Психологическая подструктура личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности, которые неразрывно связаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности.

Познание воздействий окружающего мира происходит посредством

- сенсорно-перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление),

- мнемических (процессы памяти),

- интеллектуальных (мышление, воображение, речь).

Ощущение это – психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация ощущений.

Существует несколько возможных вариантов классификации двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек.

Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде (осязание, вкус, обоняние, слух зрение).

По месту расположения рецепторов (английский физиолог И.Шеррингтон):

· экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Разделяют на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение;

· интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

· проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

По времени возникновения в ходе эволюции: наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов.

По значимости для функционирования человеческой психики: зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации), органические (чувство голода, жажды, насыщения), обонятельные и вкусовые ощущения.

Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражитель слишком силен.

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.

Верхний абсолютный порог ощущения - максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение.

Дифференциальный порог, - едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и испытывают возрастные колебания.

Все ощущения имеют общие законы:

закон сенсибилизации-десенсибилизации - состоит в повышении или понижении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить или понизить свою чувствительность;

закон адаптации (приспособления) - состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только первые несколько минут, затем ощущение притупляется. Адаптацию, которая приводит к повышению чувствительности анализатора, называют позитивной. Негативная адаптация сопровождается снижением чувствительности анализатора.

закон контрастности - состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а черном - светлее.

Восприятие – психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

К свойствам восприятия относятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, константность, целостность.

Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный смысл.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.

Константность – относительное постоянство и независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).

Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

По видам ведущего анализатора :

- зрительные (образ человека, места, пейзажа);

- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

- обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

- вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

- температурные (представление о холоде и тепле).

По степени обобщенности :

· Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

· Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

· Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.

По степени волевых усилий:

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.

· Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По происхождению: представления восприятия, представления мышления, представления воображения.

Память – это психический познавательный процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.

Процессы памяти:

- запоминание;

- сохранение;

- воспроизведение;

- забывание.

Запоминаниеэто процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны -сохранение и забывание.

Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения:

- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;

- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;

- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Виды памяти. Существуют различные классификации памяти. Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую(наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формирование организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

- по сенсорной модальности – зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

- по содержанию – образная память, моторная память, эмоциональная память;

- по организации запоминания – эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

- по временным характеристикам – долговременная память, кратковременная память, мгновенная память, оперативная, промежуточная;

- по наличию цели – произвольная и непроизвольная;

- по уровню развития – моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Памяти присущи следующие характеристики:

· объем (максимальное число несвязанных между собой объектов, которые можно удержать, повторить или осознать за один раз),

· быстрота (способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию с разной скоростью),

· точность (способность к воспроизведению материала без искажения),

· длительность (минимальным временем между двумя последовательными обращениями к памяти).

Законы памяти

Закон памяти Практические приёмы реализации  
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.

Процесс мышления:

· всегда имеет опосредованный характер;

· опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;

· исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему;

· отражает связи и отношения между предметами в словесной форме;

· всегда находится в неразрывном единстве с речью;

· органически связано с практической деятельностью.

Виды мыслительных операций:

· Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

· Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

· Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

· Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

· Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

· Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.

Основные формы мышления:

· Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

· Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

· Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Виды мышления: 1) теоретическое (понятийное, образное); 2) практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно-образное. Мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Мысля наглядно и образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Необходимо диспетчеру авиалиний, цыганке-гадалке, выбирающей подходящую клиентку, вору-карманнику и т.п.

Наглядно-действенное. Процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Необходимо инженеру-механику, слесарю-ремонтнику.

Все четыре вида мышления не просто сосуществуют, но обычно необходимы для большинства видов деятельности.

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

Виды воображения:

· По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое.

· По содержанию труда – художественное, техническое.

· По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное.

· По характеру образов – абстрактное и конкретное.

· По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов, не существующих в настоящее время).

Функции воображения:

· представление действительности в образах;

· регулирование эмоциональных состояний;

· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

· формирование внутреннего плана действий;

· планирование и программирование деятельности;

· управление психофизиологическим состоянием организма.

Воображение тесно связано с мышлением:

· подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

· воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

· воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

· в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

· в основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык – это система условных символов, с определенным значением и смыслом. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности.

Свойства речи:

· содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;

· понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

· выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

· действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Функции речи:

· выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения);

· воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию);

· обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия);

· сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).

Виды речи:

· устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой;

· письменная – это речь посредством письменных знаков;

· монологическая – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

· диалогическая речь – это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

· внешняя – речь, выполняющая функции общения;

· внутренняя – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека;

Внимание – это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается как психический процесс не являющийся самостоятельной формой отражения, а как организующий другие формы отражения (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции), в результате чего что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.

Функции внимания:

• отбор значимых для человека воздействий и игнорирование (торможение) других несущественных, побочных воздействий;

• удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

• регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы как ожидание, установка, апперцепция и другие.

Формы внимания:

• сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.);

• моторное (двигательное) внимание;

• эмоциональное внимание (связано с эмоционально - значимыми стимулами, с процессии запечатления информации);

• интеллектуальное внимание (связано с процессом обдумывания);

• внешние внимание (направленность сознания на предметы, явления внешней среды и свои внешние действия);

• внутреннее внимание (направленность внимания на явления и состояния внутренней среды организма).

По активности человека в организации внимания можно выделить два самостоятельных уровня внимания: непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) и произвольное (активное, преднамеренное) внимание. Особое место в этом ряду занимает послепроизвольное внимание, выделенное Н.Ф. Добрыниным (1958). Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности (иногда даже с помощью немалых волевых усилий), а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия.

Свойства внимания:

1.Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Иными словами объем внимания связан с числом одновременно отражаемых в сознании объектов. Объем внимания у взрослого человека равен в среднем 7 элементов (связь с кратковременным запоминанием).

2.Концентрация внимания – свойство, выражающееся в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений, переживаний, мыслей.

3.Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения концентрированного внимания.

4.Переключаемость внимания характеризуется быстротой произвольного перехода внимания на новый объект или от одного действия к другому, сохраняя при этом высокую степень концентрации на нем.

5.Распределяемость внимания определяется возможностью выполнения двух и более действии одновременно, распределяя внимание между ними.

6.Отвлекаемость внимания связано с непроизвольными колебаниями его уровня.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.