воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно -нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальны-ми ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не-отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции,
чувства ответственности за свою страну;
общее образование, выстраивающее партнёрские отношения другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов обще-образовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
Духовно -нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу граж-данского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни
1его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры много-национального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника Родины.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Одно из направлений внеурочной деятельности - духовно-нравственное направление развития личности.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество.
В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и ведущие направления воспитательного процесса. Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, потому что в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Кроме основополагающе проектная деятельность; организация духовного диалога, средства и методы которого направлены на выявление духовных приоритетов и выстраивание иерархичной системы ценностей. Основным ключом для использования всех методов и приемов является деятельностно - интегративный подход, как активная практическая форма, позволяющая организовать воспитание обучающихся в рамках «проживания» в создаваемых воспитательных обстановках.
Нравственные ценности формируются в процессе активного самостоятельного освоения ребёнком окружающего мира в личностно значимой деятельности. В процессе становления ценностного отношения реализуется следующий механизм: от нравственных знаний – к нравственным чувствам и убеждениям, а затем к опыту нравственного поведения.
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Сценарный план традиционных мероприятий надо составлять таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. Во время проведения таких творческих мероприятий происходит духовное единение детей, учителей и родителей. Эта деятельность пробуждает в ребятах, привыкших к готовым «информационным продуктам», стремление искать и размышлять. Это серьёзная работа, а сегодняшние дети именно такого серьёзного отношения к себе и ждут. Работа, проводимая в этом направлении, способствует восстановлению нарушенных связей между поколениями, формированию духовной культуры личности школьника, возникновению гармонии между людьми. Классные часы, беседы, диспуты, конференции, исследования, проектные работы - основные формы воспитательной работы вообще и духовнонравственного воспитания в частности. Циклы классных часов, бесед по духовнонравственной тематике различны: «Не обманывай», «Умей дружить», «Твоя семья», «Черты нравственного человека», «Люби учиться», «Мир духовности» и др. Здесь используются такие формы, как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, анкетирование, круглые столы, мозговые штурмы.
Духовно-нравственное воспитание - это и воспитание уважения к традициям той школы, где учатся дети. Поэтому необходимо изучать историю школы, шире привлекать учащихся к краеведческой работе, осуществлять духовнонравственное воспитание средствами музейной педагогики. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора.
Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи. Итак, что есть духовность? Мудрец ответит просто - путь к себе. А осваивать этот путь детям должна помочь школа. Педагог должен стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; - глубже понять себя, своё предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; - найти путь к своему подлинному «я»; - жить, следуя своей природе. Успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.
В законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) прописано, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования…включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». [19].
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие будущего гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Для гражданина любой страны важно ориентироваться в истории культуры и государственности своего Отечества. Для гражданина России это невозможно без осмысления ценностей православной традиции, ее святынь, этических норм, отношения к жизни и смерти, к труду, к предназначению человека на земле, к общественному и семейному служению. Отсутствие сознания собственной культурной идентичности, своей принадлежности к великой и богатейшей культуре неизбежно ведет молодого человека к поиску своей идентичности в псевдо- и субкультурах. Часто это приводит незрелую личность к различным социальным порокам, зависимостям, к мистике и оккультизму.
Ценности православной культуры не противопоставляются общечеловеческим ценностям. Воспринимаемые индивидуальным сознанием через призму цивилизационной культурной традиции они объединяют всех российских граждан вне зависимости от их этнической принадлежности. При таком подходе общечеловеческие ценности воспринимаются учащимися как естественное продолжение ценностей православной традиции.
Присвоение учащимися каждой ценности из общей ценностной системы и есть конкретная задача образовательного процесса. Ценность рассматривается как цель. На основе ценностей складываются убеждения, идеалы личности.
ФГОСы 2 поколения определили базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений:
- Патриотизм - любовь к России; к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
- Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
- Традиционные российские религии -представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
- Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- Природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- Человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. [5,19].
Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Можно выделить две наиболее существенные педагогические задачи, связанные с нравственным идеалом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале; нужно также указать детям образец, достойный подражания. Безграничный нравственный идеал в котором соединены все возможные добродетели, предлагает христианство.
Важно обращаться вместе с детьми к сокровищнице православной веры, к Евангелию, житиям святых, воспитывать на этих примерах. Чем больше учащиеся знакомятся с миром православной святости, тем больше наполняется в них духовная сторона личностного содержания.
