Международные отношения - Вопросы международных отношений
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.
Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.
Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.
1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.
2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств[1].
Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Вместе с тем международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899 международных неправительственных организаций, в 1978 г. - 2420, в 1987 г. - 4235, в 1998г.- 5766. В этом находит свое проявление усиливающаяся глобализация мировой системы с отчетливо выраженным возрастанием объема разнообразных транснациональных (точнее, трансграничных) взаимодействий.
И все же значение межгосударственных организаций для регулирования международной жизни неизмеримо больше. В этом отношении они проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.
Первый из указанных выше двух подходов, по-видимому, в большей степени отражает фактическое положение дел на международной арене. Но в любом случае имеет смысл подчеркнуть три обстоятельства.
Во-первых, даже если рассматривать межгосударственные организации как вторичные, производные субъекты международного права, они вовлечены (и в некоторых случаях весьма активно) в процесс формирования и осуществления международно-правовых норм. Более того, эффективность последних все больше зависит от того, в какой степени они санкционированы межгосударственными организациями.
Во-вторых, деятельность этих организаций ощутимым образом влияет на международно-политическое поведение участвующих в них государств и в более широком смысле, причем даже в тех случаях, когда речь не идет о формировании некоторых правовых норм, принимаемых к обязательному исполнению. Можно сказать, что само участие в межгосударственных организациях становится для государств фактором их международной социализации.
В-третьих, хотя государства (общим числом порядка двухсот) и являются главными действующими лицами на международной арене, межгосударственных организаций значительно больше, и они в совокупности образуют довольно развернутую сеть, охватывающую практически все сегменты современных международных отношений.
В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации. Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизнь варьируются в довольно широких пределах. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений и заслуживает специального рассмотрения.
Классификация многосторонних институтов и международных организаций.
Институты, в рамках которых осуществляются многосторонние отношения, называются многосторонними институтами.
Итак, многосторонние институты подразделяются на:
международныеорганизации;
интеграционныеобъединения;
параорганизации(клубы);
международныережимы;
временные (долгосрочные) многосторонние институты.
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.
Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.
еждународные организации, как правило, разделяют на две основные группы.
1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.
2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств[1].
Феномен "параорганизаций" и "дипломатии клубов".
Параорганизации или клубы — общее название для множества многосторонних институтов. Приставка «пара-» означает внешнее сходство с традиционной организацией. При ничуть не меньших устойчивости во времени, регулярности функционирования и понимании того, кто входит в состав того или иного «клуба», параорганизации, как правило, лишены основных (всех или нескольких) элементов, характерных для традиционных организаций — учредительного соглашения, устава, писаных критериев членства.
Существуют клубы по сути межгосударственные — «Группа восьми», «Группа семи», «Группа двадцати», БРИКС, Парижский клуб стран-кредиторов. Другие же клубы являются неформальными регулярными площадками для встречи ведущих политиков, государственных деятелей, бизнесменов и ученых с мировым именем. К таким клубам относятся Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия, Римский клуб, Лондонский клуб.
По своей компетенции клубы также могут быть секторальными и общей компетенции. Как правило, все клубы функционируют в общемировом масштабе, с определенным смещением акцента в сторону евро-атлантического сообщества.
Существует особый тип параорганизций — международные регулярные форумы неправительственного характера, как правило, специализирующиеся в сфере экономики. Наиболее известным из таких форумов является Всемирный экономический форум в Давосе. Такие форумы, как правило, имеют координационные структуры, функционирующие между основными заседаниями, научные, программные комитеты, а также целый ряд публичных мероприятий, проводимых между основными заседаниями. Многосторонние отношения, развивающиеся в рамках параорганизаций, часто, особенно во франкоязычной литературе, называютдипломатией клубов.
71.Роль ООН в современных международных отношениях.
Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.
Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как - Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) - договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
Основы деятельности ООН её и структура разрабатывались в годы Второй мировой война ведущими участниками Антигитлеровской коалиции.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции проходившей с апреля по июнь 1945 года. Согласно ему, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
Проблемы функционирования и реформы ООН в 1990-е годы.
Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе. Межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно.Оно определяется следующими основными факторами:
- ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.
- Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего ро-
да общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
- ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает
совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.
- ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира,
в том числе и путем использования вооруженной силы.
Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов. В Генеральной Ассамблее каждое государство имеет один голос; она собирается на свои регулярные сессии ежегодно, а также на специальные и чрезвычайные сессии (всего их было 29); решения по повестке дня (которая насчитывает более 100 вопросов) принимаются простым большинством голосов и не обязательны для государств-членов, но рассматриваются как мнение мирового сообщества и в этом смысле имеют значительный моральный авторитет. (За время своей деятельности Генеральная Ассамблея приняла свыше 10 тыс. резолюций.) Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов (которые, таким образом, обладают правом вето). При рассмотрении вопросов, связанных с возникновением угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить
экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил .
Именно сейчас, после окончания “холодной войны”, может быть полностью раскрыт потенциал Организации. Разумеется, требуется ее комплексная адаптация к современным условиям, на что и нацелены положения принятого единогласно. И если ООН удавалось служить интересам мирового сообщества в худшие времена, то тем более Организация в состоянии эффективно делать это сейчас - при наличии доброй воли всех государств.
В настоящее время ООН переживает в своем развитии сложный момент, связанный с самой крупной за всю историю реформой Организации. Россия понимает необходимость реформ ООН, которые позволили бы Организации продолжать играть роль главного международного механизма в коллективном противодействии вызовам и угрозам безопасности и устойчивому развитию. Главное в этом процессе – повышение эффективности ООН, подтверждение ее центральной роли в мировых делах при сохранении межгосударственной природы Организации.
