Россия – Латинская Америка: потенциал отношений?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Визит Председателя Правительства России М.Е.Фрадкова в Гавану в сентябре 2006 года создал условия для укрепления наших экономических позиций на Кубе, остающейся одним из наиболее перспективных партнеров в Латинской Америке.

Если говорить об отношениях России и Латинской Америки, то настоящее развитие они получили только в нынешнем, двадцатом веке. Научно-техническая революция и развитие транспортных средств способствовали этому.

Латинская Америка - это более 20 стран, расположенных к югу от Соединенных Штатов Америки. Страны региона заметно отличаются по уровню социально-экономического развития, что связано с широким разнообразием природных, исторических, политических и других условий.

Американский капитал создал и регионе широкую систему финансовой зависимости.

Внешний долг латиноамериканских государств уже превысил 400 миллиардов долларов.

Подобно другим развивающимся регионам мира, Латинская Америка занимает подчиненное положение и международном территориальном разделении труда, выступая и роли поставщика многих дефицитных видов сырья для промышленно развитых стран.

Основным торговым партнером стран региона остаются США. Среди социалистичесих стран СССР являлся их крупнейшим партнером. Социалистические страны поставляли в Латинскую Америку машины, оборудование

и другие товары, а вывозили кофе, цитрусовые . ананасы, кожи, хлопок, шерсть. Возрастает импорт из Латинской Америки готовых изделий и полуфабрикатов. Расширение связей между нашими странами способствовало укреплению экономической самостоятельности государств Латинской Америки.

В 90-е годы начался этап развития российско-венесуэльских отношений. Правительство Венесуэлы официально признало Россию правопреемницей СССР.

В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для расширения и углубления российско - венесуэльсктх отношений. Ликвидированы идеологические барьеры. В обеих странах развиваются схожие процессы децентрализации и либерализации экономики, усиливается роль частного сектора.

Приватизируются госпредприятия, осуществляются меры по урегулированию внешнего долга.

На внешнеэкономическую политику России оказывают большое влияние потребности сокращения дефицита госбюджета и обслуживания внешнего долга, который достиг к концу 1992 года 78 млрд. долл.

Российское правительство принимает меры по увеличению экспорта, ограничению импорта, предотвращению бегства капиталов, стимулированию притока иностранных инвестиций.

В 1991 году Венесуэла добилась урегулирования внешнего долга.

В последние годы, как в России, так и в Венесуэле был принят ряд законодательных актов, оказывающих определенное влияние на возможности российско-венесуэльского экономического сотрудничества.

Значительные возможности сохраняются в ближайшие годы для экспорта в Венесуэлу металлорежущих и текстильных станков, энергетического оборудования.

Для России может представить интерес участие в проекте развития транспортной системы, связывающей страны Андского пакта с ЕС, следовательно, и с Россией. Осуществление проекта будет способствовать развитию малонаселенных территорий на востоке Венесуэлы, превращению острова Тринидад в финансовый центр. Предполагается развитие туризма, создание благоприятного таможенного режима.

Полезным представляется обмен опытом в осуществлении экономических реформ. Опыт Венесуэлы указывает на необходимость постоянного разъяснения целей реформ населению и учета особенностей национальной специфики. Венесуэла накопила больший, чем Россия опыт в урегулировании внешнего долга. При этом был использован ряд форм, позволяющих снизить размер долга за счет его обслуживания.

Перед Россией и Венесуэлой существуют перспективы эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.

Отношения РФ – Куба

Довольно интересно наблюдать за развитием нового витка дипломатических отношений между республикой Куба и Российской Федерации в XXI веке в условиях глобальных геополитических потрясений. Отношения между Россией и Кубой имеет давнюю историю, но особенный интерес они вызывают с момента тесного сотрудничества кубинского правительства с Советским Союзом в период холодной войны. В 1959 году на Кубе произошла революция в результате которой к власти в стране пришел известный революционер Фидель Кастро, который через какое-то время взял политический курс на установление дипломатических отношений с СССР и взаимное сотрудничество по военным, экономическим и социальным вопросам. Советский Союз обеспечил безопасность Кубы от внешней агрессии со стороны Соединенных Штатов, которые в начале 1960-х годов активно пытались установить свое военно-политическое влияние на республику. В 1962 году Рауль Кастро встретился с Генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым с целью решения ряда вопросов, которые касались государственной безопасности Кубы. В результате проведенных переговоров СССР разместил на территории кубинской республики ракетное вооружение, в том числе советские ядерные ракеты, что вызвало всплеск недовольства со стороны Соединенных Штатов, поскольку ядерные боеголовки были нацелены на их территории. Впоследствии исторические события 1962 года были названы Карибским кризисом, который чуть не перешел в третью мировую войну между США и СССР с применением ядерного оружия.

