Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ключевую задачу современной государственной политики нашей страны. Правопорядок, законопослушность, доверие, развитие социальной сферы и экономики – все это имеет непосредственную зависимость от принятия гражданином России общечеловеческих и общенациональных ценностей, следования им как в личной, так и в общественной жизни.

Важнейшей целью современного российского образования является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого и компетентного гражданина.

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, воспитание обучающихся должно обеспечить:

- готовность и способность к осуществлению творческого потенциала в предметно-продуктивной и духовной деятельности, профессиональной и социальной мобильности на основе моральных норм и непрерывного образования;

- готовность и способность духовно развиваться, нравственно самосовершенствоваться, понимать смысл своей жизни, нести ответственность за свое поведение;

- формирование морали как необходимости определенного поведения, которое основано на представлениях о зле и добре, принятых в обществе;

- укрепление нравственности, основанной на воле, свободе, духовных отечественных традициях;

- принятие личностью основных национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- развитие совести, способности формулировать свои нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

- способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать свои мысли, намерения и поступки;

- трудолюбие, жизненный оптимизм, бережливость и способность к преодолению трудностей;

- способность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за их результаты, настойчивость и целеустремленность в достижении результата;

- свободолюбие;

- осознание ценности других людей и человеческой жизни, умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью личности;

- укрепление веры в Россию, формирование чувства личной ответственности за Отечество перед настоящими, прошлыми и будущими поколениями.

В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным и многоплановым процессом, неотделимым от жизни человека, семьи, культуры, общества, человечества, страны, культурно-исторической эпохи.

Духовно-нравственное развитие в рамках общего образования осуществляется в педагогическом процессе восприятия и принятия обучающимися следующих ценностей: семейной жизни, культуры своего народа, культурно-регионального сообщества, мирового сообщества, российской гражданской нации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие человеком ценностей, традиций, особых форм социальной, культурно-исторической и духовной жизни его родного города, области, республики. Более высокая ступень духовно-нравственного развития – это принятие духовных традиций и культуры многонационального народа Российской Федерации.

Высшей ступенью процесса духовно-нравственного развития личности, его патриотического и гражданского воспитания является ступень российской гражданской идентичности. Россиянином становится тот человек, который осваивает культурные богатства своей страны и народа Российской Федерации, осознает их особенности, значимость, единство и солидарность в судьбе нашей страны. Важнейшим свойством духовно-нравственного развития является открытость миру и диалогичность с другими национальными культурами.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания детей должны обеспечивать полноценную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, а также с многонациональным народом нашей страны.

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, традиционными источниками нравственности являются Россия, народ Российской Федерации, труд, гражданское общество, семья, наука, искусство, религия, человечество, природа.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

 

Дидактические единицы:

Психология:

Учебная деятельность.

 

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения, обучения. В узком смысле, по Д. Б. Эльконину, - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В его работах, работах В. В. Давыдова, А. К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением, по С. Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

Необходимо отметить, что в данной трактовке учебная деятельность понимается шире, чем ведущий вид деятельности, поскольку распространяется на все возрасты.

Учебная деятельность в этом смысле – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Эльконину Д. Б., учебная деятельность – это деятельность, содержанием которой является овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая должна побуждаться адекватными мотивами. Это могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, другими словами, мотивы собственного роста, совершенствования.

Следовательно, учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Результатом учебной деятельности является поведение субъ екта это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил несколько взаимосвязанных компонентов:

Компоненты учебной деятельности (по Эльконину):

мотивация. Учебная деятельность полимотивна. Она побуждается и направляется различными мотивами. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ мотивы (по Эльконину) – интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, к процессу деятельности.

учебная задача. Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Дети, решая много конкретных задач, сами открывают способы их решения. Развивающее обучение предполагает совместное открытие детьми и учителем общего способа решения задач.

учебные операции – входят в состав способа действия операций и учебных задач. Считается основным звеном структуры учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. Часто, по системе Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций, выполняет операции в материальной форме под контролем учителя, научившись это делать без ошибок, решает задачу в уме.

контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности.