Россия продолжит активно участвовать в поиске компромиссных развязок, точек соприкосновения и взаимоприемлемых решений международных правозащитных проблем, исходя из того, что взаимодействие государств в области прав человека способно стать объединяющим фактором в международных отношениях.
Россия - активный участник миротворческих усилий ООН. Россияне работают и несут службу в 13 из 19 текущих ооновских операциях по поддержанию мира. В то же время занимаемое нами сегодня 40-е место по количеству миротворцев, участвующих под эгидой ООН, а также доля в бюджете на миротворческие операции (1,4%) не соответствуют роли России в современном мире.
Опыт участия России в многосторонних усилиях по ликвидации последствий масштабных стихийных бедствий, прежде всего цунами в Индийском океане в конце 2004 - начале 2005 гг. (общий донорский вклад России составил порядка 30 млн. долл.), демонстрирует имеющийся у нашей страны и признаваемый партнерами значительный потенциал подключения к таким операциям, включая возможности наращивания поставок российских товаров и услуг гуманитарного назначения как по линии международных организаций, так и на двусторонней основе.
Развитие российского гуманитарного донорства требует перевода наших точечных усилий по линии международных организаций ООН на более планомерную основу, а также более плотного вовлечения в координацию донорской деятельности на этом направлении.
Важной задачей российской дипломатии на ооновском направлении является обеспечение нашей весомой представленности в органах, определяющих политику ООН в вопросах управления, бюджетного планирования, финансирования, закупочной деятельности.
Российское видение ООН.
Член Общественной палаты РФ Сергей Марков считает, что есть необходимость постепенно трансформировать ООН: «США хотели бы, чтобы ООН стала послушным исполнителем их воли, как советский парламент перед ЦК КПСС. Если им это не удастся, США хотели бы маргинализировать ООН, чтобы она не мешала им вести свою политику в глобальном мире и делать вообще все, что они хотят. Эти угрозы стоят перед Россией и перед всем миром, ведь ООН может превратиться в придаток госдепартамента США, либо может быть маргинализирована и отброшена на обочину, либо США могут создать альтернативную организацию, в которой они будут доминировать. США представляют угрозу для существования ООН потому, что стремятся к доминированию, а ООН как инструмент, в котором есть право голоса у многих стран, в эти рамки не вписывается».По словам Маркова, Россия имеет свое видение реформирования ООН, которое исходит из принципов для глобального мира, которые Россия же и предлагает: «Прежде всего, мы за многополярность мира, поэтому мы выступаем за сохранение права вето постоянных членов Совета безопасности. Но США и Великобритания пытаются ликвидировать это право вето, чтобы ликвидировать многополярность мира. Мы - за ООН, где в наиболее яркой форме представлены суверенные государства и их политические системы». Кроме того, как заявил Марков, Москва выступает за сохранение международного права, чтобы никакие военные операции не совершались без одобрения Совета безопасности.
Миротворческая деятельность ООН: теоретические основы и практика 1990-х годов и в настоящее время.
Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые че-
тыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции. Пик активности в этой области пришелся на 1995 г., когда общее число задействованного в миротворческой деятельности ООН персонала составило почти 70 тыс. человек (включая 31 тыс. военнослужащих) из более чем 70 стран. Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия (миссии по установлению фактов, усилия по примирению сторон, посредничество и т.п.), организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации. В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве горячих точек текущего десятилетия - в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака).
Однако прекращение холодной войны не только открыло новые возможности для
ООН, но и рельефно высветило присущие ей недостатки, которые ранее находились на заднем плане. С одной стороны, речь идет об издержках существования огромного бюрократического аппарата ООН, его неповоротливости и неэффективности процесса принятия решений, перегруженности организации многочисленными структурами и их параллелизме.
С другой стороны, ставится вопрос об адаптации ООН к серьезному изменению международно-политического ландшафта, происшедшему за пять с лишним десятилетий ее существования. Наконец, остаются непроясненными многие концептуальные вопросы деятельности ООН (какой должна быть система ее приоритетов, при каких условиях ее функции могут быть делегированы региональным организациям или коалициям государств, каковы условия и пределы вмешательства ООН во внутренние дела суверенных государств, как добиться оптимального сочетания демократизма и оперативности в функционировании ООН, как совместить принцип ее универсальности с особым статусом постоянных членов Совета Безопасности, и т.п.).
Особенно актуальной эта проблема стала в связи с возникновением опасной тенденции использования военной силы против суверенных государств в обход ООН. Военные действия НАТО против Югославии, начатые в марте 1999 г. без санкции Совета Безопасности, явственно обозначили возможность эрозии роли ООН как центрального элемента современной международно-политической системы.
Деятельность "Большой семерки (восьмерки)".
1. Участие в “Группе восьми” – одно из важных направлений реализации стратегического курса России на укрепление многосторонних начал в международных отношениях, ускорение интеграции в мировую экономику, создание благоприятных внешних условий для социально-экономического подъема страны и укрепления ее государственности и демократических институтов..
2. Саммит в Санкт-Петербурге позволил России наиболее полно реализовать возможности, предоставляемые участием нашей страны в этом многостороннем механизме как для продвижения российских интересов и подходов к ряду приоритетных глобальных проблем, так и для более энергичного разворота самой “восьмерки” к их решению.Председательство в “восьмерке” позволило нам включить в повестку дня саммита в Санкт-Петербурге действительно важные для всего мирового сообщества проблемы, настоятельно требующие своего решения, такие как обеспечение международной энергетической безопасности, развитие образования, борьба с инфекционными заболеваниями. Прогресс на этих направлениях отвечает фундаментальным целям внутреннего развития самой России.
