системе ценностей человека; субъективную чувствительность человека к самому стрессогенному фактору, или, иными словами, личностную значимость воздействия; близость действия стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно — неприятно»; продолжительность воздействия стрессора при сохранении его личностной значимости; конфликтный выбор между противоположными мотивами поведения.

Выделяют:

1) операционную напряженность, то есть напряженность, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.);

2)эмоциональную напряженность, вызванную эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Эмоциональное напряжения может выступать как позитивное состояние:

1)решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения;

2)эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач;

3)выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Эмоциональное напряжения может выступать как негативное состояние

1)снижение процессов восприятия, внимания, памяти:

2)снижение активности мыслительных процессов;

3)утрата гибкости мышления, преобладание эмоциональных компонентов в сознании над рациональными;

4)трудности в принятии решений при фиксации сознания на стрессовом характере ситуации.

На поведенческом уровне это выражается в неадекватной реакции на раздражители, импульсивности, непоследовательности, негибкости поведения, в возможности появления как активных (в том числе в виде физической агрессии), так и пассивных форм реагирования и т.д.

Аффект (от лат. «affectus» – совершать согласно с чувством) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действии. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них.

В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов:

1)патологические (болезненное нервно-психическое перевозбуждение, связанное с полным помрачением сознания и парализацией воли);

2)физиологические на патологической основе;

3)физиологические.

Разделение аффектов проводится по внешним проявлениям (которые детерминированы силой и спецификой протекания внутренних реакций) и по «почве», на которой они возникают.

Физиологический аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрывной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект дает неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Он возникает в случаях, когда имеется преднамеренная угроза ведущим жизненным ценностям человека, т.е. данному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация.

По мнению М.М. Коченова, существуют три механизма возникновения аффекта:

Первый связан с тем, что аффект возникает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отрицательных эмоциональных переживаний. В таком случае «пусковым механизмом» для развития аффективного состояния может стать незначительное отрицательное воздействие, ставшее, образно говоря, «последней каплей».

Второй механизм – это реакция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия).

Третий механизм связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было, как бы отсрочено на время – от нескольких минут до нескольких лет.

Во всех многообразных аффектах (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т.п.) можно выделить следующие этапы:

На первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.

На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.

На заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин рассматривают признаки физиологического аффекта следующим образом.

1.Внезапность возникновения. Аффект возникает внезапно не столько для окружающих, сколько для самого субъекта переживания, т.е. человек не собирается впадать в это состояние, не занимается самовзвинчиванием. Аффект возникает спонтанно, против воли человека, как бы овладев им.

2.Для аффекта характерна взрывообразная динамика. Это значит, что за крайне малый временной промежуток (вплоть до долей секунды) состояние достигает высшей точки, т.е. происходит как бы качественный скачок на иной уровень энергетики, протекания психических процессов.

3.Кратковременность аффективного состояния. Аффект может исчисляться секундами и продолжаться минуты. Когда говорят, что «состояние душевного волнения продолжалось 15 минут и более, это преувеличение либо совершенно другое состояние.

4.Аффект характеризуется интенсивностью и напряженностью протекания. У человека происходит своего рода высвобождение всех его внутренних ресурсов (физических и психологических). В состоянии аффекта астеничный человек меланхолического темперамента может одним ударом выбить дубовую дверь, в прямом смысле уничтожить значительно превосходящего по силе соперника и т.д. При этом в дальнейшем, он никогда не сможет повторить свой «подвиг» как бы ни старался.

5.Аффект дезорганизующе влияет на психическую деятельность. Дезорганизация затрагивает все стороны поведения человека, высшие психические функции. Это выражается в сужении сознания до пределов психотравмирующей ситуации, что на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности. На уровне мышления происходит утрата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов, что приводит к осознанию только ближайших, а не конечных целей деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает резкое снижение сознательного контроля над действиями и поведением в целом, нарушение целенаправленности, целесообразности и последовательности действий.

6.Аффект сопровождается возбуждением, стереотипной моторной активностью. В аффекте возбуждение может провоцировать резкое усиление двигательной активности, человек мечется, совершает много лишних беспорядочных движений, наносит множество ранений своей жертве (повреждения могут исчисляться многими десятками). При этом орудие преступления не всегда бывает адекватным: им может оказаться любой предмет, попавший в поле зрения. Все это указывает на резкое снижение качества протекания психических процессов, на регрессию, примитивизацию психической деятельности человека в состоянии аффекта.

7.В состоянии аффекта наблюдаются вегетативные сдвиги. Это проявляется в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистой полости рта, изменении голоса и т.п. Нередко именно подобные проявления отмечают свидетели, которые видели обвиняемого в момент совершения преступления или сразу после него.