оценка – ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано…

Действия и операции в структуре учебной деятельности. Существенным для анализа учебных действий является момент их перехода на уровень операций. Согласно А.Н. Леонтьеву, операции - это способы действия, отвечающие определенным условиям, в которых дана его цель. Сознательное целенаправленное действие в обучении, многократно повторяясь, включаясь в другие более сложные действия, постепенно перестает быть объектом сознательного контроля обучающегося, становясь способом выполнения этого более сложного действия. Это так называемые сознательные операции, бывшие сознательные действия, превращенные в операции. Переход с уровня действия на операции есть основа технологизации обучения.

Наряду с сознательными операциями в деятельности существуют операции, которые ранее не осознавались как целенаправленные действия. К таким операциям С.Л. Рубинштейн относит сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение. Отметим здесь, что соответствующие внутренние умственные операции определяют строение восприятия (В.П. Зинченко), памяти (П.П. Блонский, А.А. Смирнов, В.Я. Ляудис) и других психических процессов.

Контроль за выполнением действия осуществляется механизмом обратной связи в общей структуре деятельности как сложной функциональной системы. Были выделены две формы обратной связи - направляющая и результирующая. Первая осуществляется в основном проприоцептивной или мышечной импульсацией. Вторая всегда комплексна и охватывает все афферентные признаки, касающиеся самого результата предпринятого движения. Таким образом, контроль предполагает три звена: модель, образ потребного, желаемого результата действия; процесс сличения этого образа и реального действия и принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.

Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Такую структуру учебная деятельность приобретает постепенно, а у младшего школьника она далека от этого. Иногда ребенок стремится правильно оценить свои достижения, понять задачу или осуществить действия контроля.

Педагогическая задача 17.

Четырехлетний Костя показывает воспитателю свою новую машинку. Взрослый вместе с ребенком рассматривает игрушку и предлагает построить для нее гараж. Педагог предлагает мальчику решить, из какого строительного материала лучше построить гараж для машинки. Костя строит гараж и пытается поместить в него машинку, но оказывается, что стенки - низкие, а сам гараж - узок для нее.

Вопросы-задания:

1. Какое действие наиболее целесообразно предпринять воспитателю в данном случае? На решение какой задачи оно направлено?

Данное вид конструирования - конструирование по замыслу.

Большие возможности для развития творчества детей и проявления их самостоятельности. Ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Дети должны иметь:

• Обобщенные представления о конструируемом объекте

• Владеть обобщенными способами конструирования

• Уметь искать новые способы

Конструирование по замыслу позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее (в процессе конструирования по образцу и по условиям).

Недостатки детского конструирования:

- Нечеткость замысла

- Неустойчивость замысла

- Увлеченность процессом постройки

- Нечеткость представлений – что сначала, что потом, неумение планировать

- Неумение предварительно анализировать задачу

Воспитатель должен научить ребенка анализировать образец постройки, уметь планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Задачи:

Образовательные:

· учить соотносить размеры построек с размерами игрушек,

· анализировать образец и следовать ему.

Технические навыки: уметь определять постройку, закреплять умение различать и правильно называть детали строительного набора (кирпичик, пластина).

Развивающие:

· развивать воображение, конструктивное творчество.

Воспитательные:

· воспитывать интерес к совместным играм.

 

2. Задачи, каких образовательных областей могут быть решены с помощью детского конструирования. Приведите не менее трех примеров (формулировок задач), иллюстрирующих Ваш ответ.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования образовательными учреждениями.

«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

ФГОС требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

Владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической речи (Речевое развитие)

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях. (Познавательное развитие)

Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук. (Физическое развитие)

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к результатам труда сверстников; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности.(Социально-коммуникативное)

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей (Художественно-эстетическое)

 

3. Предложите вариант дальнейшего развертывания данной ситуации (укажите дальнейшие действия педагога, используемые методы и приемы, обозначьте потенциальный образовательный результат взаимодействия педагога и ребенка в предложенной ситуации).

Конструирование – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.

Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: наблюдение и обследование натурального объекта; показ и анализ образца; объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера ; анализ и оценка процесса работы; анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.

В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.