Понятие психолого-психологического сопровождения введено психологами Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов и как сопровождение естественного развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажения и торможение.
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере воспитатель располагают сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.
Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения, воспитания и психологического развития каждого ребенка в среде. (Битянова М. Р.)
Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помои ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.
Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития.
Е. И. Казакова отмечает, что можно выделить 3 основных вида сопровождения: - предупреждение возникновения проблем; - обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций; - экстренная помощь в кризисной ситуации.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения :
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями;
· -психологическое обеспечение образовательных программ;
· -развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению :
· профилактика;
· диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
· консультирование (индивидуальное и групповое);
· развивающая работа (индивидуальная и групповая);
· коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
· психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, дминистрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Основные принципы организации данного вида сопровождения:
· принцип демократичности ;
· принцип творческой позиции;
· принцип партнерского общения;
· принцип системности и последовательности;
· принцип вариативности ;
· принцип экологичности.
Направления психолого-педагогического сопровождения:
· решение актуальных задач воспитания;
· сохранение и укрепление здоровья детей;
· социально-эмоциональное благополучие ребенка в сообществе, учебном коллективе;
· внутренняя дифференциация обучения в старшей школе;
· качественное образование детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями);
· выявление и поддержка одаренных детей;
· дети «группы риска» и находящиеся под опекой.
· психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.
Следствия психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ДОО:
· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания;
· создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и их успешного обучения и воспитания;
· создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, воспитании и обучении.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 384.