При нашем председательстве сделаны крупные шаги в направлении обеспечения большей открытости и демократичности работы “восьмерки”, включая формат диалога с традиционными партнерами - Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой и ЮАР, а также рядом крупнейших международных организаций и межгосударственных объединений, в частности – впервые за всю историю “Группы восьми” – Содружеством Независимых Государств. Их представители активно участвовали в выработке ряда документов саммита на профильных встречах министерского и экспертного уровня.
Саммит прошел с учетом рекомендаций двух важнейших форумов - Всемирного саммита религиозных лидеров и Международного форума неправительственных организаций “Гражданская восьмерка-2006”, что позволило российскому председательству вывести на более высокий уровень диалог “восьмерки” с гражданским обществом, способствовать налаживанию диалога между цивилизациями.
3. Характер “Группы восьми” с вступлением в нее России качественно изменился: из эксклюзивного “клуба западных держав” он превращается в более представительный механизм. Объективно характер работы “восьмерки” будет трансформироваться с учетом растущего значения факторов глобализации, что, в свою очередь, будет требовать ее большей открытости и дальнейшей демократизации. При этом, разумеется, “восьмерка” не будет дублировать или подменять ООН, через которую, как и через другие многосторонние структуры, будут проводиться согласованные решения. Она призвана функционировать в поддержку ООН, ее центральной роли в международной жизни, в поддержку многосторонней дипломатии, в целях коллективного образа действий мирового сообщества на региональном и глобальном уровнях.
Успех российского председательства, необходимость наращивания взаимодействия с партнерами, в частности, в интересах реализации достигнутых в Санкт-Петербурге договоренностей, требуют скоординированных действий всех федеральных органов исполнительной власти.
- Жизнеспособность российских приоритетов в рамках “восьмерки” во многом зависит от нашей способности осуществлять их интеллектуальное, организационное и финансовое сопровождение в дальнейшей работе. Для этого потребуется стратегия совместных действий, включая меры по обеспечению нашего кураторства российских тем в последующей деятельности “восьмерки”. На первый план выходит задача наладить эффективное взаимодействие с партнерами, в первую очередь, с Германией, председательствующей в “восьмерке” в 2007 году, а также обеспечить необходимое ресурсное наполнение наших усилий
Внешнеполитическая стратегия КНР
Усиление международной экономической и политической конкурентоспособности Китая напрямую влияет на повышение его активности в глобальном и региональном масштабе. Шаги, сделанные Пекином по многим направлениям международной политики, хотя и не привели к кардинальному изменению мирового порядка, однако показали умение расчетливо и осторожно продвигаться без особых реверансов в сторону главной цели «мирного развития страны» и превращения КНР в глобальную державу. С учетом этого, на данном этапе активизация внешнеполитических действий КНР определена, прежде всего, задачами внутреннего развития страны.В отношениях с основными мировыми центрами КНР предпочитает сохранять стабильные отношения, и избегать открытой конфронтации, одновременно отстаивать позиции по принципиальным для себя вопросам.На региональном уровне и в отношениях с развивающимися странами КНР стремится заручиться доверием для создания стабильной и предсказуемой обстановки, в которой Пекин мог бы продвигать свои интересы. Круг задач как методы их решения в данном направлении самые разнообразные: где-то преобладают экономические интересы, где-то интересы безопасности.Весь этот комплекс действий направлен на обеспечение устойчивости экономического роста КНР, и как следствие, сохранение стабильности политической системы. Основные задачи, приоритеты, подходы внешней политики КНР формируются под влиянием данных факторов.В свою очередь, выявление основных задач и приоритетов внешней политики КНР позволит реконструировать логику внешнеполитической деятельности Китая на современном этапе.На сегодняшний день внешняя политика КНР находится в тесной взаимосвязи с современной внутренней политикой и стратегическими задачами страны. В основе современных подходов китайских лидеров, а также китайских исследователей к определению внешней политики лежит принцип подчиненности внешней политики задачам национального развития и неразрывности внешней и внутренней политики.Исходя из этого, можно сказать, чтовнутриполитические приоритеты КНР являются базовыми установками ее внешней политики. Речь идет, прежде всего, об устойчивости экономического роста, стабильности политической системы, а также решении – по возможности мирными средствами – проблемы Тайваня. Последняя также рассматривается в Пекине через призму национального объединения, то есть как задача внутренняя, а не международная. По сходной логике задача формирования благоприятной для китайской модернизации внешней среды тоже интерпретируется как внутриполитическая.Важную роль в формировании внешнеполитического курса Китая играет оценка руководством КНР состояния глобальной безопасности и ее влияния на безопасность Китая. При оценке современного состояния глобальной безопасности, руководством КНР допускается низкая вероятность глобальной войны между мировыми державами. По мнению руководства КНР, на сегодняшний день международная обстановка складывается благоприятно для КНР, так как позволяет Китаю беспрепятственно интегрироватся в международное сообщество.Китайские высокопоставленные чиновники заявляют, что после «Холодной войны» глобализация изменила суть межгосударственного экономического и политического взаимодействия, что в свою очередь, принесло как новые возможности, так и вызовы для КНР. Глобализация усилила взаимозависимость между странами, в результате чего повысилась значимость экономической мощи, «мягкой силы» в международных отношениях, ставку на которые делает китайская внешняя политика.Многие китайские аналитики после окончания холодной войны прогнозировали распад биполярной системы, появление однополярной системы и ее эволюцию в многополярную. Однако США на долгое время смогли сохранить однополярную систему. И у Пекина вызывает озабоченность односторонние действия Вашингтона на международной арене. Большую озабоченность вызывают действия США направленные на сдерживание дальнейшего роста мощи КНР.После «событий 11 сентября» китайские аналитики и официальные лица подчеркивают опасность для КНР со стороны нетрадиционных угроз, таких, как терроризм, транснациональная преступность, деградация окружающей среды, распространение оружия массового уничтожения и инфекционных заболеваний.Таким образом, на базе оценки глобальной безопасности формируются основные цели и подходы внешней политики КНР.
