Вопрос о воссоединении КНР с Тайванем или о национальном объединении остается одной из самых сложных проблем региональных отношений. Истоки проблемы уходят к последним месяцам гражданской войны в Китае осенью 1949 г., когда бывшее центральное правительство Китайской Республики во главе с лидером Национальной партии (гоминьдан) Чан Кайши под давлением коммунистических отрядов Мао Цзэдуна отступило на Тайвань. С тех пор каждое правительство - новое, коммунистическое, в Пекине и старое, гоминьдановское, в Тайбэе - претендовало за легитимность и считало себя единственным законным общекитайским правительством. Советский Союз признал КНР, а США и их союзники - Чан Кайши.
В 1972 г. США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши и продолжив оказание ему военной помощи на основании Закона 1979 г. об отношениях с Тайванем. В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемники продолжали исходить из формулы существования "одного Китая" и признавали значимость задачи национального объединения. Однако с течением времени ситуация осложнилась. Внутри Тайваня росло влияние местных уроженцев - сторонников отказа от единства с "большим Китаем", требовавших провозглашения независимости острова. Поэтапная демократизация на Тайване позволила сепаратистам получить представительство в парламенте и оказывать влияние на внешнюю политику.
КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на применение силы для объединения. Однако оно систематически дает понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, под которыми понимается принятие Тайванем решения об объявлении независимости, не исключается.
При этом представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты для обсуждения условий возможного объединения. Позиция Пекина сводится к формуле "одно государство - две системы", которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему, но передав Пекину руководство своей внешней и оборонной политикой. Тайваньская сторона не считает эти условия приемлемыми. Она не исключает объединения, но видит его как длительный демократический процесс слияния двух равноценных политических субъектов. Исходной точкой объединительного процесса в Тайбэе считают признание Пекином Тайваня в качестве равного партнера. Тайвань поддерживает дипломатические отношения с 29 странами мира.
Российская Федерация признает официальную позицию КНР в тайваньском вопросе. Она установила и поддерживает неофициальные связи с Тайванем с 1992 г.
КНР – коммунистическое государство, а на Тайване – капитализм. ВНП на душу населения на острове в 10 раз выше, чем на материке. В марте 2000 г. ситуация на Тайване и вокруг него резко изменилась: президентом мятежного острова был избран лидер оппозиционной Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чэнь Шуйбянь. Более чем пятидесятилетнее безраздельное правление гоминьдановцев на острове закончилось, эта партия с момента своего основания в 1986 г. открыто выступала за учреждение суверенной Республики Тайвань.. После прихода к власти Чэнь Шуйбянь продолжает демонстрировать гибкость в отношении КНР. Он заявляет о своей готовности обсуждать принцип «одного Китая» с Пекином, о том, что объединение с материком возможно в качестве «альтернативного варианта» в форме конфедерации. Чэнь обещает не провозглашать независимость Тайваня, не отказываться от его названия Китайская Республика, не включать в конституцию тезис о межгосударственном характере отношений с материком, не проводить референдумов по вопросу объединения и независимости и т.п. В ответ тайваньский руководитель требует лишь одного – чтобы КНР воздерживалась от применения силы против острова. Новые тайваньские власти энергично поощряют различные контакты с материковым Китаем, призывают Пекин сесть за стол переговоров о прямой торговле. Избрание Чэнь Шуйбяня президентом поставило китайское руководство перед стратегическим выбором: либо продолжать курс на модернизацию страны, либо перенести центр тяжести на подготовку к войне с сепаратистами. Ни один китайский лидер и помыслить не может о том, чтобы стать деятелем, виновным в «потере Тайваня».
Россия и Курильские проблемы
1 ноября президент РФ /Дмитрий Медведев прилетел на Кунашир, самый южный остров Большой Курильской гряды. Глава российского государства впервые посещает Курилы, из-за спора о принадлежности которых Москва и Токио с 1945 года не могут подписать мирный договор.
Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.Основной проблемой на пути к достижению договоренности является bec/adaвыдвижение Японией территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).
В 1745 г. большая часть Курильских островов была нанесена на "Генеральную карту Российской империи" в Академическом атласе.В 70-х гг. XVIII века на Курилах существовали постоянные русские поселения под начальством иркутского мещанина Василия Звездочетова. На карте 1809 г. Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии. В XVIII веке мирная колонизация россиянами Сахалина, Курил и северо-востока Хоккайдо в основном завершилась.Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 г. построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп.К 1804 г. на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных – Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.7 февраля 1855 г. был подписан первый русско-японский договор – Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп. Позиция российской стороны по вопросу о пограничном размежевании состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г., Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.) и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.В то же время сдерживающее воздействие нерешенности территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось. Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.
Китай и проблема Тибета, СУАР
Официально тибетскому вопросу – чуть более шестидесяти лет. Отсчет времени начинается с вторжения китайской Народно-освободительной армии на территорию фактически независимого Тибета в 1950 году. С этого времени радикальные политические, экономические, культурные перемены коренным образом трансформируют сам характер общественной жизни в Тибете, практически не менявшийся на протяжении тысячелетия с лишним, заставляют эмигрировать всех активных приверженцев сохранения традиций во главе с самим Далай-ламой XIV – главой духовной иерархии Тибета, а мировому сообществу в лице стран Запада и региональных оппонентов Китая дают основания утверждать о совершенном акте оккупации суверенного государства. На самом деле, история тибетского вопроса куда продолжительнее и уходит в глубину многовековых взаимоотношений двух ближайших соседей – Тибета и Китая, точнее государств, существовавших на его территории.
Российско-китайское сотрудничество в области безопасности и борьбы с терроризмом
Проблема борьбы с терроризмом заняла сегодня на одно из важнейших мест в жизни мирового сообщества. Причины терроризма многоаспектны и многообразны. Они обусловлены наличием противоречий в различных сферах общественной жизни. Это противоречия экономического, социального, расового характера, которые зачастую носят объективный характер. Эти причины подробно рассмотрены в первой главе работы. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами. Имеющиеся в практике ООН операции по поддержанию мира могут найти применение и в деятельности региональных организаций.
Проблема межгосударственного регионального сотрудничества в борьбе с терроризмом объективно выступает в качестве острейшей практической задачи для РФ и КНР. Ценностный смысл научной рефлексии этой проблемы заключается в возможности определения общих, базовых принципов, методов и способов организации борьбы с ним на региональном уровне, реализующихся в совместной практике соседних государств. Подобный уровень сотрудничества постепенно складывается между РФ и КНРСоциально-политические процессы, связанные с реформированием китайского общества и его модернизацией в XXI в., способствуют реализации собственного «китайского регионализма». Этот путь развития потребовал от КНР огромных внутренних и внешних ресурсов (сырьевых, научных, экологических и т.д.), дефицит которых постоянно усиливается. В результате, необходимость обеспечения и защиты китайских национальных интересов от новых транснациональных угроз на его глобализирующемся региональном пространстве ведет к расширению сфер межгосударственного сотрудничества с РФ, в том числе и в борьбе с международным терроризмом.
Роль России и Китая в АТЭС.
