Условия выбора методов воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные:

· Индивидуальные и возрастные особенности ученика.

· Особенности группы (групповая сплоченность, авторитарность неформальных лидеров).

· Характер и острота конфликта, противоречий в деятельности группы и в общении.

Дополнительные:

· Статус ученика в группе сверстников, одноклассников.

· Черты характера педагога.

· Наличие (отсутствие) у педагога общего педагогического стажа.

· Число учащихся в школе, классе.

· Статус школы: городская или сельская.

· Наличие (отсутствие) у воспитателя резерва времени для принятия педагогического решения и выбора методов его осуществления.

· Наличие у воспитателя опыта успешного применения определенных методов воспитания в аналогичных ситуациях с другим составом учащихся.

Формы

Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Коль скоро субъекты организованного процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического коллектива в качестве совокупного субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом. Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

* индивидуальные - беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

* групповые - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

* массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия. (Крившенко)

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Щуркова Н.Е.)

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

* словесные -- собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

* практические -- походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

* наглядные -- музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью -- собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы -- экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы -- утренники и вечера, «капустники» и др. (Селиванов В.С.)

Типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Выделяют  методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

Для успеха дела, использования разных форм работы с воспитанниками воспитатель должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать.

 

Педагогическая задача 22.

На занятии (НОД) по ФЭМП воспитатель вместе с детьми проводит опыт «Объём кружки и сосуда». Перед опытом воспитатель говорит: «Дети, вы уже взрослые, скоро пойдёте в школу, вам надо учиться делать всё самостоятельно, поэтому слушайте меня внимательно».

Воспитатель даёт словесную инструкцию детям. «Теперь приступайте к работе, работайте тихо, самостоятельно, кто выполнит задание, поднимите руку, я к вам подойду и посмотрю, правильно ли выполнено задание».

После подведения итогов выяснилось, что большинство детей выполнили задание неправильно.

Вопросы-задания:

1. Воспитатель поставила перед собой задачу воспитания самостоятельности детей, но её методы работы привели к отрицательному результату. Проанализируйте действия воспитателя. Какие ошибки допустила воспитатель в данной ситуации?

Дети не справились с заданием. Воспитатель неправильно поставил педагогическую цель -  научить детей работать самостоятельно. В результате произошло - нарушение связи между педагогом и воспитанниками.

Воспитатель решила научить детей работать самостоятельно, не подумала о том, что опытно - экспериментальная деятельность не позволяет работы детей без помощи воспитателя. Ребёнок делает открытие - значит ему необходима помощь в этом, для него это ново, удивительно, непонятно.

Педагог после окончания опыта просит поднять руку тем детям, которые закончили своё экспериментирование .Нельзя забывать, что руки поднимают в школе, в детском саду можно попросить детей похлопать в ладоши или позвонить в колокольчик.

Воспитатель просит работать молча - дети дошкольного возраста, тем более при проведении опыта чувствуют себя маленькими гениями. В такие моменты они эмоциональны и возбуждены. Дети хотят "выпустить" эмоции наружу, для этого им необходима речь, общение, обсуждение) Воспитатель должен был сказать: Работайте самостоятельно, но если у вас возникнут какие - либо вопросы или затруднения я вам с удовольствием помогу. В любом детском коллективе есть более сильные и более слабые дети, соответственно работа с детьми должна проходить как фронтально, так и индивидуально. Во время работы необходим обмен мнениями, общение, развитие коммуникативных навыков.

 

 

2. Какие формы и методы обучения следовало применить воспитателю в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности? Составьте текст, сопровождающий ситуацию организации данной деятельности (инструкция, вопросы, обращения к детям).

 

А. И. Савенков рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих.

По мнению В. И. Панова, А. И. Савенков рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих.

По мнению В. И. Панова, познавательно-исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Н. Лысенко рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.

познавательно-исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою познавательно-исследовательскую активность в форме тех или иных познавательно-исследовательских действий.

