Фактор распада СССР как угроза безопасности Китая
Распад СССР сформировал новую внешнеполитическую ситуацию, которая Пекином воспринимается неоднозначно. Так, он получил новые возможности в плане расширения своего влияния в Средней Азии (СА). Но, кроме того, сформировавшаяся обстановка в данном регионе сопровождается болезненными процессами, а также унаследованными еще с советского периода проблемами уйгурского сепаратизма, что в целом может угрожать национальной безопасности Китая.
Китай, как уже было сказано, рассматривает обстановку, складывающуюся в регионе ЦА как угрозу своей национальной безопасности. Процессы, происходящие в данном регионе, побуждают Пекин корректировать курс своей внешней политики. Также одной важной стратегической составляющей в сфере безопасности суверенитета остаются взаимоотношения с Россией.
В целом, можно выделить три потенциальных фактора, порождающих угрозы национальной безопасности Китая.
Так как Китай граничит с тремя среднеазиатскими странами (Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном), то распад Советского Союза кардинальным образом повлиял на расстановку интересов в регионе, что дестабилизировало Поднебесную.
Негативные последствия вызваны, прежде всего, неурегулированными вопросами, связанными с погранично-территориальными вопросами, высоким уровнем присутствия на границах и усилением уйгурского сепаратизма.
Границы Китая с Россией были сформированы в основном к концу 19 века. Но при этом китайское руководство всегда не соглашалось с делимитацией границ и предъявляло претензии, как к Российской Империи, так и к СССР. Спорными участками оставались территории Дальнего Востока, часть территории Средней Азии и Казахстана.
Политические перемены в конце 20 века привели к достижению обоюдного соглашения насчет границ на Дальнем Востоке, но разногласия по поводу среднеазиатских границ так и остались нерешенными вследствие распада СССР.
Оставшиеся спорные вопросы, отсутствие договоров по поводу территорий и границ между новыми образовавшимися государствами и Пекином обеспокоили китайское руководство. Одновременно с этим КНР решила воспользоваться таким положением дел для получения максимальной выгоды.
Таким образом, для начала китайские руководители выступили с намерением возобновить переговоры по поводу территориальных границ, так как гарантом национальной безопасности являются четко определенные государственные границы. В 1992 году были проведены переговоры между Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном по спорным территориям. Далее была создана рабочая группа «4+1» 12, куда входили делегации из России, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Китая. В рамках переговоров данной группы были достигнуты соглашения по поводу границ.
Говоря о высоком уровне военного присутствия на границах, стоит отметить, что данная проблема возникла после обострения советско-китайских отношений в конце 60-х гг. 20 века. Там, где проходила граница России и Китая, были расположены войска Среднеазиатского военного округа, и часть ядерного оружия СССР, для сдерживания Китая. Все это в целом заставляло Китай беспокоиться о своем суверенитете.
Данная проблема также решалась в рамках группы «4+1» , которая начала свою работу на постоянной основе с 1993 года. Были подписаны два важных документа, которые налагали определенные ограничения на уровень военной активности в приграничных районах и сокращали количество вооруженных сил.
Данные договоренности способствовали процессу урегулирования вопроса о границах, расширению сотрудничества со странами Центральной Азии.
Что касается уйгурского сепаратизма, данный сепаратизм возник в начале 90-х годов, когда часть населения Синьцзяна пыталась провозгласить суверенное государство «Восточный Туркестан». Распад СССР стал катализатором появления различных стремлений к отделению. У китайского руководства данная ситуация вызвала озабоченность, учитывая что уйгурская диаспора находится во всех трех странах ЦА, с которыми граничит Китай.
С целью пресечения подобных сепаратистских настроений Пекин усилил режим контроля над границами и ужесточил таможенную охрану. Кроме того, китайское руководство заручилось поддержкой стран Средней Азии. В ходе переговоров различных уровней со стороны Пекина озвучивались тезисы о необходимости противостояния этническому сепаратизму.
Таким образом, можно утверждать, что в результате активных действий и дипломатического давления со стороны КНР на центральноазиатский регион, отношения Китая со странами Средней Азии урегулировались, и приобрели основу для дальнейшего расширения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 280.