До момента развала Советского Союза оба государства вели активное взаимодействие и сотрудничество. СССР оказывал различную помощь и поддержку кубинскому народу в развитии инфраструктуры, строительства, медицины и прочих вещах. Советское правительство поставляло на Кубу автомобильный транспорт, иные товары, получая взамен сахар в больших объемах. Кубинские граждане получали высшее образование по различным специальностям в советских университетах. Тем не менее, после распада Советского Союза Куба оказалась в положении тяжелейшего политического и экономического кризиса, поскольку лишилась экономической помощи и поддержки со стороны Союза ССР. У кубинского правительства остались огромные долги перед советским государством, накопленные за долгие годы сотрудничества, которые оно не могло выплатить Российской Федерации, которая является правопреемником Союза СССР.

Говоря о современной политической ситуации в отношениях между Кубой и Россией можно признать, что страны постепенно укрепляют взаимное сотрудничество. В 2014 году Президент России Владимир Путин предпринял меры по улучшению дипломатических отношений между Россией и Кубой, встретился с Раулем Кастро и списал большую часть государственного долга СССР в размере 35 миллиардов долларов США. Помимо этого, Куба и Россия договорить о взаимном военном, торгово-экономическом сотрудничестве. Этот виток новых российско-кубинских отношений в свою очередь можно охарактеризовать как один из моментов новой холодной войны между Россией и США. Скорее всего, ситуация с размещением современного российского вооружения на территории Кубы в дальнейшем, может оказаться аналогична той, которая произошла в начале 60-х годов XX века. Совершенно разумно полагать, что такое поведение России создаст опасение и недовольство со стороны Соединенных Штатов, которые с недавнего времени пытаются активно наладить сотрудничество с правительством Кубы.

Не сложно понять, что США ставит перед собой цель убедить кубинские власти разорвать все политические отношения с Россией, а затем произвести интервенцию и оккупировать Кубу с применением всех своих технологий. Совсем недавно прошла встреча президента США Барака Обамы с лидером правящей Коммунистической партии Кубы Раулем Кастро, которую многие аналитики назвали исторической. Важным является то, что по окончании этой встречи американский президент хотел похлопать Рауля Кастро по плечу, но тот не позволил ему этого сделать. Этот политический жест скорее всего говорит о недоброжелательной позиции Кубы по отношению к США. Рауль Кастро прекрасно понимает все те негативные последствия, которые могут наступить для кубинского народа в случае установления дипломатических отношений и дальнейшего тесного сотрудничества с США. Безусловно, России выгодно дальнейшее сотрудничество и укрепление политических отношений с Кубой, поскольку это государство довольно близко расположено к территории Соединенных Штатов, что позволяет России оказывать на них определенное политическое давление.

Распад СССР и образование СНГ

РаспадСССР.

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

СозданиеСНГ .

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

 





Проблемы права преемства

 

 

Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР.

В Соглашении о создании СНГ от 21 декабря 1991 г. государства-участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено РФ.

Но каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право. Так, решениями 1992 г об участии государств - участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны государства - правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека, о разоружении.

Для решения проблем правопреемства была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР.

В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов, Соглашение о собственности бывшего СССР, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Декларацию о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод.

В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны - участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР.

Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в определенных долях.

В 1992-1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 - начале 1996 гг.

Этапы развития СНГ

 

 

I этап (1991-1992) характеризовался прежде всего монопольным распадом СССР, эйфории независимости, развалом единого экономического пространства и национализацией бывшего СССР былой союзной собственности. Эти республики стали полноправными хозяевами всей производственной инфраструктуры на своей территории, включая предприятия союзного подчинения, доля которых значительно превосходила былую республиканскую собственность. Почти все новые суверенные государства проявили стремление самостоятельно выйти на мировой рынок. Началось соревнование за получение внешних льготных кредитов и международной помощи. Определенную негативную роль сыграла не только абсолютизация суверенных прав и полномочий республик бывшего СССР, но и проявившаяся неготовность России искать пути сохранения, рационализации и возобновления взаимодействия стран-участниц СНГ. Новые суверенные государства стали искать партнеров и доноров в зоне развитых стран и в традиционно близких центрах влияния. Масштабные реинтеграционные проекты оставались на бумаге. Длительное время в официальных заявлениях по существу желаемое выдавалось за действительное.

Нередко договоренности об углублении сотрудничества сопровождались противоречащими им действиями. Так, соглашению о принципах таможенной политики, заключенному в марте 1992 г., сопутствовало введение государствами СНГ таможенных пошлин и нетарифных методов регулирования внешэкономических связей. Редко сократились объемы и интенсивность товарного обмена между республиками бывшего СССР.

Приоритетными стали бартерные сделки. Некоторые страны попытались закрыть внутренние рынки от соседей. Возник искусственный дефицит жизненно необходимой продукции в одних регионах при сбыте их в других.