Н. Лысенко рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.

При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

· - для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

· - для приборов;

· - для выращивания растений;

· - для хранения материалов (природного, «бросового»);

· - для проведения опытов;

· - для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

· Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.

· Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

· Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

· Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Структура поисковой деятельности.

· Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательных задач;

· Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явлений и способах решений познавательной задачи;

· Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;

· Непосредственная проверка выбранных способов решения познавательной задачи;

· Анализ полученных фактов и формирование выводов;

· Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Алгоритм действий для осуществления познавательно-исследовательской деятельности (по А.И.Савенкову).

Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников.

· Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

· Тайна, сюрприз.

· Мотив помощи.

· Познавательный мотив (почему так?).

· Ситуация выбора.

Типы исследования:

· Опыт.

· Экспериментирование.

· Коллекционирование.

· Путешествие по карте, путешествие по «Реке времени».

· Проекты.

· Наблюдения

· Дидактические игры.

· Экскурсии.

· Экологические игры.

· Работа по схемам, планам, моделям.

· Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов.

Опыт – основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.

Экспериментирование - метод исследования, осуществляемый для подтверждения гипотезы.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Отличие опыта от эксперимента:

Последовательность: эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.

Множественность: эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное.

Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное.

Наблюдение – метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально.

Путешествие по карте. Задача – освоение пространственных схем и отношений.

- обсуждение и выбор пункта назначения,

- обозначение возможного маршрута, предположение, что можно встретить на пути;

- изучение растительного и животного мира, ландшафта, жизнедеятельности человека;

- составление схемы движения, анализ, что встретили.

«Река времени». Задача – освоение временных отношений (от прошлого к настоящему).

- выбор временного отрезка;

- признаки временного отрезка;

- растительный, животный мир, жизнедеятельность человека в то время;

- заполнение карты, «ленты времени», «Дневника путешествия во времени».

Коллекционирование - «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес». (Толковый словарь).

Коллекционирование. Задача – освоение родовых отношений, поиск сходств и различий между объектами в ходе рассуждений, поиск возможных оснований для группировки.

Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если мама и папа поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование.

Коллекционирование – один из способов развития познавательной активности детей.

Наблюдение – основа чувственного познания мира.

Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.

Классификация наблюдений и экспериментов.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке;

— в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

— случайные;

— запланированные;

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Классификация экологических игр:

ролевые;

словесные;

соревновательные;

дидактические;

игры-путешествия.

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

· специфических характеристик;

· тематического распределения содержания;

· формы организации и меры регламентации;

· направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры:

· сюжетно-ролевые;

· театрализованные;

· строительные.

Игры с правилами:

· дидактические;

· подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

· игры на тему «Живая природа»;

· игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

· самостоятельную игровую деятельность ребенка;

· совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

· сенсорно-моторные;

· предметные;

· игры с перевоплощением;

· социальные;

· соревновательные.

По тематике.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Содержание экскурсий, структура.

Структура экскурсии:

вводная беседа,

коллективное наблюдение,

индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей,

сбор материала,

игры детей с собранным материалом,

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Метод наглядного моделирования.

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Составьте текст, сопровождающий ситуацию организации данной деятельности (инструкция, вопросы, обращения к детям).

 

Воспитатель. Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю вас в лабораторию «Добрых дел». Скажите, ребята, что такое лаборатория? Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования.

- Я возьму на себя роль заведующим лаборатории? (одевает халат, очки).

А вы будите научными работниками лаборатории. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.

Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории «Добрых дел». А сейчас давайте пройдём в лабораторию.

Давайте возьмем первое письмо и узнаем, кто нам написал. Показ картинки Буратино.

- Ребята, а вы знаете этого героя? (Буратино).

- А из какой он сказки? Кто ее написал? (ответ детей)

- Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают

различные гипотезы.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он, же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Давайте присядем за столы.

Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?

