Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие психолого-психологического сопровождения введено психологами Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов и как сопровождение естественного развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажения и торможение.

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере воспитатель располагают сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.

Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения, воспитания и психологического развития каждого ребенка в среде. (Битянова М. Р.)

Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помои ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.

Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития.

Е. И. Казакова отмечает, что можно выделить 3 основных вида сопровождения: - предупреждение возникновения проблем; - обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций; - экстренная помощь в кризисной ситуации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения :

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями;

· -психологическое обеспечение образовательных программ;

· -развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению :

· профилактика;

· диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

· консультирование (индивидуальное и групповое);

· развивающая работа (индивидуальная и групповая);

· коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

· психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, дминистрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Основные принципы организации данного вида сопровождения:

· принцип демократичности ;

· принцип творческой позиции;

· принцип партнерского общения;

· принцип системности и последовательности;

· принцип вариативности ;

· принцип экологичности.

Направления психолого-педагогического сопровождения:

· решение актуальных задач воспитания;

· сохранение и укрепление здоровья детей;

· социально-эмоциональное благополучие ребенка в сообществе, учебном коллективе;

· внутренняя дифференциация обучения в старшей школе;

· качественное образование детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями);

· выявление и поддержка одаренных детей;

· дети «группы риска» и находящиеся под опекой.

· психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.

Следствия психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ДОО:

· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания;

· создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и их успешного обучения и воспитания;

· создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, воспитании и обучении.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 384.