1. По способу влияния:
· Прямые – предполагает немедленную реакцию ученика.
· Косвенные – создание ситуации и организация деятельности, в которую включается ребенок и при этом формируется установка на совершенствование, на выработку к определенным отношениям к учителям, товарищам, обществу (воспитателные ситуации).
2. По характеру воздействия на учащегося (Бондарев, Гончаров, Королев):
· Методы убеждения
· Методы упражнения
· Методы поощрения
· Методы наказания
3. На основе характеристики целевой, содержательной, процессуальной сторон методов воспитания (Щукин):
· Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад).
· Методы организации деятельности и формирование опыта поведения (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации).
· Методы стимулирования (соревнования, поощрения, наказания).
4. Бинарные. (Рожков).
· Методы воздействия на интеллектуальную сферу личности; методы убеждения (разумного доказательства какой-либо точки зрения, оценки происходящего, посредством литературных произведений, исторических аналогий, библейских притч, басен, сказок – со стороны ребенка).
· Методы самоубеждения (самостоятельное, осознанное формирование у ребенка комплекса взглядов, при решении социальных проблем, логических выводов, сделанных самим ребенком.
· Методы воздействия на мотивационную сферу личности (методы стимулирования; со стороны ребенка – методы мотивации)
· Методы воздействия на эмоциональную сферу. Педагог – внушение вербальное, невербальное; со стороны ребенка – самовнушение.
· Методы воздействия на волевую сферу. Взрослые - методы требования и приучения; ребенок – методы самокоррекции.
· Методы воздействия на предметно-практическую сферу. Педагог – методы воспитательных ситуаций, соревнования; ребенок – самоактуализация, метод социальной пробы.
· Методы воздействия на сферу саморегуляции. Взрослые – метод коррекции поведения; со стороны ребенка – упражнения и самокоррекция.
· Методы воздействия на экзистенциальную сферу. Взрослый – метод деллем; ребенок – метод рефлексии.
В качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, 6) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.
А) Убеждение - это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознания и поведения.
Б) Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
В) Метод упражнений (приучения). В структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности. Их формированию способствует метод упражнений, или приучения.
Под методом упражнений (приучения) понимал многократное повторение действий и поступков учащихся в образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения (Н.И. Болдырев).
Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.
Упражнения (приучение) как общий метод воспитания применяется для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Г) Методы одобрения и осуждения.
Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.
Д) Методы требования и контроля. Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным па улучшение поведения. Педагогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Его эффективность определяющим образом зависит от благожелательных отношений между учащимися и учителями, от педагогического такта и чуткости последних.
Е) Метод переключения.
Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.
Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « КАК?» - коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:
· Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта;
· Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции;
· Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая);
· Анализ результатов ( мониторинг – коррекция – рефлексия)
Эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на « Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.
В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации технологий воспитания: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.
Технологии воспитания классифицируют:
По философской основе:
· материалистические;
· прагматические;
· гуманистические,
· антропософские.
По научной концепции:
· поведенческие;
· деятельностные;
· интериоризаторские,
· нейролингвистического программирования.
По категории объекта:
· индивидуальные;
· групповые;
· коллективные;
· массовые.
Примером технологии воспитания является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):
· культивирования настроения доброжелательности;
· снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;
· авансирование ребенка ( термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
· усиление мотивов деятельности;
· педагогическое внушение;
· педагогическая оценка.
Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:
· определение цели;
· построение содержания;
· подготовка мероприятия;
· проведение мероприятия;
· анализ итогов мероприятия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.