Искусство как объект социологического анализа

Искусство разъясняется как процесс, а также результат творческого осмысления действительности индивидом, который обладает определённым набором личностных характеристик и практических навыков. В социологии на сегодняшний день сложилось понимание искусства как сгенерированного феномена, относительно автономного аспекта социальной реальности. Кроме того, искусство представляет собой социальный институт, где специфической функцией является удовлетворение духовных потребностей.

Изучение искусства подразделяется на два направления, такие как теоретическое и прикладное.

Теоретическое соционическое изучение искусства сложилось благодаря работам М. Гюйо, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Т. Адорно, М. Вебера и других учёных, исследовавших обусловленность и связи искусства с обществом.

Прикладное направления в изучении искусства приближается к образцам позитивистской парадигмы, сосредоточенного на эмпирических исследованиях функционирования искусства, преимущественно количественными методами. В данной классификации выделены: интерпретативная, критическая и постмодернисткая парадигмы.

 Для всех характерна тенденция к рассмотрению искусства как автономного образования, непосредственно влияющего на общество.

Без участия художественной культуры уже трудно представить целенаправленное и эффективное управление общественными процессами. Искусство, в силу своей природы оказывает мощное воздействие на все сферы сознания, всю совокупность проявлений деятельности и личности человека.
Искусство является социальным феноменом, изучение которого развивается в трёх направлениях:

· социологии художественного производства

· социологии потребления в художественной сфере

·  содержательного анализа произведений искусства с использованием социологических методов.

Специфика социологии искусства как отрасли социологического знания обусловлена множественностью трактовок понятия «искусство», перманентной трансформацией объекта и, как следствием, необходимостью изучения представлений о том, что в данном обществе в обозначенный момент времени признается искусством.

Началами социологии искусства принято считать работы Макса Вебера по социологии музыки, в которых анализ обращён к категории рациональности. Исследователи отмечают, что терминология, используемая Вебером в «Рациональных и социологических основаниях музыки», отличается от общепринятой, и даже характеризуют её как создание отдельной дисциплины, специфику которой образуют как социологические основания, так и искусствоведческий контекст предмета.

Цели рационализации: господство над внутренней и внешней природой для преодоления страха отчуждённого от природы человека.

Практически сложившаяся отечественная традиция разделяет направления теоретической и эмпирической социологий искусства.

На современную социологию искусства существенное влияние оказали работы П. Бурдьё.

Он выделял три уровня социальной действительности:

 1) анализ позиции искусства внутри поля власти

2) анализ внутренней структуры поля: «анализ структуры отношений между позициями индивидуумов или институтов, соперничающих за артистическую легитимность»

3) анализ формирования габитусов агентами, занимающими те или иные позиции.

Объектом социологии искусства, в понимании Бурдьё, становится отношение между структурами объективных отношений между:

1) «позициями в поле производства» и производителями, их занимающими

 2) манифестациями в пространстве произведений.

Среди современных подходов к изучению искусства как социального феномена выделяются:

· позитивистский (искусство как набор переменных, цель исследователя: поиск законов человеческого поведения.)

· понимающий (исследование субъективных смыслов)

·  критический (фокусировка внимания на классовой борьбе и контроле элит над массами, где искусство выступает формой социального контроля)

· постмодернистский (восприятие и потребление произведений искусства)

 

 

Глава 2. Понятие «экологическое искусство» и его применение в современном обществе в социологической интпретации


Дата: 2018-12-28, просмотров: 876.