Китай и его соседи в 90-е гг.
Китай – самая обширная по занимаемому пространству страна в Азии. А по количеству проживающих людей Китайская Народная Республика находится впереди всей планеты. Поэтому в том, что Китай граничит с множеством других стран, нет ничего удивительного.
Китай и его границы. Юг страны имеет границы со следующими странами:
Государством Вьетнамом;
Мьянмой (или Бирмой);
Лаосом;
Бутаном;
Непалом;
И Индией.
На Севере КНР соседствует с такими государствами, как:
Россия;
Монголия.
Западное направление ограничено следующими территориями:
Пакистан;
Афганистан;
Казахстан;
Таджикистан;
Киргизия.
Восточные рубежи Китая соприкасаются с землями Северной Кореи. Всего пограничными для Китая считаются 14 стран.
Особенности китайских границВсе сухопутные границы КНР составляют примерно 22 тысячи километров. Самая большая пограничная линия у Китая с Россией.С Россией же у правительства Китая регулярно возникают земельные споры. Так в 2012 году из-за 17 га земли чуть не дошло до вооруженного конфликта. Но две державы все же сумели договориться мирно.Историческая граница – Великая Китайская Стена пролегает на Севере страны. Это сооружение строилось, чтобы защитить Китай от вторжения монголов. И сегодня яркая и известная достопримечательность все также выполняет свою пограничную роль.Водная пограничная линия в КНР протянулась через воды Желтого моря, Китайского и Южно-Китайского моря, а также Корейского залива. Граница по береговой линии составляет примерно 18 тысяч километров без островных территорий, и 32 тысячи километров комбинированной береговой линии с островами.
Отношение китайцев к своим границам. Поскольку КНР – довольно плотно заселенная страна, то и вопрос о расширении границ там стоит довольно остро. Если взглянуть на древние географические карты, то можно увидеть, что раньше Китаю принадлежало намного больше земель, чем сегодня. Например, в ведении китайцев ранее находилась Сибирь.И, конечно, китайский народ всеми силами пытается выиграть споры по поводу некоторых островов и земель. Но пока ситуация с этими территориями остается прежней. Хотя забрать небольшую часть горного массива у Таджикистана китайцам все же удалось.Но это являлась недоработкой таджикских дипломатов. И земли эти были практически не используемы для проживания. В целом же, Китай довольно серьезно относится к охране своих границ. У этой державы большая армия, значительная часть которой является пограничными войсками.Сегодня экономика Китая находится на высоком уровне. Государство успешно конкурирует с такими странами, как США и Япония. Стоит ли ждать военных конфликтов с Китаем из-за территорий? Ответ будет зависеть от того курса, который изберут правительства стран, граничащих друг с другом. До сих пор все земельные споры удавалось решить мирно. Хотя несколько веков назад именно из-за границ в Китае велись ожесточенные войны, которые удалось закончить только после создания сильного и централизованного государства.
Урегулирование пограничных вопросов.
В начале 1950х гг. СССР передал КНР топографические карты с обозначением всей линии границы, тогда с китайской стороны какихлибо замечаний по поводу линии проведения границы не последовало. Но уже со второй половины 1950х гг. начали по вопросу о линии границы между СССР и КНР стали проявляться разногласия.
25 февраля 1964 г. начались переговоры между СССР и Китаем. Они проводились на уровне заместителей министров иностранных дел. Переговоры продолжались до 22 августа того же года. В ходе встречи выявились различные подходы сторон к проблеме пограничного урегулирования. Пиком конфронтации стал 1969 год, когда со 2 марта на реке Уссури на острове Даманский (Чжэньбаодао) происходили столкновения между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими.
29 марта 1969 г. советское правительство сделало заявление, в котором предлагало возобновить переговоры, начатые в 1964 г. В документе руководству КНР предлагалось воздерживаться от действий на границе, могущих вызвать осложнения, и решать возникшие разногласия в спокойной обстановке. При формальной готовности возобновить переговорный процесс и снизить уровень напряженности, инциденты на границы не прекращались до конца лета 1969 г
11 сентября 1969 г. КНР посетил глава советского правительства Алексей Косыгин, который встретился с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Результатом "встречи в аэропорту" стала договоренность о дальнейшем ведении переговоров о границе, начиная с 19 октября 1969 г., а также об осуществлении ряда мер с целью нормализации обстановки на границе.
Советским пограничникам было дано указание охранять границы на реках до середины фарватера рек. Пограничникам также вменялось в обязанность поддерживать нормальные отношения с пограничными войсками и властями КНР; рассматривать все пограничные вопросы путем консультаций в духе доброжелательности и учитывая взаимные интересы населения пограничных районов обеих стран в области хозяйственной деятельности.
Несмотря на то, что обстановка на границе стабилизировалась, вопросы пограничного урегулирования так и остались открытыми. Между Россией и Китаем оставалась неопределенной линия государственной границы на ее восточной части относительно четырех островов на Амуре.
16 мая 1991 года в Москве было подписано «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советскокитайской государственной границе на ее Восточной части». В тексте было окончательно утверждено, что граница проводится по фарватеру судоходных рек и середине несудоходных, плюс создавалась демаркационная комиссия. Соглашение было ратифицировано российским Верховным Советом в феврале 1992 года, и с 16 марта Соглашение вступило в силу. Острова Даманский и Киркинский отошли к Китаю официально.
3 сентября 1994 года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российскокитайской государственной границе на ее западной части.
