Вопрос 39. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЦЕНАРИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

             Культурно-досуговая программа как исторически сложившийся социально-художественный феномен, является одной из форм социально-художественной практики общества, призванной создавать, сохранять, восстанавливать и распространять общекультурные духовные ценности, формировать позитивную эмоциональную атмосферу культурной среды.

             Сценарий – драматургическая основа театрализованных представлений.

Сценарий - это подробная литературная разработка всего массового мероприятия в строгой последовательности, где излагается тема, даны примерные направления выступления реального героя (по Генкину Д.М.).

Сценарий – это запись того, что зритель должен видеть и слышать во время театрализованного действа (по Борисову С.К.).

   Сценарий театрализованного действа представляет собой результат драматургизации документального объекта внимания сценариста и реализацию субъективной идеи последнего в виде ее подробной драматургической и художественной разработки. Под драматургизацией в данном случае следует понимать преобразование информационно-логического материала в эмоционально-образный. При этом сценарист решает одну из главных творческих задач - создание художественного образа (по Борисову С.К.).

   Сценарий включает в себя:

1. Речь исполнителей в виде фраз, реплик, куплетов и пр., произносимых на сценической площадке. Они должны быть убедительны и стилистически правильны.

2. Ремарки, как пояснение сценариста в характеристики обстановки действия и особенностей поведения исполнителей. Ремарки должны быть лаконичны и точны;

3. Эпизод – отдельный и драматургически целостный фрагмент театрализованного действа, структурная единица сценария. Последовательность эпизодов определяется архитектоникой и композицией сценария в целом. Эпизод – художественное воплощение той или иной проблемы.

4. Выразительные художественные средства, используемые в эпизодах, подчинены жанру и стилистике всего театрализованного действа.

5. Развитие конфликта через сценическое действие внутри эпизода происходит по законам драматургической кривой.

Драматургическая кривая

Драматургическая кривая представляет собой графическое изображение развития конфликта через сценическое действие от его возникновения до его разрешения.

Драматургическая кривая характеризуется следующими элементами:

Экспозиция - расстановка и представление сторон, создающих своеобразную "критическую массу", в результате чего начинается реакция, то бишь активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей на аудиторию. (Борисов)

Компонент сюжета; изображение жизни персонажа непосредственно предшествующий завязке и развитию конфликта. Это своеобразный ввод зрителя в условия вымышленной реальности. Экспозиция как правило коротка, потому как многое объясняется самим событием. (Шилов)

 

Завязка - возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, т.е. возникновение и начало развития конфликта. (Борисов)

Как только на страницах сценария появляются персонажи, которые представляют конфликтующие стороны, драматургическая история вступает в новую фазу. Именно здесь декларируются основные цели действующих лиц, определяется расстановка сил в конфликте.

Развитие конфликта - постепенное обострение и повышение степени конфликта.

Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии нные позиции героев, а следовательно и самого автора. Подводятся итоги борьбы. Проясняются загадки. Получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета. Именно здесь с наибольшей силой обнажаются идейные и нравственные позиции героев. Подводятся итоги борьбы, проясняются загадки. Получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета.

Развязка - событие, знаменующее собой исчезновение, разрешение конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне.

Финал - итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею.

Следует помнить, что горизонтальная ось графика есть время, в течение которого происходит театрализованное действо, а вертикальная определяет степень развития конфликта. По закону драматургической кривой строится драматургия всего сценария в целом. По этому же закону создается и театральная драма­тургия.

В случае использования в качестве инструмента драматургизации развернутой метафоры, развитие конфликта осуществляется через пос­ледовательность событий, каждое из которых есть следствие предыду­щей ситуации и причина последующей, от начальной ситуации до ситуа­ции, определяющей конечное событие и разрешение конфликта.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 14.