В рассматриваемом контексте особенно большое значение имеет нормализация российско-китайских отношений. В настоящее время одна из главных задач, стоящих перед российской дипломатией, заключается в принятии всех возможных усилий, направленных па то, чтобы сделать Китай своим союзником, а не новым противником.
За период от создания Китайской Народной Республики в 1949 г. и до окончания холодной войны китайско-российские отношения претерпели многие испытания. Был пройден путь от союза к конфронтации, от вооруженных столкновений на границе к нормализации советско-китайских отношений в период перестройки. Преодолев культивировавшееся с конца 1950-х гг. отрицательное отношение к северному соседу, в 1980-х гг. Дэн Сяопин выдвинул концепцию равноудаленное™ от СССР и СШЛ. В соответствии с этой концепцией провозглашалась ориентация на мирное сосуществование с обеими сверхдержавами.
Новый этап в российско-китайских отношениях наступил с распадом СССР и вступлением на геополитическую аванс-цену в качестве его правопреемника Российской Федерации. С 1992 по 2001 г. Китай и Россия выработали 11 совместных заявлений и деклараций. Визит Б. Н. Ельцина в Пекин в декабре 1992 г. был объявлен началом новой эры в российско-китайских отношениях, главное содержание которой состоит в дальнейшем расширении и укреплении экономического, технического и военного сотрудничества между двумя странами.
Во время этого визита было подписано около двух десяткой соглашений, включая проекты участия Китам в разработке сибирских и дальневосточных природных ресурсов. Эти соглашения зафиксировали тот факт, что две стороны пришли к консенсусу по многим спорным пограничным вопросам и достигли заметного прогресса в проблемах взаимного контроля над вооружениями и мерах доверия. Договор между двумя странами, ратифицированный в 1992 г., охватывал большую часть границы Китая с Россией и Монголией. В принципе решен вопрос о маленьких островах вблизи Хабаровска.
Своего рода логическим завершением этих процессов и тенденций стало подписание 16 июля 2001 г. в Москве Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Он содержит ряд положений, предусматривающих военное сотрудничество между двумя странами. Указывается, что стороны поддерживают политику друг друга в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности. В данном договоре Россия подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, согласно которой существует только один Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая.
Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует множество предпосылок. Определяющее значение в данном контексте имеет то, что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над противоречиями и конфликтами. Прежде всего обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в восточноазиатском регионе и разрядке напряженности на Корейском полуострове. Показательны согласованные выступления двух стран по югославской, иракской и северокорейской проблемам. Пекин и Москва выступают практически с единых позиций по вопросу о ядерной программе Ирана.
Россия и Китай являются естественными союзниками в их противостоянии гегемонистским устремлениям Вашингтона. Так, в российско-китайской Совместной декларации о многополярном мире и формировании нового мирового порядка, подписанной 23 апреля 1997 г. в Москве Президентом РФ Б. Н. Ельциным и Председателем КНР Цзян Цзэ-минем, звучит призыв ко всем странам развернуть активный диалог по вопросу о строительстве мирного, стабильного, справедливого и рационального нового международного порядка. Подтверждая эту позицию, Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и КНР от 16 июля 2001 г. говорит о стремлении сторон поддерживать глобальный стратегический баланс и стабильность.
Споры об идеологическом приоритете той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга. Китай способен предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты в обмен на промышленное оборудование, военную технику и сырьевые материалы. Географическая близость, протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским Дальним Востоком в получении товаров с европейской России, также способствуют ускоренному расширению китайско-российской торговли. Показателем улучшения отношений между двумя странами является, например, готовность России продать Китаю передовую военную технику, включая новейшие образцы боевых самолетов.
Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии составляет головную боль как для России, так и для Китая. Пекин озабочен тем, какое именно влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское население. Например, неблагоприятная ситуация в той или иной центральноазиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим фактором для Синцзян-Уйгурского автономного округа Китая, где проживает около 1 млн казахов, 375 тыс. киргизов и представителей других центральноазиатских народов.
Россия, в свою очередь, озабочена тем, что растущие межэтнические конфликты отрицательно скажутся па миллионах русских, которые остались в этих странах, и создадут сложные проблемы на протяженной границе с мусульманским миром. Москва и Пекин не могут также равнодушно смотреть па проникновение в этот регион других мусульманских стран, особенно Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.
Для внешней политики Китая характерна активность по всем выгодным для его национальных интересов азимутам. В этом контексте следует рассматривать политику этой страны в отношении России и ряда других постсоветских государств к северу от своей границы. В плане формирования структур безопасности в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом важным шагом, как будет показано ниже, стало подписание в апреле 1996 г. Россией и другими граничащими с Китаем странами СНГ (Киргизией, Таджикистаном, Казахстаном) соглашения о создании Шанхайского форума, к которому впоследствии присоединился Узбекистан. Соглашение было направлено на укрепление доверия в военной области по периметру бывшей советско-китайской границы, оказавшее позитивное влияние на ситуацию и в Восточной Азии. В 2001 г. Шанхайский форум был преобразован в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
Совпадение принципиальных подходов России и КНР в ключевых вопросах мировой политики — одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем но всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений. Нельзя не затронуть и тот факт, что в торгово-экономических отношениях преобладающее место занимают военная техника, углеводородное сырье и дешевый ширпотреб.
Вместе с тем необходимо отметить, что Китай прохладно относится к идее создания системы коллективной безопасности в Азии. Важно учесть, что у Китая, хотя и не на официальном уровне, сохраняются претензии на значительные части территории Дальнего Востока России. Раньше время от времени поднимался вопрос об отторжении царской Россией свыше 1,5 млн кв. км китайской территории. В определенной степени не решен вопрос о продолжающейся картографической агрессии Китая против России, в основу которой положен принцип выпуска географических карт, где около 1540 тыс. кв. км территории России окрашены в цвета Китая. Полностью не изжито понятие "Великая северная целина", под которым подразумеваются восточные регионы России.
Россия должна учитывать возможность возникновения при определенных условиях угрозы для ее безопасности со стороны Китая. Китай имеет крупнейший после США и России ядерный потенциал и вооруженные силы, составляющие около 4 млн чел. КНР также активно проводит модернизацию своих вооруженных сил, чему способствует стремительный рост показателей ВНП. По имеющимся данным, в настоящее время ежегодный рост военного бюджета составляет более 20%. Особую значимость приобретает анализ китайских военных концепций. Исходя из них, можно сделать вывод, что при определенных условиях руководство КНР не исключает возможность применения силовых методов для реализации внешнеполитических целей и охраны жизненно важных интересов государства.
Говорят, что китайский иероглиф, обозначающий Россию, читается и как "страна неожиданностей". Сам Китай также характеризуется тем, что способен задавать мировому сообществу такие вопросы, на которые весьма трудно дать ответы. В условиях постоянно меняющейся обстановки на международной арене Китай потенциально может содержать ряд угроз экономического, геополитического и военного характера для национальной безопасности Российской Федерации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 309.