15 октября 2004 года в Пекине было подписано Дополнительное соглашение о российскокитайской государственной границе на ее Восточной части. В ходе своего визита в Китай президент России Владимир Путин подписал документ о добровольной передаче КНР острова Тарабарова и части Большого Уссурийского острова..
21 июля 2008 года подписанием протоколаописания, определяющего линию границы по реке Амур, пограничная проблема между Россией и Китаем окончательно была закрыта. Протоколописание линии российскокитайской государственной границы на восточной части РФ ставит точку "в пограничном размежевании, переговоры по которому заняли более 40 лет". Как отметили на прессконференции по итогам церемонии подписания документа министры иностранных дел РФ И КНР, теперь граница между Россией и Китаем окончательно демаркирована
Региональная политика во внешнеполитической стратегии КНР после окончания «Холодной войны».
Отношения КНР с соседними странами к началу 90-х гг. XX в. вступили в новый этап развития. С одной стороны, с окончанием "холодной войны" исчезли непосредственные угрозы безопасности КНР, ситуация в Азии характеризовалась китайскими аналитиками как устойчивое равновесие сил, которое на тот момент не стремилась подорвать ни одна из держав. Несмотря на существование целого ряда проблем в двусторонних отношениях Китая с соседними странами, ни одна из них не рассматривалась как способная пойти на военный конфликт с Китаем17. С другой стороны, именно в 1990-е гг. отношения с соседними странами, которым всегда уделялось повышенное внимание, заняли "особо важное место" во внешней политике Пекина. Как заявил в 1992 г. на XV съезде КПК Цзян Цзэминь, поддержание благоприятной обстановки на периферии Китая имеет особую значимость18.
Наиболее существенным препятствием в развитии этих отношений является то, что стремительное экономическое развитие и значительная закрытость политического режима Китая порождают ряд опасений у соседних стран и способствуют формированию идеи "китайской угрозы". Для того чтобы помешать закреплению подобных стереотипов и стимулировать образование регионального сообщества, Пекин выдвинул так называемую "новую концепцию безопасности" (НКБ), которая активно пропагандируется КНР начиная со второй половины 90-х гг. XX в. Данная концепция может рассматриваться как важнейшая теоретическая основа региональной политики КНР на современном этапе, не только несущая идеологическую нагрузку (что в условиях распространения идей относительно роста "китайской угрозы" тоже немаловажно), но и отражающая основные методы региональной политики Пекина.
Собственно НКБ складывается из четырех принципов сотрудничества между странами в области безопасности и различных механизмов практической реализации этих принципов. Как заявил Цзян Цзэминь в своем выступлении на XVI съезде Компартии Китая в ноябре 2002 г., "новая концепция безопасности КНР строится на основе взаимного доверия, взаимной выгоды, равноправия и координации действий между странами"19. Взаимное доверие является предпосылкой успешного сотрудничества и укрепляется по мере развития сотрудничества между странами. Принцип взаимной выгоды подчеркивает важность учета интересов каждого из государств. Поскольку понятие суверенитета — это единственное, что делает различные по своим возможностям государства формально равными, то равноправие можно понимать как утверждение принципа государственного суверенитета. В свою очередь, необходимость координации действий между странами отражает как идею многополярности мира, так и неприятие односторонних действий.
Вместе с тем дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала "Современные проблемы АТР", свидетельствует о том, что в вопросе региональных приоритетов китайской политики все не так однозначно. В статье "Проблема АСЕАН во внешнеполитической стратегии Китая" ЧжуанЛивэй утверждает, что в последнее время значение западного направления в стратегии Китая быстро возрастает. В этой связи китайский ученый призывает, не обостряя ситуацию на востоке, сконцентрироваться на западном направлении24. Ему возражает ЧжаоЧанцин, подчеркивая, что основные угрозы для КНР, связанные с территориальной целостностью страны, по-прежнему располагаются на востоке, в АТР25. Несмотря на то что, видимо, можно согласиться с последним утверждением, сама постановка проблемы и призыв ЧжуанЛивэя сконцентрировать усилия на западе страны заслуживают самого пристального внимания, поскольку, во-первых, по всей видимости, данный спор отражает определенные разногласия в среде китайской элиты относительно стратегических приоритетов. Можно предположить, что за западное направление выступают некоторые представители сухопутных сил НОАК, связанные с армией отрасли промышленности, политики, а также, возможно, определенные круги в китайском МИД и экономисты, опасающиеся, что слишком активная политика в Восточной Азии приведет к ухудшению отношений Китая с США и Японией и негативно скажется на притоке иностранных инвестиции и технологий. С другой стороны, за дальнейшую концентрацию усилий в Восточной Азии может ратовать достаточно бурно растущий китайский военно-морской флот, связанные с ним отрасли промышленности, влиятельные фигуры в ЦК КПК, рассматривающие активную политику в этом регионе как залог успешного решения тайваньского вопроса, от чего напрямую зависит авторитет КПК внутри страны.
Во-вторых, эта дискуссия значима как свидетельство определенного возврата к некоторым традиционным проблемам китайской внешней политики, а именно к спору о сравнительной важности для Китая западного (суша) и восточного (море) направлений во внешней политике, а также о взаимосвязи между ними. Как указывает Джон Файрбэнк, во время первой "опиумной" войны 1840—1842 гг. цинское правительство попыталось решить проблемы, связанные с англичанами, опираясь на опыт умиротворения Кокандского княжества в 20-е гг. XIX в.26 В 70-е гг. XIX в. при дворе возникла дискуссия относительно того, что является наиболее приоритетным: развитие флота и противодействие японским притязаниям в Восточной Азии или подавление крупного мятежа в Ганьсу и Синьцзяне (западные районы Китая). По требованию императора по этой проблеме высказались крупнейшие деятели того времени. В конечном итоге решено было сосредоточиться на проблемах западного направления 27 . Возврат к этой же проблематике в статьях современных авторов можно расценивать как еще один довод в пользу постепенного возрождения некоторых традиционных китайских идей в области внешней политики и того большого внимания, которое современный Китай уделяет региональной стратегии.