Помимо конкретного личностного смысла для воспитанника - нравственного совершенствования и духовного возрастания, - житийная литература имеет еще и большое социально-патриотическое значение. На Руси жития святых с принятием православия глубоко проникли в народное сознание; наши соотечественники вдохновлялись ими издревле и строили мир русской цивилизации.
Соприкоснувшись же с этим историческим пластом, каждый человек не сможет не понять, как можно не любить Отечество, породившее столько прекрасных людей и такое духовно-материальное наследие.
Педагогическая задача 15.
Воспитатель предложила детям в детском саду нарисовать тематический рисунок «Моя семья». Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» – «А я не уместился», – ответил мальчик.
3. Попытайтесь охарактеризовать возможный психологический климат в описанной семье. Какие формы организации педагогического взаимодействия с семьей, направленные на воспитание и духовно-нравственное развитие детей, Вы могли бы предложить?
В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.
Выделяют 2 типа психологического климата: благоприятный и неблагоприятный.
Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность, хорошо развита самокритика и доброжелательная критика в отношении любого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека. Важный показатель психологического климата семьи – это стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу.
В основном родители проводят большую часть времени на работе, где свои отношения, настроения и, придя домой, мы порой не задумываемся, что наши близкие, в основном, дети, страдают от того, что у родителей плохое настроение, не с кем поговорить. Порой все отрицательные эмоции мы приносим домой, срываясь на своих детях. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к ссорам, психологической напряженности, депрессиям.
По детским рисункам можно судить о микроклимате семьи и о психическом состоянии ребенка.
Пете в семье одиноко, неуютно. Изображение папы в центре листа говорит о том, что он занимает лидирующее положение в семье и обладает большой силой. Петя папу боится.
При анализе детских рисунков имеет значение и цветовая гамма: яркими красками ребенок рисует все, что ему нравится.
Способы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника:
· проведение тематических родительских собраний с использованием нетрадиционных форм (народные фольклорные игры и развлечения);
· представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов «Традиции нашей семьи» (слайд);
· праздники и развлечения в соответствии с тематическим планом по приоритетному направлению на год (по циклам) (слайд);
· организация вечеров-встреч с ветеранами (из семей наших воспитанников) (слайд):
· интерактивное общение в сети Интернет по вопросам семейного воспитания;
· Организация совместных выставок
Педагогическая задача 16.
ПК-4. Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета.
Дидактические единицы:
Педагогика:
1. Понятие педагогических систем в педагогической науке. Образовательный процесс как педагогическая система.
2. ФГОС как нормативная основа совершенствования образовательного процесса как педагогической системы. Современные требования к содержанию образования. Общая характеристика ФГОС ОО второго поколения как основы модернизации общего образования.
3. Требования к личностным, метапредметным результатам, виды и содержание УУД в соответствии с ФГОС НОО.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Дидактические единицы:
Психология:
1. Учебная деятельность.
Педагогическая задача 16.
Воспитатель предлагает воспитанникам старшей группы представить, что в детском саду открылась картинная галерея, а им предстоит быть экскурсоводами. Будущие экскурсоводы должны будут рассказать экскурсантам (детям другой возрастной группы) о наступившей весне. Для этого необходимо всем вместе вспомнить признаки этого времени года, подумать о каких признаках будут рассказывать разные экскурсоводы, подобрать иллюстративный материал (репродукции произведений изобразительного искусства, поэтические произведения, дидактические модели, рисунки, загадки…), продумать место размещения экспозиции и содержание выступления. В течение недели воспитатель помогал детям подготовиться к предстоящей «экскурсии», в пятницу воспитанники пригласили младших детей и по их желанию провели несколько экскурсий в помещении своей группы, на групповом участке, в «Музее природы» детского сада.
Вопросы-задания:
1. Определите форму организации образовательного процесса, использованную педагогом в предложенной ситуации детской деятельности, аргументируйте свой ответ.
2. Сформулируйте не менее трех решаемых в данной ситуации образовательных задач, относящихся к разных образовательным областям ФГОС ДО. Соотнесите в своем ответе сформулированные задачи с образовательными областями.
3. Аргументируйте соответствие используемых педагогом приемов мотивации детской деятельности возрастным особенностям развития.
