24. https://hisour.com/ru/ecological-art-21062/ (Дата обращения:……………..)
Приложения
Приложение 1
Теоретическая интерпретация социологических понятий:
Экология – наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания. «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы». Э. Геккель
Сейчас экология превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой.
Экологией в настоящее время принято называть науку о биосфере, её особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком.
Экология – это не только интегрированная дисциплина, где оказываются связанными физические и биологические явления, так же она образует так называемый мост между естественными и общественными науками. Это наука, развивающаяся по горизонтали, то есть охватывает более широкий круг вопросов из различных дисциплин.
Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия общества и природы, ведь данное взаимодействие имеет социальные, экономические, географические, технологические и другие аспекты. Решать эти задачи способна только обобщающая наука, какой и является современная экология.
Идеи и принципы современной экологии имеют мировоззренческий характер, поэтому экология связана не только с науками о человеке и культуре, несмотря на более чем вековую историю экологии, современная экология — это динамичная наука.
В настоящее время в экологической науке наибольшее развитие получили следующие направления:
классическая экология – изучает взаимодействие биологических систем с окружающий средой;
социальная экология – рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе «общество – окружающая среда»;
геоэкология изучает геосистемы различного уровня организации и их антропогенные изменения;
глобальная экология– раскрывает единство и целостность биосферы как глобальной экосистемы;
экология человека – изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья;
прикладная экология – изучает взаимосвязи Агро-эко-систем, экосистем города, техно-сферы с окружающей средой;
экологический мониторинг–система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей человека, основная функция которой является преобразование, одухотворение объективной действительности.
Человек – это активный преобразователь, который в течение жизни осваивает разного рода деятельности. Любая деятельность, в том числе и научная, нацелена на производство материальных и духовных благ.
Культура входит в любую деятельность, формируя в разные эпохи характерные памятники науки и культуры.
Культурное развитие позволяет оценить уровень овладения человеком природы, себя, окружающий мир.
Следует отметить, что исходной формой и первоисточником культуры был и остаётся человеческий физический и умственный труд.
Культурное наследие – это процесс передачи материальных и духовных ценностей от одного поколения другому. Любая наука содержит в себе опыт, который был накоплен предыдущими поколениями, следовательно, кроме научных знаний, открытий и законов, человек осваивает и культурные ценности того или иного исторического периода.
Существование общества также возможно лишь благодаря исследованию и принятию всего богатства мировой культуры.
Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства – художественное произведение. Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: слово, звук, цвет, объем.
Цель искусства двойственна: для творца – это художественное самовыражение, для зрителя – наслаждение красотой.
Искусство выполняет ряд общественных функций:
эстетическая – позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
социальная – проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
компенсаторная – позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
гедонистическая – отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
познавательная – позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
прогностическая – отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
воспитательная – проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшим достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству
Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства: звук, цвет, телодвижение, слово и другое.
В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета.
Жанры живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека.
Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили: готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.
Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму.
Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.
Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых.
Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.
Приложение 2
Таблица 1 – Оцените эффективность экологических мероприятий, реализуемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ (в % от опрошенных)
Наименование округа | Скорее эффективны |
Всего опрошенных | 19 |
Федеральный округ: ЦФО | 18 |
Федеральный округ: СЗФО | 21 |
Федеральный округ: ЮФО | 21 |
Федеральный округ: ПФО | 23 |
Федеральный округ: УФО | 13 |
Федеральный округ: СФО | 22 |
Федеральный округ: ДФО | 16 |
Федеральный округ: СКФО | 15 |
Источник: http://www.wciom.ru (Дата обращения: 10.12.2018)
Таблица 2 – Есть ли в Вашем городе (районе) общественные организации, ставящие своей целью решение экологических проблем, или нет? (в % от опрошенных)
Наименование области | Такие организации есть, и я знаю об их работе | Я что-то слышал о таких организациях, но чем они точно занимаются | Я не слышал о таких организациях | Затрудняюсь ответить |
Все опрошенные | 4 | 25 | 65 | 6 |
Московский регион | 2 | 40 | 48 | 10 |
Тюменская область | 3 | 28 | 57 | 12 |
Свердловская область | 8 | 38 | 46 | 8 |
Самарская область | 8 | 34 | 48 | 10 |
Кемеровская область | 4 | 28 | 59 | 9 |
Иркутская область | 11 | 25 | 54 | 10 |
Брянская область | 4 | 25 | 64 | 7 |
Источник: http://www.wciom.ru (Дата обращения: 10.12.2018)
[1] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1763 (Дата обращения: 10.12.2018)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 5327.