Участие Росси в АТЭС направлено на экономическую социализацию и важно для российских экономических агентов, для развития понимания специфики азиатского бизнеса, установления связей и т.д. Shkuropat A. Assesing Russia's Entry into APEC. Prepared for APEC Study Centre ?Consortium Conference. 31 May--2 June 1999. Auckland, New Zealand. P.4. Этим целям служит Деловой консультативный совет и различные комитеты и рабочие группы. В то же время принцип открытого регионализма и рекомендательный характер соглашений дает возможность развивать и европейское направление.В 2001 году Россией был предложен ряд направлений сотрудничества в рамках АТЭС: энергетическое, транспортное, телекоммуникационное, машиностроение, военно-техническое, химическая промышленность и рыбная промышленность. Стремление России к более активному участию в форуме было артикулировано К Концепции участия России в АТЭС в 2003 году, в которой были затронуты вопросы устранения торговых барьеров, стимулированию инвестиционной деятельности. В 2005 году на форуме было принято решение считать энергетическую сферу наиболее приоритетным направлением экономического сотрудничества РФ-АТЭС, а борьбу с терроризмом - важным аспектом политического сотрудничества. В 2006 году на саммите АТЭС российская сторона выразила желание взять на себя председательство в 2012 году, а в 2010 году Россия вновь его подтвердила.
в 2003 году на конференции глав торговых ведомств стран-участниц АТЭС Китай и Таиланд подписали соглашение о двусторонней торговле, по условиям которого средняя пошлина в 30% на более чем 200 видов фруктов и овощей была снижена до нуля
На встрече лидеров промышленности и торговли и неофициальной встрече лидеров экономик АТЭС Си Цзиньпин дважды подчеркнул, что необходимо содействовать свободной торговле и инвестициям и что впредь Китай будет проводить политический курс, направленный именно на реализацию этих двух целей на высоком уровне.
На встрече лидеров промышленности и торговли экономик АТЭС Си Цзиньпин подчеркнул, что необходимо использовать план действий АТЭС по усилению взаимосвязанности на 2015-2025 годы как проект для выстраивания всеохватывающей, многоуровневой, комплексной сети взаимосвязанности АТЭС.
Открываем план действий АТЭС по усилению взаимосвязанности на 2015-2025 годы, принятый в 2014 году, и видим: сопряжение по направлению взаимодействия между людьми предполагает содействие развитию простого и бизнес-туризма. План утверждал, что за период до 2025 года в границах экономик АТЭС побывают 800миллионов туристов.
РФ и мировые проблемы окружающей среды
Президент РФ Владимир Путин подписал указ об утверждении новой концепции внешней политики России. Предыдущая версия концепции, принятая в феврале 2013 года, признана утратившей силу. В ней высшим приоритетом было названо обеспечение защищенности личности, общества и государства.
Как и в документе трехлетней давности, в новой концепции приоритетным названо развитие сотрудничества со странами СНГ. Также Россия считает ключевой задачей углубление и расширение интеграции в рамках ЕАЭС в целях стабильного развития и повышения жизненного уровня населения стран организации. Причем в документе отмечается, что ЕАЭС способен сыграть важную роль гармонизации интеграционных процессов в европейском и евразийском регионах.
Из стран СНГ в документе отдельно упомянуты Украина, Молдавия и Грузия.
«Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта», говорится в документе. В 2013 году Украина была названа приоритетным партнером в СНГ.
Влияние мирового финансового кризиса конца 2000-х г. на внешнеполитическую стратегию РФ.
Так, коэффициент обновления основных фондов нефтедобывающей промышленности составлял в 1970-1985 гг. 11-12,5%, в 1998 г. - 1,7%, в 2000 г. 2,9%; в химической и нефтехимической промышленности в 1970 г. он был 12,1%, в 1998 г. - 0,5% и в 2000 г. 0,8%; в машиностроении и металлообработке в 1970 г. 12,7%, а в 1998 г. 0,4% и в 2000 г. 0,7%. Сильнее всего пострадала легкая промышленность: в 1970 г. ее основные фонды были обновлены на 10,2%, а в 1999 г. на 0,3%.При темпе обновления 1% в год, основные фонды промышленности, включая машины и оборудование, должны работать до их замены 100 лет. Это равносильно полной ликвидации промышленности России.Программа ускоренной приватизации банковской системы и мощной добывающей промышленности (нефтегазовая отрасль, выработка алюминия и т.п.) была наиболее сомнительной частью ельцинских экономических реформ. Приватизация создала атмосферу “последней распродажи”: сегодня продается все, так почему бы не прихватить что-нибудь для друзей и немного для себя? В годы реформы объем добычи нефти быстро упал до 303-305 млн. т, т.е. в 1,8-1,9 раза В 2001 г. добычу нефти в РФ вели 12 нефтяных компаний, 110 самостоятельных акционерных обществ и 10 организаций газовой промышленности и геологической разведки недр.