Таким образом, исторический опыт Китая, анализ современного положения в мире китайскими авторами и их базовая интеллектуальная парадигма на глобальном уровне (реализм), а также цели, которые ставят перед собой руководители КНР во внешней политике, так или иначе ведут к тому, что основным объектом приложения усилий для Китая становятся страны и регионы, граничащие с Китаем. В обозримом будущем Пекин будет стремиться прежде всего к тому, чтобы добиться здесь преобладающего влияния и не допустить использования соседних стран для сдерживания и изоляции Китая. Основные методы, которыми Пекин пользуется в своей региональной политике, это провозглашаемые им принципы невмешательства во внутренние дела соседних стран (что представляет определенный контраст с западными подходами) и активное вовлечение этих стран в экономический обмен с КНР. Несмотря на то что иерархия региональных приоритетов Пекина сравнительно стабильна и основные интересы сосредоточены в Восточной Азии, откуда исходят в настоящее время основные угрозы безопасности страны, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что, в принципе, в определенных условиях возможен если не пересмотр, то некоторая корректировка политики Пекина и возникновение более сбалансированного подхода к проблемам на региональном уровне.
Цели внешней политики КНР на современном этапе.
Во внешней политике Китай ставит перед собой две основные цели: создание благоприятных внешних условий для модернизации государства и утверждение КНР в качестве одного из полюсов многополярного мира.
Первая цель предполагает решение двух задач: предотвращение вовлечения КНР в вооруженные конфликты и развитие торгово-экономических контактов для привлечения в страну инвестиций, технологий и открытия новых рынков. С этой точки зрения, важнейшими объектами для китайской дипломатии являются, во-первых, страны и регионы, граничащие с КНР, поскольку именно с ними возможны локальные столкновения, а развитие экономических связей наиболее продуктивно. Во-вторых, это мировые державы, поскольку именно они, с одной стороны, могут стать инициаторами формирования антикитайской коалиции и изоляции КНР, с другой -- являются естественным источником капитала, технологии и наиболее значительными торговыми партнерами. Однако Пекин имеет гораздо больше возможностей влиять на относительно малые государства на периферии КНР, чем на крупные державы, которые, соответственно, менее склонны учитывать интересы Китая. С другой стороны, многие китайские специалисты рассматривают политику сдерживания КНР как совершенно неизбежную для США в силу логики борьбы за гегемонию в мире, а одним из основных методов такой политики является установление и развитие союзнических или партнерских отношений с государствами на периферии КНР12, что сопровождается раздуванием идеи "китайской угрозы". В силу этих обстоятельств в ближайшем будущем можно ожидать, что Пекин для реализации своих стратегических целей все больше будет сосредоточиваться на периферийных странах и регионах, пытаясь сформировать региональное сообщество под своим руководством и сорвать предполагаемые планы Вашингтона по окружению Китая. Ведущий китайский специалист по международным проблемам ЯньСюетун прямо заявляет о том, что "основной точкой опоры для китайской внешней политики и дипломатии должны стать периферийные регионы (Восточная, Южная и Центральная Азия)"13. Помимо того что в силу объективных причин подобный подход является наиболее реалистичным для ограниченных возможностей КНР, данный автор приводит еще одну причину: только формируя региональные сообщества наподобие ЕС можно надеяться сформировать многополярный мир, в противном случае Китай в одиночку вряд ли сможет догнать США по уровню экономического развития.
Здесь мы подходим ко второй стратегической цели китайской внешней политики: формирование многополярного мира и утверждение Китая в качестве одного из признанных полюсов. Почему для Пекина так важна многополярность? Как свидетельствуют сами китайские авторы, за этим скрывается отнюдь не просто стремление к более справедливому и демократическому миропорядку. По мнению китайского специалиста в области китайской внешней политики Дин Шичуаня, в условиях многополярности Китай обретет больше возможностей для игры на противоречиях между другими странами, одновременно стараясь всеми силами избегать ограничений, налагаемых многополярностью14. Иными словами, в мире, сцементированном американской гегемонией, Китай имеет меньше пространства для маневра и постоянно находится под угрозой того, что в ответ на действия, которые, по мнению развитых стран, могут угрожать стабильности в мире, западные демократии могут попытаться проводить политику изоляции и сдерживания Китая. Следует отметить, что Пекин, собственно, никогда не отказывался от политики игры на противоречиях между соперниками. Это проявилось и в знаменитом высказывании Дэн Сяопина, призвавшего Китай "не высовываться", и в статьях китайских специалистов по международным отношениям. Например, Хэ Фан, категорически выступая против того, чтобы Китай противопоставлял себя Западу, одновременно утверждает, что основная угроза для западных демократий заключается в возникновении и усилении противоречий между ними15. В свете таких высказываний многополярность -- это свобода рук для Пекина на мировой арене, которая в полной мере позволит реализовать весь внешнеполитический потенциал от успеха экономических реформ внутри страны.
Зачастую цели Пекина формулируются китайскими авторами как содействие формированию нового мирового порядка. Однако это лишь своеобразное обобщение указанных выше двух целей (обеспечение стабильного внутреннего развития и формирование многополярного мира), терминологический инструмент для описания мира, где бы в полной мере учитывались и гарантировались интересы Китая. По мнению российского китаеведа А. А. Свешникова, новый мировой порядок также предполагает "завоевание неформального лидерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе"16. Таким образом, здесь опять-таки можно проследить стремление Китая к региональной гегемонии, которая рассматривается как условие обеспечения безопасности внутреннего развития и формирования многополярной системы международных отношений.