Дидактические единицы:
Педагогика:
Понятие педагогических систем в педагогической науке. Образовательный процесс как педагогическая система.
Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.
Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организованная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования заботу о материальном положении учителя и т.п. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию ее элементов.
Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей, средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Виды педагогических систем различаются назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский сад". Ее варианты - педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.
В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др. Аналогичные варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.).
Понятие авторской педагогической системы. Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов классиков и современных педагогов-новаторов - руководителей образовательных учреждений. Иначе нужно подходить к творчеству отдельных педагогов. новаторов, реализующих свои авторские подходы к обучению и воспитанию. Одно дело, когда педагог творчески воплощает одну или несколько часто не связанных друг с другом идей ("опережающее обучение", комментирование - С. Н. Лысенкова; "опорные сигналы" - В. Ф. Шаталов и др.), и совсем другое - когда педагогический процесс строится на основе оригинальной концепции. В этом случае есть все основания говорить об авторской дидактической или воспитательной системе. Таковыми являются дидактические системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, М. М. Махмутова, П. Я. Эрдниева и воспитательные системы И. П. Иванова, В. А. Караковского и других.
2. ФГОС как нормативная основа совершенствования образовательного процесса как педагогической системы. Современные требования к содержанию образования. Общая характеристика ФГОС ОО второго поколения как основы модернизации общего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Самым главным нормативным актом, который обеспечивает введение ФГОС (как и государственных стандартов в других сферах) является Конституция. Этот документ детерминирует все последующие акты, регламентирующие образование. Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего образования в рамках государственного стандарта и, тем самым, определяет ответственность государственных и муниципальных органов образования перед теми, кто получает образовательную услугу.
Законопроект расширяет функции ФГОС, которые заключаются в обеспечении не только единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, но и в обеспечении вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (пп. 2 ст. 11).
Законопроект дополняет аналогичную статью действующего Закона особенностями разработки стандарта для системы общего и профессионального образования (пп. 6, 8 ст. 11).
В последующих статьях Законопроекта устанавливается взаимосвязь ФГОС и основных образовательных программ, примерных основных образовательных программ. Устанавливаемая Законопроектом взаимосвязь между названными документами преемственна их соотношению в действующем Законе Законопроект расширяет функции ФГОС, которые заключаются в обеспечении не только единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, но и в обеспечении вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (пп. 2 ст. 11).
Законопроект дополняет аналогичную статью действующего Закона особенностями разработки стандарта для системы общего и профессионального образования (пп. 6, 8 ст. 11).
В последующих статьях Законопроекта устанавливается взаимосвязь ФГОС и основных образовательных программ, примерных основных образовательных программ. Устанавливаемая Законопроектом взаимосвязь между названными документами преемственна их соотношению в действующем Законе
Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере образования, а также проекты документов введения и процедур проверки исполнения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 (ред. От 03.12.2011) «Об образовании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2012)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»
Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) (ФГОС НОО)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
ФГОС ООО
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (ФГОС ООО)
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
ФГОС СОО
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО)
Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Нормативные документы ФГОС
· Закон РФ «Об образовании».
· Постановление Правительства от 24.02.2009 №142 «Об утверждении правил разработки и утверждения ФГОС».
· Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 10.04.2009г.
· Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 01.06.2009г.
· Приказ о введении ФГОС НОО 06.10.2009.
· ФГОС НОО 06.10.2009.
· Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Ведущий инструмент реализации ФГОС – основная образовательная программа (далее – ООП). В ОУ, были разработаны новые ООП на основе примерных основных образовательных программ начального общего образования. Ведущим документом, обеспечивающим реализацию требований ФГОС на уровне субъекта РФ, является региональная программа развития образования. Функциями ОУ в системе нормативного обеспечения введения ФГОС являются, прежде всего, разработка ООП и плана-графика создания условий, соответствующих требованиям ФГОС, внесение изменений в устав и существующие локальные акты (разработка при необходимости новых), определение перечня соответствующих ФГОС учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процесс.
В связи с введением ФГОС потребуется внести изменения в следующие документы (или разработать их):
• расписание, в рамках которого возможно предусмотреть организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся при включении их в различные групповые, разновозрастные виды деятельности;
• рекомендации (или пакет локальных актов: положений, инструкций, приказов и т п) для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся;
• рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля освоения ООП;
• материалы, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса;
• локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса;
• пакет документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 334.