Российская дипломатия в Абхазском и Южноосетинском конфликтах.
Политика России в данном регионе зачастую подвергалась и подвергается критике за непоследовательность, необдуманность, ошибочность. В этой связи крайне актуален анализ причин политики, проводимой Российской Федерацией. Весьма значимо рассмотрение исторического фона, обстоятельств и условий, в которых приходилось действовать России. Изучение политики Российской Федерации в грузино-абхазском конфликте в историческом ракурсе позволяет понять взаимосвязь проводимой политики с конкретно-исторической ситуацией, что в свою очередь объясняет «непоследовательность» российской политики, дает возможность понять причины той или иной политики в прошлом, настоящем и будущем.
До начала военной стадии конфликта в совместном Заявлении министров иностранных дел Грузии и Российской Федерации от 5 апреля 1992 г. были прописаны обязательства «взаимно уважать законные интересы, территориальную целостность и нерушимость границ друг друга»
Россия прилагала все силы для прекращения огня. И 27 июля 1993 г. в Сочи было подписано «Соглашение о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением» [3]. Но уже 16 сентября 1993 г. абхазские вооруженные формирования начали наступательные действия. Российское правительство квалифицировало эти действия как грубое нарушение абхазской стороной Сочинского соглашения о прекращении огня, подписанные 27 июля. И, в свою очередь, 16 сентября 1993 г. правительство России потребовало незамедлительно прекратить боевые действия, отвести свои формирования на исходные рубежи. «Было заявлено, что отказ от этого будет рассматриваться как вызов со всеми вытекающими политическими и экономическими последствиями». Последствия Абхазия ощутила сразу — было прекращено электроснабжение, поступающее ей со стороны России.
Помимо этого российской стороной в ночь с 16 на 17 сентября рассматривался «план, который предусматривал, что если будет согласие сторон, то Россия могла бы направить в зону конфликта некоторое количество воздушно-десантных войск, чтобы прекратить боевые действия и провести срочное разоружение всех, кто имеет оружие и боевую технику». Однако грузинская сторона не согласилась, расценивая данные действия России как попытку оккупировать территорию. После фактически полного окружения Сухуми Грузия дала согласие принять помощь России, но теперь отказалась российская сторона, объясняя это тем, что вооруженный конфликт зашел слишком далеко и в уличных боях сложно определить, кто есть кто. Таким образом, несмотря на существенный технический прогресс, который имел место в отрасли за десять лет, расчленение большого государственного концерна и передача этой самой рентабельной в российской промышленности отрасли в частные руки привели к падению главного показателя эффективности производства примерно в 4 раза. Лишь в 2000-2001 гг., в условиях исключительно высоких цен на нефть на мировом рынке, положение несколько улучшилось (в расчете на одного работника добыто 1,2 тыс. т нефти). Россия богато обеспечена природными ресурсами, куда входят безбрежные запасы энергии, ценные дорогостоящие минералы и металлы, такие как золото и алмазы. В стремительном движении к системе свободного рынка большинство минеральных богатств нации было квази-легально приватизировано при помощи нечестных аукционов, связанных с программами льготного акционирования. Это стало первоосновой богатства новых «олигархов», которые использовали это богатство для получения политического влияния и контроля за средствами массовой информации, чтобы гарантировать продолжение своего контроля над богатствами нации. Западные (но не российские) СМИ приписывали и затруднения премьер-министра Кириенко, и, в конце концов, его смещение действиям олигархов, которые не одобряли политические перемены, сокращающие их контроль над национальными минеральными богатствами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 371.