· эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, агрессия, тревожность, страхи и т.п.);
· замедленное развитие познавательных процессов (нарушение внимания, сложности запоминания, недостаточное понимание, ограниченный словарный запас);
· поведенческие проблемы;
· неврологические проблемы различной специфики (расстройство сна, быстрая утомляемость);
· проблемы общения (отстраненность от других детей, обидчивость, чрезмерная замкнутость).
Рекомендации по оптимизации процесса социализации данного ученика в группе сверстников.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация
личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну
образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и
закономерно, так как решающим фактором развития личности является
социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику
взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на
позитивную социализацию ребенка, развитие положительного
самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности
человека, к окружающей среде.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного
шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать
общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая
потребности и интересы других.
Речь является компонентом активного
коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При
помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с
ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной
социализации и личностное развитие дошкольника.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с
окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность,
учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками
первоначальных представлений социального характера и включение их в
систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников
направлены не только на формирование определенной суммы знаний,
умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности
ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в
обществе.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и
разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень
много.
Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные
образовательные ситуации, которые включают:
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют
у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в
соответствии с социальными нормами и правилами общества.
2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и
совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают
инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать
правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных
отношений, а именно практической помощи, активного проявления
внимания, заботы о детях и взрослых.
3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов
и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально-
приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного
общения.
4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно,
чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными
впечатлениями.
5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-
изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные
установки к различным видам творчества.
Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное
развитие, предусматривают формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному
благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей
действительности.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких
формах взаимодействия как:
Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации
дошкольников. Основная цель социальной акции — формирование
эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и
самому себе на основе нравственного содержания.
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и
личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой
самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для
себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт
взаимодействия с окружающим миром.
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны
цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Формы организации труда
1. Поручения.
2. Дежурства.
3. Коллективный труд.
В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и
разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям
ФГОС ДО.
Например,
— в процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым
навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него
формируются нравственно-волевые качества (настойчивость,
ответственность, самооценка, самоконтроль);
— дежурство в группе способствует развитию партнерских
доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими
ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное
выполнение всей работы;
— при организации коллективного труда у детей формируется умение
распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и
оказывая товарищу необходимую помощь.
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной
действительности:
— игры-путешествия, игры-эксперименты;
— беседы-обсуждения, мини-диспуты;
— посещение музеев, выставок, театров;
— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.
Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу
позитивной социализации детей дошкольного возраста можно добиться
положительных результатов.
Показателями результативности работы может служить положительная
динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное
отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты
отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в
специально созданных ситуациях.
Педагогическая задача 5.
ОПК-3. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.
ПК-5. Способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Дидактические единицы:
Педагогика:
1. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
2. Педагогическое сопровождение процессов социализации.
3. Социализация как контекст социального воспитания: сущность, агенты, стадии.
Дидактические единицы:
Психология:
1. Общение и речь
Педагогическая задача 5.
Сережа - довольно развитой мальчик. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя он пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее, с первых дней он вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него интерес, он их, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Как только в учебном труде стали появляться задания, требующие волевых усилий и системы знаний, мальчик стал получать плохие отметки и вскоре потерял интерес к учебе.
Вопросы-задания:
1. Объясните причины поведения мальчика.
2. В чем должна состоять преемственность в работе ДОО и школы и решаться задача подготовки к школе? Обоснуйте ответ на примере описанной ситуации.
3. Какие бы Вы советы дали родителям Сережи?
4. Предложите свой вариант поведения учительницы начальных классов. Ответ аргументируйте.
Педагогика:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 346.