Следует отметить, что, поскольку АТР в плане экономического развития опережает остальные регионы мира (например, в 1990-е гг. темпы роста здесь в среднем составляли 6--7% в год), убеждение многих специалистов в том, что АТР является новым центром мировой экономики и, соответственно, политических процессов, кажется достаточно убедительным. Если это предположение оправдается, то даже неформальное лидерство Пекина в АТР станет залогом возникновения КНР уже как мировой державы, а возможно, и сверхдержавы.
Таким образом, основным мотивом внешнеполитических задач Пекина на современном этапе можно считать стремление содействовать появлению новой системы международных связей, в которой Китай, вне зависимости от желаний и предпочтений других стран, занимал бы одну из ключевых позиций, не мог быть изолирован, не являлся бы объектом давления и манипуляций и с полным правом мог рассчитывать на учет своих интересов другими ключевыми игроками. Путь к достижению этой цели -- формирование регионального сообщества, в котором Китай в силу географических причин и размеров внутреннего рынка являлся бы естественным центром притяжения.
Таким образом, как исторический опыт и оценка современного положения в мире, так и те цели, которые ставит перед собой Китай в области внешней политики, подталкивают Пекин к формированию такого регионального сообщества, где Китай являлся бы естественным центром системы и безусловным лидером. Подобный подход хорошо укладывается и в традиционные схемы китайской внешней политики, соответствует потребности противостоять попыткам США сдерживать Китай с помощью стран региона, а в перспективе позволяет решить и другие проблемы, поскольку лидерство в динамично растущей Восточной Азии и АТР, по меньшей мере, гарантируют Китаю право решающего голоса в мировых процессах.
Сочетание прошлых доктрин и новых подходов во внешней политике страны. Соотношение в ней идеологии и прагматизма.
Под внешней политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств и международными организациями. В основе внешней политики лежат отношения между государствами.
Выработка внешнеполитического курса представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит взаимодействие целого ряда факторов. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Взаимодействуя между собой, они оказывают непосредственное влияние на формирование внешней политики страны. Среди внешних факторов следует назвать военно-политическую и экономическую обстановку, складывающуюся на международной арене в целом и, в первую очередь, в тех регионах, где есть стратегические интересы конкретного государства. Свою внешнюю политику государство строит исходя из внешнеполитического курса других стран, прежде всего, сопредельных, соотношения сил основных субъектов мировой политики, механизмов и принципов деятельности системы международных отношений. Внутренние факторы, представляющие собой процесс взаимодействия различных институтов государственной власти, общественных структур и социальных групп, в ходе которого определяются национальные внешнеполитические приоритеты, по степени влияния не уступают внешним факторам.
О сложности выработки четкого механизма формирования внешней политики говорит пример соседней России, где до настоящего времени окончательно не создана «интегральная модель» формирования внешнеполитического курса российского государства. Российские ученые и эксперты выделяют три модели формирования внешней политики страны. Первая модель, получившая название фрагментарной, характеризуется отсутствием жесткого контроля и координации за деятельностью внешнеполитических органов и представителей правящей элиты со стороны государства. В результате участники подобного внешнеполитического процесса получают возможность реализовать свои собственные узкокорыстные планы, нанося тем самым серьезный урон национальным интересам. Суть второй модели заключается в том, что всем участникам процесса формирования внешнеполитического курса удается достичь единства идей и взглядов на понимание национальных интересов страны. Результатом подобного консенсуса становится внешняя политика, отвечающая государственным интересам России. Сторонники третьей модели формирования российской внешней политики полагают, что внешнеполитический курс страны есть воплощение различных идеологических концепций – от либеральной до неоимперской.
Суммируя суть вышеизложенных моделей, можно сделать вывод, что они отражают как многообразие интересов и позиций различных социальных групп и представителей правящей элиты России во вопросу формирования внешнеполитического курса страны, так и сложность данного процесса.
Государство добивается реализации внешнеполитических целей путем развития взаимовыгодных политико-правовых, экономических и гуманитарных отношений с зарубежными странами на основе определенных приоритетов. Эти приоритеты во многом зависят от того, насколько те или иные отношения выгодны конкретному государству, укрепляют его международные позиции, способствуют подключению к ведущим тенденциям мирового развития, обеспечивают его безопасность, помогают решению глобальных проблем, позволяют обеспечивать основные права и свободы человека.
Средством осуществления внешней политики является дипломатия – принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению мирными средствами целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства и его граждан за границей. Часто дипломатию определяют как науку международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств, совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами.
Внешняя политика реализуется путем установления дипломатическихотношений между странами, осуществления членства государств в международных организациях, проведения визитов, переговоров и контактов на разных уровнях, высшими из которых являются встречи глав государств и правительств. Важная роль в практическом осуществлении внешней политики принадлежит внешнеполитическим ведомствам и зарубежным дипломатическим представительствам.
Воссоединение Гонконга с Китаем (1997).
Пять лет назад, 1 июля 1997 года, над проливом между полуостровом Цзюлун и островом Сянган /Гонконг/ расцвел, возможно, самый грандиозный в истории человечества фейерверк. Так китайцы - создатели и признанные мировые лидеры в искусстве пиротехники - праздновали воссоединение бывшей британской колонии Гонконг с Китайской Народной Республикой.
Гонконг был британским 156 лет, все эти годы играя роль оффшорной зоны с твердыми юридическими и иными гарантиями. Таковые были необходимы бизнесменам всего мира, но прежде всего Англии, для торговли с великой империей, в которой все эти годы не кончался хаос: восстания, революции, голод, гражданские войны...