8.Частичная амнезия на детали события и астенический синдром. Что касается астенического синдрома, то здесь следует отметить, что заключительной стадией эффекта является спад, который проявляется также в состоянии всех психических функций. Человек в постаффективном состоянии, как правило, проявляет заторможенность, безразличие, подавленность, слабость, упадок сил (в крайних проявлениях астенический синдром может вызывать рвоту, сон). Может наблюдаться и снижение адекватности поведения (например, женщина, совершившая убийство мужа, убегает с места происшествия, оставляя в квартире вместе с трупом свою полуторагодовалую дочь).

Давая краткую характеристику физиологического аффекта, В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин отмечают, что данное состояние возникает при наличии аффектогенной ситуации. Рассмотрим признаки такой ситуации.

1.Конфликтность. Она может порождаться высокой личностной значимостью психотравмирующего воздействия со стороны потерпевшего, насилием, угрозой жизни, здоровью, самоуважению, чести, достоинству (как самого обвиняемого, так и близких ему людей), недостатком информации о ситуации и способах ее разрешения. Конфликтность ситуации может быть вызвана как противоречиями в отношениях с окружающими (в частности, с потерпевшим), так и внутриличностными противоречиями (в случаях, когда у человека сталкиваются разнонаправленные мотивы и побуждения). Например, человеку приходится выбирать между двумя привлекательными решениями, требующими противоположных действий, или когда цель представляется привлекательной и в то же время непривлекательной; возможен также выбор между двумя в равной степени непривлекательными решениями. Нередко в жизни межличностные и внутриличностные конфликты сочетаются.

2.Внезапность. В данном случае речь идет о том, что ситуация обладает новизной, динамизмом, требует быстроты разрешения, однако человек не готов к этому, не имеет адекватных, подходящих способов действия.

3.Экстремальность. Это может быть обусловлено тем, что человек не имеет достаточной информации о ситуации и опыта решения возникающих необычных, новых для него проблем. Кроме того, как показывает практика, аффектогенным ситуациям свойственны быстротечность, наличие значительного количества помех, что влечет за собой дефицит времени для принятия решения и его реализации.

4.Реальность. Этот признак говорит о том, что аффектогенная ситуация должна быть реальной, а не воображаемой. М.М. Коченов призывает понимать данный тезис не столь прямолинейно, поскольку поведение потерпевшего может по-разному быть воспринято человеком в зависимости от его системы ценностей, функционального состояния в момент происшествия, настроения, предшествующих переживаний и т.д.

Субъективно аффект переживается как состояние, происходящее помимо воли человека, как бы навязанное извне. Однако состояние аффекта не является патологическим состоянием, поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень.

Усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта этого состояния можно не допустить. Особенно важно сосредоточить сознание на отрицательных последствиях аффективного поведения. Одним из приемов преодоления аффекта является произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение деятельности.

Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность с успехом может быть преодолена в результате самовоспитания.

Состояние аффекта не является состоянием невменяемости. Аффект – это не болезненная, не патологическая дезорганизация психики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Свойства личности

Вопросы:

1.Темперамент: понятие, типы, свойства. Темперамент и личность.

2.Характер: понятие, свойства, типология.

3.Понятие о способностях и их классификация. Задатки как основа способностей. Интеллектуальные способности

Оценка интеллекта.

Чтобы осуществить более или менее целостное и, следовательно, точное измерение интеллекта, обычно используют два «субтеста»:

1) в одном предлагаются задачи, требующие действий с использованием слов (ВИП – вербальный интеллектуальный показатель);

2) в другом надо выполнить задания, практически не связанные с семантическими действиями (НИП – невербальный интеллектуальный показатель). Общий показатель складывается из их суммы, причем единых правил подобного «сложения» пока не существует.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ,который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы.

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие значения могут приближаться к 0, самые высокие – к 200.

Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону.

У каждого третьего человека IQ находится между 84 – 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом.

Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Следует признать, что количественные измерения возможностей интеллекта оказывались действительно эффективными только в отношении людей, которых принято называть слабоумными. Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта.

Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ < 50–70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ < 50 – средней тяжести; при IQ < 35 – резко выраженная.

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ = 20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень называется имбецильностью (IQ = 20–50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж. Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ < 75), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Их поведение достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте особенно проявляется, когда обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Ими все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями. Они послушны, исполнительны, трудолюбивы, уважают начальство и любую власть. Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, т.к. ни одна страна не заинтересована в ее точности. Активные психологические исследования, мышления продолжаются более 300 лет, но сложность объекта изучения не гарантирует решающих успехов и в XXI веке.

Понятие и структура общения

Общение – это одна из основополагающих форм социального взаимодействия людей. В структуре любого общения выделяют три стороны:

Коммутативная сторона состоит в обмене информацией между людьми. Основная цель информационного обмена в общении – это выборка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

Интерактивная сторона представляет собой обмен действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми.

Перцептивная сторона – это процесс восприятия партнёрами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью.

