Педагогическое сопровождение процессов социализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для наиболее успешной социализации в современном мире необходимо педагогическое сопровождение – создание наилучших условий для развития способностей и личного роста, которые позволили бы индивиду утверждать и активно проявлять себя в различных жизненных ситуациях, изменять условия жизнедеятельности в своих интересах, свободно выражать творчество.

Идеи педагогического сопровождения детей появилась с момента появления принципа природосообразности воспитания, предложенного Я.А. Коменским. Этот принцип предполагает создание оптимальных условий для выявления способностей детей и их дальнейшее развитие.

Педагогическое сопровождение – главная идея современной педагогики, направленная на поддержку, содействие и помощь детей в процессе социализации.

Педагогическое сопровождение социализации можно рассматривать как: особый вид педагогического взаимодействия с детьми, способный стимулировать осознание ими смысла жизни; сферу деятельности преподавателя, осуществляющую последовательное и постепенное прохождение всех этапов социализации – адаптации, индивидуализации, интеграции; взаимодействие соответствующих специалистов с детьми и родителями в процессе создания индивидуальной траектории решения проблемной ситуации; сотрудничество всех участников образовательного процесса в содействии приобретения ребенком положительного опыта конструктивного взаимодействия с людьми благодаря выполнению разных ролевых обязанностей, освоению основ общечеловеческой культуры, развитию позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, к себе.

Организация взаимодействия педагогов с родителями в процессе социализации. Успех социализации личности зависит от взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми. Значительную часть воспитательной работы лучше всего проводить одновременно с родителями. Поставленные задачи, появившиеся проблемы необходимо решать сообща, объединив все усилия для достижения лучших результатов. Формирование сотрудничества напрямую зависит от того, как складываются взаимодействия педагогов с родителями в этом процессе. В основе этого взаимодействия должно лежать единство взглядов на воспитательный процесс, стремлений, выработанные сообща цели и задачи, пути достижения результатов. Сотрудничество педагогов и родителей способствует лучшей социализации, а также позволяет: узнать ребенка с разных сторон; увидеть ребенка в различных ситуациях; способствовать развитию индивидуальных способностей; помочь лучшему пониманию особенностей каждого ребенка; преодолеть негативные проявления в поведении и нежелательные поступки; сформировать ценные жизненные ситуации.

Взаимопонимание и сотрудничество педагогов и родителей возможны, если педагог: размышляет и советуется вместе с родителями; договаривается с родителями о совместных действиях; исключает в своей работе дидактизм; старается приобщить родителей к педагогическим знаниям.

Формы взаимодействия педагогов с родителями могут быть разными - групповые, коллективные, индивидуальные. Самыми распространенными коллективными формами являются: родительские собрания, родительский лекторий, конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с администрацией ДОО.

Основными регуляторами процесса социализации являются социальные институты: семья, круг друзей и сверстников, образовательные организации, социокультурная обстановка социума, социально-психологические характеристики обучающихся. Система образования в качестве социального института реализует функции нравственного, интеллектуального и физического развития молодежи. Именно в образовательных учреждениях происходит формирование основных личностных качеств: способность и готовность к личностному самоопределению и саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности и к обучению; системы значимых межличностных и социальных отношений, ценностных установок, отражающих индивидуальные и гражданские позиции; правосознание; способность ставить жизненные цели и строить планы; экологическую культуру; способность к осознанию гражданской идентичности.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 286.