Дети: Провести опыт, эксперимент

Дети берут предметы (дерево, камень) наливают в тазики воду и проводят эксперимент.

- Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?

- Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

- Что же мы посоветуем Буратино?

Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

- Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).

- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.

Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.

- Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говори, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.

Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).

- Ну что будем искать, в песке что-то удивительное?

Опыт.

-возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- легко ли сыпется песок?

Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в другую.

Работа с лупой.

Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? (наблюдают)

- как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (темные и светлые)

- давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) давайте проверим.

Работа с ситом.

Воспитатель. Через сито просеиваем песок, он сыпется с сито в ёмкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- возьмите 2 стаканчика и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал, намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).

Опыт 2

Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? ( сырой-среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных-более тяжелая вода). Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?

Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.

И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.

- Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?

Ответы детей.

- Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился Мамонтёнок. Герой, какой он сказки? Он отправился к маме на льдине, но он боится, что не доплывет до мамы, и может утонуть?

Давайте выясним, что такое лед? (лед-это вода, только в твердом состоянии). Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике (показ иллюстрации).

Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето очень короткое и не жаркое). Слышали ли вы что - то об айсбергах? (дети отвечают)

Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим. Проходите в нашу лабораторию.

Опыт.

Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?

Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит, мы можем сказать Мамонтёнку, что льдина его не растает. И он увидит свою маму.

Вот еще одно доброе дело сделали.

- Тот, кто делает добро, получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?

Ответы детей.

- Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.

- Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!

Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что было трудным?

 

3. Продумайте и назовите варианты применения технологий, методов организации сотрудничества детей, поддержки активности и инициативы, самостоятельности детей, развития их творческих способностей в данной и аналогичных ситуациях

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса. Построенных на научной основе. Запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.

 Существуют несколько педагогических технологий:

Технология «ТРИЗ»

 Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах.

Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

 - технология проектной деятельности

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности в различных формах.

Технология исследовательской деятельности

Могут быть использованы доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

1. Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.

2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение родовидовых отношений.

3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

 - опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

 - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

 - использование художественного слова;

 - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

 - трудовые поручения, действия.

 -информационно-коммуникативные технологии

 В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни

Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации; технологии, в которых используются информационнообучающие компьютерные программы, и технологии, в которых используются тестирующие программы.

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

 Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.

 Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

 В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

 • мотивационный

• ориентационно-целевой

 • содержательно-операционный

 • ценностно-волевой

 • оценочный

 С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

 • Необходимость объяснения родителям важности игры

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

 


НОД «Измерение жидкости»

Цель: формирование у детей предпосылок учебной деятельности, развитие внимания, умения понимать поставленную задачу, воспитание усидчивости, целеустремленности в достижении конечного результата.

Образовательные задачи:

1 Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости;

2. Продолжить упражнять в различении и названии геометрических фигур, умение самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, пользоваться правильно количественным и порядковым счетом.

4. Упражнять в согласовании имен существительных с числительными.

Развивающие задачи:

1. Развивать творческие способности, логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

2. Упражнять мелкую мускулатуру кистей и пальцев рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать умение слушать и слышать вопрос.

2. Прививать стремление к аккуратному выполнению работы.

Материал. 2 кувшина (в одном вода, ложка, чашка, стакан, мячик, фишки - треугольники, квадраты, кружочки, альбомный лист бумаги, фланелеграф, шерстяная ниточка, набор геометрических фигур

Ход занятия

Воспитатель: Не одна я к вам пришла

А гостей с собой позвала.

(дети здороваются с гостями)

А еще пришел Антошка

Вот с такой большою ложкой.

Дети. Здравствуй, Антошка!

Воспитатель: Антошка ходит в школу на подготовительные занятия. Им учительница задала на дом задание. Антошка не знает как с ними справиться?

Что делать? Как помочь Антошке? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, я знала, что вы его выручите.

И так, готовы?

Первое задание: нужно ответить на вопросы. (проводится в кругу).

