Социализация как контекст социального воспитания: сущность, агенты, стадии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».

Я. Щепанский понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в обществен­ной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению раз­личных социальных ролей».

Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящие во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Факторы социализации ребенка – это условия внешней по отношению к нему среды, активно влияющие на его развитие и находящиеся в более или менее постоянном взаимодействии с ним.

 Различают мегафакторы – космос, планет, мир; мезофакторы– регион, вид поселения, средства массовой коммуникации и др.; микрофакторы– семья, группы сверстников, воспитательные организации, ближайший социум, а также различные общественные, государственные, религиозные и другие организации (А. В. Мудрик).

Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Социализация ребенка эффективна, если ее движущей силой является позитивное разрешение противоречия между его приспособлением и обособлением в общности сверстников. Компоненты социализации: стихийная социализация, относительно-направляемая социализация, относительно социально-контролируемая социализация.
2. Социальное воспитание –это взращивание человека в процессе планомерного создания условий для его целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Социальное воспитание характеризуется как целенаправленный процесс по усвоению общественно значимых ценностей, взглядов, представлений, способов поведения и общения, развитию социально значимых качеств (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.).

Наиболее подробно понятие «социальное воспитание» обосновано в трудах А.В. Мудрика. Социальное воспитание определяется как один из трех видов воспитания (семейное, религиозное и социальное). Все три вида воспитания имеют принципиальные различия по принципам, целям, задачам, содержанию и средствам.

Социальное воспитание понимается в этом контексте как планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Эти условия «создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образовании,организации социального опыта человека, индивидуальной помощи человеку» (М.В. Фирсов)

Понятие «образование» включает в себя систематическое обу чение, просвещение (распространение культуры) и стимулирование самообразования.

Социальный опыт — «единство различного рода умений и на выков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний».

Индивидуальная помощь выражается в поддержке развития и саморазвития человека, в приобретении знаний, навыков, необходимых для жизни в обществе.

 Принципы воспитания - принцип гуманистической направленности воспитания, принцип центрации социального воспитания на развитие личности, принцип коллективности социального в группе ДОО, принцип диалогичности социального воспитания, принцип природосообразности социального воспитания, принцип культуросообразности социального воспитания в группе ДОО, принцип незавершимости воспитания.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации.

Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят:

1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;

2) формируемые бытовые и гигиенические умения;

3) окружающие человека плоды материальной культуры;

4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров;

5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;

6) последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация - стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;

- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;

- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность.

Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

 

Дидактические единицы:

Психология:

3. Общение и речь

 

Одна из главных особенностей человека – это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми (Крысько В.Г.). Речь имеет свои свойства: Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью: она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. Речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Возможность речевого общения – это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь – средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

• информативность;

• понятность;

• выразительность.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности (А.В. Петровский)

Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности (Н.И. Конюхов)

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах.

В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

1. Проанализируйте причины поведения Коли.

Ребёнок считает работу мамы непрестижной. Коля думает, то работа мамы простая которая не несет чего особенного, важного как, например мама работающая в банке.

 

2. Сформулируйте задачу, реализуемую воспитателем в представленной ситуации.

Задача: сформировать представлений о важности и значимости профессий родителей

3. Предложите возможные способы психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса с ребенком.

 

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

 Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Психолого-педагогическое сопровождение - это не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

С детьми можно провести НОД по профессии повар, организовать индивидуальную беседу с ребенком по данной престижности и объяснить важность данной профессии, провести экскурсию в столовую, провести беседу по данной теме, устроить выставку рисунков, вовлечь родителей в деятельность семейного клуба «Чья профессия нужней, интересней и важней».

 

 




Педагогическая задача 7.

ОПК-3. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса

Дидактические единицы:

Психология

1. Общение как ведущий фактор психического развития в онтогенезе.

2. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

Дидактические единицы:

Педагогика

1.Воспитание в структуре образовательного процесса.

2. Закономерности и принципы воспитания.

4.Педагогическое взаимодействие в воспитании.

5. Методы воспитания.

6. Организация воспитательной работы и сотрудничества с воспитанниками в детском сообществе.

Педагогическая задача 7.

Девочка Лена до 7 лет росла нежной и легкоранимой дома, под бабушкиным и маминым присмотром, хорошо развивалась и была готова к школе.

В семь лет первоклассница Лена за руки с папой и мамой пришла в первый класс с радостью и легкой тревогой по поводу своих ожиданий нового и неизвестного. Первая учительница Лены, молодая и красивая, очень ей понравилась.

 Однако уже через две недели родители стали замечать, что у Лены растет тревожность и каждодневный поход в школу вызывает у нее некоторое состояние опаски, что выдавал ее угнетенный взгляд и рука, крепко державшая руку мамы. Еще через неделю каждое упоминание об уроках стало вызывать у Лены слезы несмотря на то, что выполнение самих заданий не вызывало у нее особых проблем, кроме некоторой медлительности при их выполнении.

Вопросы-задания:

1. Дайте психологическое обоснование возникшей у Лены проблемы в самой первой фазе обучения в школе.

2. Охарактеризуйте предполагаемый ход развития событий в классе и особенности формирования взаимоотношений Лены с учительницей и другими ребятами. Приведите аргументы о необходимости такого сопровождения ребёнка в данном случае.

3. Обоснуйте основания выбора методов и средств психолого-педагогического сопровождения данного ребёнка в учебно-воспитательном процессе.

4. Предложите последовательную программу действий психолого-педагогического сопровождения с целью разрешения возникшей ситуации:

а) со стороны родителей;

б) со стороны учительницы.

Дидактические единицы:

Психология

Дата: 2018-12-28, просмотров: 714.