Личность и социум

Взаимоотношения личности и социума занимается социальная психология. Это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.

Основные категории социальной психологии: социум, социальная группа, социальная роль, социальный статус, социальная установка.

Поведение человека уже с рождения во многом предопределяется социальным окружением. Влияние людей на поведение других людей описывают социальные процессы: социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное научение, социальный контроль.

Социальная фасилитация – это процесс повышения скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образов других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей за его действиями.

Социальная ингибиция – процесс противоположный социальной фасилитации. Реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности.

Социальное научение – процесс, осуществляемый посредством психологических механизмов заражения, подражания, внушения.

Социальный контроль – система воздействия социальных общностей на индивида с целью регуляции его поведения.

Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные группы в которых он ведет себя по-разному, то есть выступает в разных социальных ролях.

Социальная роль состоит из ролевого ожидания и ролевого поведения.

Любая социальная роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения роли, масштаб роли, формализация деятельности, мотивация поведения.

Ролевая теория личности – рассматривает личность как совокупность множества социальных ролей, которые присущи индивиду как члену общества.

Набором социальных ролей определяется социальный статус личности. Статус – это положение человека, его права, обязанности и привилегии.

Лидерство в малых группах

Лидер – это член группы, который принимает на себя роль вожака в структуре внутригрупповых отношений.

Руководитель – это официальное лицо, обеспеченное властными полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.

При определённых условиях лидерство и руководство могут совмещаться в одном лице.

В социальной психологии и теории управления существуют такие понятия «формальный лидер» (руководитель) и неформальный(выдвигаемый стихийно).

Основные признаки лидерства:

1. Более высокая инициативность и активность индивида при решении групповых задач;

2. Большая информированность о ситуации в группе и решаемых ею задачах;

3. Большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в данной группе;

4. Большая выраженность личностных качеств, принимаемым данной группой.

Виды лидерства:

- эмоциональное;

- информационное;

- деловое.

Руководство и лидерство

Руководство – оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующее официальные полномочия.

Лидерство – отношения доминирования и зависимости в системе межличностных отношений в малой группе.

Отличия лидерства от руководства

Критерии Лидерство Руководство
1. Основная функция Регуляция межличностных отношений в группе Регуляция официальных отношений в группе
2. Условия функционирования Возникает и существует в условиях микросреды Осуществляется в макросреде
3. Условия возникновения Возникает стихийно Возникает целенаправленно под контролем общества
4. Устойчивость Нестабильно Достаточно стабильное явление
5. Система санкций Ограниченная система санкций Широкая система санкций
6. Принятие решений Решения непосредственно касаются групповой деятельности Процесс принятия решений опосредован многими факторами

 

Основные стили управления

Стиль управления – типичная для конкретного руководителя (лидера) система приемов оказания влияния на других членов группы.

Классические стили управления: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль – система межличностных отношений характеризуется иерархичностью во главе с лидером, который имеет единоличную власть в принятии групповых решений, в применении групповых санкций. Минимум свободы, максимум контроля.

Демократический стиль – построение системы отношений в группе на основе принципов равноправия всех членов, функции лидера сводятся к согласованию принимаемых решений, урегулированию возникающих противоречий, вовлечение всех членов группы в групповые процессы. Максимум свободы, максимум контроля.

Либеральный стиль – наблюдается в ситуациях, когда групповые интересы идут стихийно, лидер занимает пассивную позицию и вмешивается в процесс принятия решений только тогда, когда к нему обращаются. Максимум свободы, максимум контроля.

Альтернативная классификация стилей управления

Индивидуальный стиль – индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

Факторы, влияющие на формирование стиля:

1) характер руководителя;

2) классификация сотрудников;

3) ситуация, в которой находится руководитель со своей группой.

Непоследовательный (алогичный) стиль проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому, что обуславливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Ситуативный стиль управления – гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных. При низком уровне развития формой управленческого взаимодействия является авторитарные указывания, при среднем – наставничество, при хорошем – консультации по отдельным проблемам, при высоком – передача полномочий.

Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития

Вопросы:

1.Тенденции современной социокультурной ситуации в стране, в мире.

2.Образование как способ вхождения человека в мир культуры.

1. Тенденции современной социокультурной ситуации в стране, в мире:

1. Заинтересованность общества в более высоком уровне образования.

2. Расширение сети высшего образования.

3. «Индустриализация обучения», то есть его компьютеризация и сопровождающая её технологизация.

4. Переход от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения, с включение элементов проблемности, научного поиска, широким использованием самостоятельной работы обучающихся.

5. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие.

6. Разделение изучающих предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся.

7. Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Образование как способ вхождения человека в мир культуры

Образование происходит от слова «образ», поэтому образование в буквальном смысле означает «формирование образа». Под образованием понимается формирование образа личности.

Образование – это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями.

Образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию мы приобщаемся к жизни общества, социализируемся и интегрируемся в социальную систему.

Образование – это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс её профессионализации и самоутверждения.Способствует социальной селекции, тем самым обеспечивает социальную мобильность людей, открывает доступ к престижным должностям и званием.

Образование – это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса.Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества.

12 Система образования в республике Беларусь: состояния и пути развития

Вопросы:

1.Национальная система образования в Республике Беларусь. Направления реформирования высшего образования в Республике Беларусь.

2.Содержание образования и его основные компоненты. Виды образования.

1. Национальная система образования в Республике Беларусь. Направления реформирования высшего образования в Республике Беларусь.

Национальная система образования в Республике Беларусь включает образовательные учреждения, которые осуществляют:

а) дошкольное воспитание;

б) общее среднее образование;

в) внешкольное обучение и воспитание;

г) профессионально-техническое образование;

д) среднее специальное образование;

е) высшее образование;

ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров;

з) повышение квалификации и переподготовку кадров.

Характеристика системы образования

1. Многоуровневость, ступенчатость, в основе чего лежит преимущественно возрастной критерий.

2. Преемственность уровней, управляемость, эффективность, направленность.

3. Качественная и количественная оценка всех подсистем;

4. Основной принцип действия – единство и непрерывность, что обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования.

Система образования рассматривается в трёх аспектах:

1. Социальный масштаб рассмотрения (образование в мире, в определенной стране, регионе и т. д.; государственное, частное.).

2. Ступень образования (дошкольное, школьное, высшее).

3. Профиль образования (общее, специальное).

Основные принципы реформирования национальной системы образования:

1. Доступность образования.

2. Равенство прав граждан и воспитательных задач.

3. Единство образовательных и воспитательных задач.

4. Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений.

5. Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

6. Преемственность между уровнями и ступенями образования.

7. Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования.

8. Поэтапность проведения преобразований и их корректировка с учетом достигнутых результатов.

9. Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.

Реформирование белорусской высшей школы сопровождается следующими нововведениями:

1. Введение новых образовательных стандартов, предполагающих реализацию компетентносного подхода к образованию студентов.

2. Модернизация на основе новых образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ.

3. Внедрение единой системы мониторинга качества высшего образования.

4. Приём в вузы по результатам централизованного тестирования и письменных экзаменов вместо устных.

5. Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.

6. Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.

7. Увеличение доли управляемой самостоятельной работы студентов за счёт снижения объёма аудиторной учебной нагрузки.

8. Замена контрольных работ у заочников на компьютерное тестирование и т. д.

2.Содержание образования и его основные компоненты. Виды образования

Содержание образования – система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования – это и результат, и уровень к которому стремится учебное заведение и те достижения, которые выражаются в знаниях, умениях, навыках, личностных качествах человека.

Выделяют три аспекта содержания понятия «образование»:

1. Образование как система – разные элементы и связи между ними (подсистем, управление, организацию, кадры и т. д.), характеризующиеся целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами.

2. Образование как процесс функционирования и развития образовательной системы осуществляется в образовательном процессе обучения и воспитания. Образование как процесс передачи опыта не прекращается никогда, видоизменяется по целям, содержанию, формам.

3. Образование как результат. Образование – это результат процесса обучения, овладения человеком системой определённых знаний, умений и навыков; формирование научного мировоззрения. Результатом образования является образованность (общая и профессионально-содержательная).

Виды образования:

В западной педагогике в ХVIII – нач. ХIХ в. формировались направления (виды): формальное и материальное образование.

Формальное образование – развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Источник знания – разум.

Материальное образование – передача учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки, необходимых в жизни. Энциклопедизм. Источник знаний – опыт.

В ХХ – ХХI вв. появилась личностно-целостное направление (вид) – основной упор делается на развитие личности и личностное самоопределение.

Факторы развития личности

Развитие личности сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в человеке.

Развитие личности определяется объективными и субъективными факторами:

1. Наследственность – возобновление у потомков биологических особенностей родителей.

2. Задатки – высокореализованный мозг, задатки к языкам, хождение в вертикальном положении и т. д.

3. Внешняя среда – совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и его развитие.

3.а Природная среда – климат, рельеф и т. д.

3.б Социальная среда – социальные группы (семья, детсад, школа и т. д.) непосредственно или опосредованно влияющие на человека.

4. Домашняя среда и ближайшее окружение – овладение умением общаться, устанавливать отношения с близкими.

5. Средства массовой информации как компонент социального окружения.

Семейное воспитание

Личность и творчество

Вопросы:

1.Творческий потенциал личности и условия его развития.

2.Жизненный путь как программирование и как творчество.

3.Технологии развития творческого потенциала личности.

Биологическая и психологическая подструктуры личности

Вопросы:

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

2. Биологическая подструктура личности.

3. Психологическая подструктура личности.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 330.