ВОПРОС 32. Главная педагогическая задача КУЛЬТУРЫ ДОСУГА в период раннего юношества

Раннее юношество. Особенности развивающейся личности в период ранней юности. Общие и дифференцированные психолого-педагогические характеристики: типологическая, психологическая, половозрастная, характерологическая, по видам деятельности, предпочитаемым в свободное время.

Проблемы организации воспитательного воздействия.

Главные черты юношества. Завершение физиологического созревания. Завершение этапа первичной социализации. Усиление интереса к познанию, к самообразованию, самоопределению, самовоспитанию. Главная социальная задача – выбор профессии. Возрастание роли юношеской субкультуры. Открытие своего внутреннего мира. Обострение потребности в общении.

Возрастание личностной значимости культуры общения. Проблема приобретения и развития навыков общения, умения вступать в контакт с людьми различного психологического склада, формирования культуры общения в широком смысле слова - суть функции досуга. Роль массового, группового и личного общения в развитии личности юношеского возраста.

Особенности 15-летнего возраста: рост духа независимости, жажда свободы от внешнего контроля, рост самоконтроля, начало сознательного самовоспитания. Быстрое нарастание индивидуальных различий. Повышение ранимости подростка и его восприимчивости к вредным влияниям. Возрастающее значение интересов в развитии культуры досуга и проблема управления их высоким потенциалом.

Особенности 1617-летнего возраста: наступление равновесия, формирование чувства жизнерадостности, значительное увеличение самостоятельности, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Формирование мировоззрения – главная особенность этой возрастной группы. Мировоззрение и интересы развивающейся личности. Расширение жизненного опыта, выбор профессии. Общие кардинальные задачи этого периода жизнедеятельности.

Главная педагогическая задача развития культуры досуга раннего юношества – помощь в выявлении, развитии и формировании интересов личности. Опосредованное влияние учреждений внешкольного воспитания и дополнительного образования на формирование мировоззрения раннего юношества через развитие интересов. Рассмотрение понятия «интерес» как избирательного, внутреннего социального стержня личности, который определяет ее духовный облик, характер, гражданские и идейные позиции.

Виды интересов:

- по направленности – материальные, общественно-политические, профессионально-трудовые, познавательные, эстетические и др.

- по уровню действенности – пассивный и активный интерес; активный интерес – один из побудительных мотивов развития личности: формирование знаний, навыков, способностей и характера.

Интерес к проблемности в любой сфере знаний в системе взглядов. Профориентационные интересы. Досуговые интересы. Методика выявления проблем, важных для юношества конкретного микрорайона, района, города.

Социологические, педагогические, психологические методы исследования досуговой деятельности юношества. Культурно-просветительные методы формирования социально-значимых позиций юношества: игра, демонстрация результатов деятельности кружков, объединений, коллективов, проведение разнотемных устных альманахов, конкурсов, турниров, диспутов и т. д. Ведущий метод воспитания – вовлечение в досуговые объединения по интересам.

Преломление методики, разработанной профессором Г. И. Щукиной, формирования познавательных интересов школьников на уроках к деятельности учреждений сферы досуга.

Группы по интересам: имеющие аморфный интерес, эпизодический, многосторонний, односторонний, интерес с профессиональной направленностью.

Этапы деятельности, направленной на развитие интереса: от новизны содержания и формы, процесса деятельности и взаимоотношений в объединении, через игровую деятельность и занимательность, направленные на появление удивления, эффекта неожиданности, эмоционального комфорта у участников, от предмета интереса – к глубине содержания через проблемную ситуацию, направленную на возникновение жизненно важных познавательных потребностей – к максимальной самостоятельности и инициативе в сфере досуга.

По формам воздействия: театрализованные тематические встречи, КВН, игрища, игровые обозрения, вечера, «путешествия», вечера-обвинения, диспуты, брифинги, недели, декады, дни книги, театра, кино, литературы, искусства, музыки, тематические доклады, дискуссии вопросы-тайны, турниры знатоков, спартакиады народных игр, устные и рукописные альманахи, пресс-конференции, вечера невероятных си­туаций романтиков, концерты-сюрпризы, подарки-загадки с последующим комментарием, диско-дансинги, рок-поп-шоу, блиц-аукционы, панорамы увлечений, вечера вралей с участием Барона Мюнхгаузена и его свиты, смехоралли, юморины и т. д.

Этапы педагогического взаимодействия в досуговой деятельности:

- организационно-деятельностный; 

- репродуктивно-деятельностный;

- созидательно-деятельностный.

Соответствие данных этапов технологической модели.

Технология моделирования педагогического взаимодействия в досуговой деятельности: локальные цели; производные педагогические задачи согласно этапов; критерии взаимодействия на каждом этапе; содержание педагогического процесса; методы; формы; изменение качеств педагога соответственно каждому этапу; изменение позиции ребенка соответственно этапу взаимодействия; организационно-творческая тактика педагогического взаимодействия в деятельности досугового объединения.

Педагогическая результативность в формировании интересов юношества, ее показатели и оценки.

Анализ практического опыта работы учреждений внешкольного воспитания и дополнительного образования с ранним юношеством.

Основные понятия: культура, досуг, интерес и его классификация, юношество, методы взаимопонимания в центрах досуга.

 

             Литература:

1. Реан, А. А. Технология и педагогика / А. А. Реан, П. В. Бордовская. – СПб, 2000.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 12.