Такая ситуация оказалась выгодна не только внешнему миру, но и самому Китаю. Так, в бурные 60-70 годы 20-го столетия Гонконг благодаря своему статусу финансового центра для китайской торговли служил источником поступления в КНР до 70 проц всей валюты. Через порт Гонконга шла также значительная часть китайской торговли.
Все это накануне 1997 года сделало колонию с 6,3 миллионами жителей девятым экспортером мира (сразу же за Канадой и далеко впереди России), позволила ей обогнать Англию по доходам в год на душу населения (21 558 долларов по сравнению с английскими 16 600). Обогнал Гонконг метрополию и по продолжительности жизни, и по числу телефонов на 100 жителей, и по всем прочим показателям.
Естественно, что многие из собравшихся пять лет назад на церемонию возвращения Гонконга Китаю задавали себе вопрос: не загубят ли, вольно или невольно, новые хозяева эту "жемчужину Востока"?
Сегодня можно твердо ответить: нет, этого не случилось. Хотя непонимания на этот счет сколько угодно. В частности, в российских СМИ и сегодня можно встретить странное определение: "Сянган (бывший Гонконг)", с подтекстом насчет того, что Пекин якобы начал свою власть на новой территории с ее переименования.
Но это не так, хотя вместо слова "колония" появился "специальный административный район" /САР/, но само название этого района, то есть два иероглифа, означающие "Ароматная бухта", остались прежними.Просто на севере Китая, и, соответственно, на "государственном языке" - гоюй - эти два иероглифа всегда, в том числе в 19-м столетии, произносились как "Сянган", а на гуандунском диалекте, в том числе в самой колонии, как "Гонконг".
Так что не изменилось ничего, Гонконг не "бывший" - он не переименован - и остается Гонконгом, оффшорный режим остается оффшорным, к тому же сохраняется прежнее законодательство территории, ее валюта, членство в международных торговых организациях. Жителям остального Китая для въезда в САР нужна виза. И так будет до 2047 года, а возможно и далее.
В Гонконге, впрочем, стало немножко больше демократии, поскольку раньше губернатор назначался из Лондона, а сейчас глава администрации избирается специальной коллегией из 800 человек (в основном бизнесменов). Правда, стало поменьше свободы слова, так как за эти 5 лет англоязычные журналисты были вытеснены со многих постов их жаждущими повышения местными коллегами, которые не видят свою миссию в постоянной критике Китая.
Гонконг перестал быть центром разведывательного сообщества, интересующегося Китаем, но сохранил свою роль делового центра китайской торговли.
Бегства капиталов не было. Число региональных штаб-квартир транснациональных корпораций выросло до 3200, причем скачок прироста их числа наиболее заметен именно сейчас, из-за вступления Китая во Всемирную торговую организацию.
И все же ничто не остается вечным. Роль Гонконга в китайском бизнесе, когда-то уникальная и монопольная, стала иной. Тому есть две причины.
Первая возникла фактически в тот же самый день - 1 июля 1997 года, когда Гонконг вернулся к КНР. Дело в том, что в эти же дни в Таиланде началось обвальное падение курса национальной валюты - бата. Мало кто мог тогда подумать, что через несколько месяцев это локальное событие перерастет в Великий азиатский финансовый кризис 1997-1999 годов, который затронет затем Россию, Латинскую Америку и иные регионы.
Ни в качестве колонии, ни в качестве части КНР Гонконг не мог бы полностью избежать последствий этого кризиса, попросту потому что после его завершения поменялась вся экономическая ситуация в Азии.
Если Таиланд и Индонезия в итоге кризиса оказались в политических и экономических руинах, а многие их соседи отбили волны кризиса с большими потерями, то Китай стал фактически единственной страной Азии, выигравшей от послекризисных перемен. Трудно сказать, выстоял ли бы в конце 90-х Гонконг, не будь он уже под полной протекцией победоносного гиганта. Но так или иначе пауза в развитии большинства азиатских стран заставляет их сейчас воспринимать Китай как единственный оставшийся в регионе "мотор" развития. И мотор действительно работает хорошо.
Из больших стран мира Китай, наряду с Америкой, считается чуть не единственным экономически успешны государством последних лет. В этом году налицо все признаки, что официальный прогноз прироста экономики - 7 проц - будет превышен: пока что рост идет на уровне 7,6 проц. По данным на май, экспорт растет темпами в 18 проц, промышленность - 13 проц. Но при этом, что странно, экономика самого Гонконга показывает годовое сокращение почти в целый процент - в ногу с Сингапуром, Японией и гораздо ниже начавших новую стадию роста Малайзии или Таиланда.
И так будет, пока не произойдут ожидаемые перемены: пока экономика стран к югу от Китая, там, где расположен Гонконг, не перестроится для большей интеграции с КНР.
Кстати, именно Гонконгу придется играть в этом немалую роль.
Но - не только ему, и здесь кроется вторая причина перемены судьбы бывшей колонии. Если лет 20 назад Гонконг был почти монопольным деловым центром для мировой торговли с Китаем, то теперь таких "гонконгов", больших и маленьких, в КНР несколько, и прежде всего это новый гигант - Шанхай, который твердо взял на себя ту же роль делового центра для обширных территорий среднего Китая. Так, кстати, было и раньше, в 19-го - начале 20-го столетия, так что все просто приходит на круги своя.
И это тоже одна из причин нынешней экономической паузы в Гонконге.
В политическом же плане пять лет после воссоединения стали еще одним доказательством того, что нынешнее китайское руководство полностью вписано в рыночную мировую экономику и умеет добиваться экономического успеха в эпоху глобализации. И если считать Гонконг символом свободной торговли и экономического успеха, то в каком-то смысле можно сказать, что это Китай присоединился к Гонконгу, а не наоборот.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 817.