Воспитатель по очереди кидает мяч ребенку и задает вопросы, а дети отвечают.

Считалка: Мы собрались отвечать.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три -

Начинаешь ты.

Вопросы:

1. Дерево высокое, а кустарник. (низкий)

2. Ветка тонкая, а дерево. (толстое)

3. Река широкая, а ручей. (узкий)

4. Дом низкий, а подъемный кран. (высокий)

5. Гольфы длинные, а носки. (короткие)

6. Стул большой, а стульчик. (маленький)

7. Книга толстая, а тетрадь. (тонкая)

8. Камыши высокие, а трава. (низкая)

9. Воробей маленький, а коршун. (большой)

10. Тропинка узкая, а дорога. (широкая)

11. Муравей легкий, а слон. (тяжелый)

Воспитатель. Молодцы. Следующее задание мы выполним за столом.

(перед детьми кувшин с подкрашенной жидкостью)

Как узнать, сколько здесь воды?

(дети выполняют правила измерения)

Налить полную чашку

Выставить фишку после того как будет вылита вода

Воспитатель. - Что такое мерка?

(Это то, чем производят измерение)

Что может служить меркой?

Чем можно измерить воду?

(ребенок производит измерение воды стаканом и выставляет фишку – треугольник, а дети выкладывают на столе).

Воспитатель. Давайте попробуем измерить сколько чашек с водой в этом кувшине.

(ребенок производит измерение воды чашкой и выставляет фишку - кружочки, а дети выкладывают на столе).

Воспитатель. Антошка хочет измерить воду своей ложкой, кто ему поможет.

(ребенок производит измерение воды ложкой и выставляет фишку – квадрат, а дети выкладываю на столе).

Воспитатель. Сколько стаканов воды в кувшине?

Сколько треугольников у вас на столе?

Сколько чашек с водой у вас на столе?

Сколько кружочков у вас на столе?

Сколько ложек воды в кувшине?

Сколько квадратов у вас на столе?

Мы с помощью мерок определили объем жидкости в кувшине и помогли нашему Антошке.

Воспитатель. Я приглашаю вас на игру «Будь внимателен»

(дети выходят на середину группы)

Я хлопну в ладоши, а вы хлопните на 1 раз больше.

Я топну, а вы топните на 1 раз больше.

Я подниму ручку, а вы поднимете на 1 раз меньше и т. д.

Воспитатель. Антошка приглашает вас станцевать «Танец маленьких утят».

(дети танцуют)

Вот мы и отдохнули, но у нас еще остались задания.

Нужно украсить коврик.

У вас на столе есть набор геометрических фигур, мы будем ими украшать наш коврик.

Будьте внимательны и точно выполняйте задание.

1. В середину коврика положите – большой зеленый многоугольник.

2. В верхний левый угол – маленький зеленый треугольник.

3. В нижний правый угол – большой желтый квадрат.

4. В верхний правый угол – маленький красный кружок.

5. В нижний левый угол – маленький красный многоугольник.

Какая фигура лежит в середине?

Какая фигура находится в правом верхнем углу?

А где лежит большой желтый квадрат?

А где находится - маленький зеленый треугольник?

Воспитатель. Антошка вас всех благодарит за помощь в выполнении заданий. А я предлагаю вам себя оценить. Какую оценку вы себе поставите за выполненные задания – выложите на фланелеграфе.

(дети выкладывают на фланелеграфе с помощью шерстяной ниточки).

Какую оценку Люба ты себе поставила?

А почему?

(воспитатель спрашивает нескольких детей)

Воспитатель. мы с Антошкой приглашаем вас на коврик (дети садятся на коврик).

Покажите, мимикой, какой к нам пришел Антошка? (грустный)

А какой сейчас? (веселый)

Почему?

Чем мы сегодня занимались?

(воспитатель несет мяч ребенку, и он отвечает)

А за то, что вы помогли Антошке, он вас хочет поблагодарить.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.