На II этапе (1993 г.) остро проявились последствия разрыва прежних хозяйственных связей, который стал одной из главных причин резкого спада производства и инвестиционной активности, падения жизненного уровня населения. Наглядно выявилось, что прежние негативные процессы в экономике были вызваны не высокой степенью хозяйственной консолидации республик в СССР, а бюрократической командно-административной системой управления экономикой, чрезвычайной централизацией, недостаточной обоснованностью многих народнохозяйственных решений и т.д. Однако, включенность в экономический комплекс СССР служила источником ресурсов, фактором индустриализации и стимулятором экономического роста в республиках. Вместе с тем консерватум советской хозяйственной системы чем дальше, тем больше формировал условия для диспропорции, падения эффективности, экономической стагнации. Зиядуллаев Н.Б.Союз независимых государств: дезинтеграция и интеграция// Общество и экономика, 1998, №1, с.144

В то же время стало очевидно, что восстановление союзной экономики, как и в СССР вообще в прежнем виде и нереально, и нецелесообразно. Единая союзная государственная собственность, диктат административно-плановой системы управления и т.п. ныне невозможны и не нужны, поскольку обнаружили свои пороки, из-за чего и были разрушены. С другой же стороны, вполне ощутимы стали неприменимость экономической самоизоляции от других государств СНГ, иллюзорность возможностей быстрого преодоления прежних диспортаций в автономном режиме. На этом этапе некоторые суверенные государства в целях облегчения своего экономического положения попытались продлить роль России как поставщика дешевых энергоресурсов и сырья, как источник дотации и кредитов. В ответ Россия ужесточила политику отстаивания своих экономических интересов, разделив безналичное и наличное денежное обращение, сделала более жесткий контроль над выдачей кредитов, приблизила цены на экспортные товары к уровню мировых. Обозначился переход от вялой к активной дезинтеграции, чреватой тяжелыми геополитическими последствиями. В этих условиях пришло понимание необходимости строить экономические отношения в СНГ на рыночной основе, на соблюдение балансов интересов, по принципу экономической целесообразности с учетом того, что политические различия не должны препятствовать реинтеграции.

 

III этап (1994-1995 гг.) начался с подписания 24 сентября 1993 г. Договора о создании Экономического союза, провозгласившего в качестве конечной цели добровольное воссоздание на принципиально новых рыночных основах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, капитал и рабочая сила. Начался интенсивный совместный поиск путей скорейшего выхода из экономического кризиса. Сначала была предпринята попытка, впрочем, безуспешная, создания единой рублевой зоны. Затем были приняты десятки и сотни других интеграционных документов. Наиболее важные из них - межправительственные соглашения о оформлении зоны свободной торговли, о Платежном союзе, поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей стран СНГ, создании трансиакционных хозяйственных и финансовых структур, о сотрудничестве в области инвестиций и проведении антимонопольной политики. Создаются первые национальные организационные структуры как постоянно действующие реализации совместно принятых договоренностей. Речь идет прежде всего об учрежденном 21 октября 1994 г. Межгосударственном экономическом комитете, впервые в истории СНГ наделенном контрольно- распорядительными функциями и обладающим полномочиями для принятия решений, обязательных для исполнения всеми участницами СНГ, и для применения санкций.

Важным событием являлось и заключение Россией, Белоруссии и Казахстаном тройственного таможенного союза.

Нельзя не отметить, что оживлению регистрационных процессов и усилению центростремительных тенденций во взаимоотношениях стран СНГ способствовали такие политические события, как заключенный в Ташкенте по инициативе президента Узбекистана И.Каримова Договор о коллективной безопасности стран-участниц СНГ, выдвинутая президентом Казахстана Н.Назарбаевым идея образования Евразийского союза (к сожалению, не получившая поддержки) и другие. Особо следует упомянуть Указ Президента России Б.Ельцина от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении стратегического курса РФ с государствами-участниками СНГ», в котором восстановление многократных связей и форм интеграции, взаимовыгодное экономическое сотрудничество признаны высшими приоритетами внутренней и внешней политики России в ближнем зарубежье.

IV этап (1996-1997 гг.) берет свое начало с провозглашенных в марте-апреле 1996 г. Новых интеграционных инициатив, которые четко обозначили многоярусную структуру взаимодействия суверенных государств, отличающихся друг от друга различными уровнями реформирования экономики и социальной сферы. В эту многоярусную конструкцию входят:

- структура России-Белоруссии как наиболее глубокая форма Сообщества с общими наднациональными, в том числе политическими органами власти управления;

- структура Россия-Белоруссия-Казахстан-Киргизия, призванная стать углубленной прежде всего экономической интеграционной формой, базирующейся на Таможенном и Платежном союзах;

- структура страны участницы СНГ как сложившаяся после распада СССР межгосударственное объединение 12 бывших республик СССР.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 499.