КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы социологии-2»
(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему:
«Экологическое искусство в современном обществе: социологический аспект»
Студент
Руководитель | К.И. Николаева |
| |
(И.О. Фамилия) Т.Н. Иванова | (личная подпись) | ||
(И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Оценка: ________________
Дата: ________________
Тольятти, 2018
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи экологии и искусства в современном обществе
1.1. Методологические основы исследования экологии в социологии 7
1.2. Искусство как объект социологического анализа. 13
Глава 2. Понятие «экологическое искусство» и его применение в современном обществе в социологической интпретации
2.1. Анализ экологического искусства в современном обществе. 16
2.2. Эмпирический опыт исследования экологического искусства. 24
Заключение. 30
Список используемой литературы и источников. 32
Приложение 1. 34
Приложение 2.............................................................................................................39
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в мире происходит глобальный экологический кризис, когда мощность цивилизации становится сопоставимой с мощностью природных процессов. Большая часть современных проблем описывается в терминах окружающей среды. Экология является одной и самых популярных тем для дискуссий, а все потому, что своим предметом она имеет не только природу, а весь мир в совокупности. Известный социолог и эколог Тимоти Мортон считает, что все проблемы цивилизации окажутся в итоге экологическими: «Наступит время, когда мы будем спрашивать любой текст, «что он говорит об окружающей среде?».
Экологические проблемы – проявление глубоких и структурных ошибок в понимании отношений, человека и мира, искусственного и естественного, города и природы.
Размышления об экологических проблемах возникают в разное время и по разным причинам. В более понятной для нас форме они появляются в конце 19- начале 20 веков, как сторона увлечения прогрессом и различной техникой. Тогда природа понимается как одна из важнейших частей для функционирования производственной работы. Современное движение по защите окружающей среды возникает чуть позже, после войны, в середине 20 века и является следствием разочарования в сомнительных достижениях техники и разума. С этим пониманием природы и экологии мы имеем дело сейчас.
Экология перестаёт быть отраслью только естественнонаучного знания. На протяжении всего развития человечества учёные самых разных наук пытаются разобраться в природе человеческой сущности, дабы найти наиболее оптимальные способы для удовлетворения человеческих потребностей.
Человек забывает культурные традиции, обычаи и мораль своего народа, искореняя и истощая ресурсы Земли, разрушая творения предков. Безусловно, поведение человека может быть обусловлено не только разумом, моралью и культурной традицией, но и биологическим механизмам.
Степень научной разработанности темы. Главной темой, вокруг которой вращаются все обсуждения экологического искусства, является не только разрешение экологических проблем, а ещё и отчуждение человека от его собственного окружения. Когда природа акцентируется на объекте, она перестаёт быть средой, в которой мы существуем: «… когда вы упоминаете окружающую среду, вы привносите её на передний план, делаете видимой. Другими словами, она перестаёт быть окружающей средой» [Тимоти Мортон, 2007].
Окружающая среда, понятая как объект – причина проблем окружающей среды.
Художник-дизайнер Хонгжи Янг в своём проекте «получеловеческая ваза» исследует возможность проектирования из человеческих тканей трёхмерных объектов – в данном случае вазы. Янг говорит: «Мы можем создавать объекты из себя, хотя это очень тяжело и необходимо вложить много труда».Это новый ремесленный способ создания портрета человека, который в прямом смысле несёт информацию о нем. Хонгжи Янг предвидит конец различий между субъектом и объектом, в результате чего, по необходимости, возникает новый класс спроектированных получеловеческих существ – мост между человеком и природой. Свои работы художник описывает, как «новое понимание возвышенного.
Снятие оппозиции субъекта и объекта сводит к минимуму всяческую иерархию в организации человеческого существования в городе. Город не может иметь главную цель или причину в человеке или производстве. Каждый объект городской среды понимаются как живой процесс, объект, в становлении которого должен быть уравнён в правах со всем остальным. Город, как и «получеловеческая ваза» Янга произведён из человека.
Исследование экологического искусства рассматривается многими учёными. Сейчас, экологическое искусство и культура в расширенном своём понимании, как искусство об отношении естественного и искусственного, природы и цивилизации, субъекта и объекта, человека и среды, актуально и способно артикулировать трансформации существования мира, прогнозировать и подсказывать будущее городов и цивилизации в целом.
Целью курсовой работы является рассмотрение экологического искусства в современном обществе.
Объектом данного исследования является экологическое искусство в современном обществе.
Предмет исследования курсовой работы – социологические особенности и характеристики экологического искусства современном обществе.
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические аспекты изучения взаимосвязи экологии и искусства в современном обществе;
2) определить понятия: «экология», «искусство», «экологическое искусство»;
3) рассмотреть методологические основы исследования экологии;
4) проанализировать экологическое искусство как объект социологического исследования;
5) описать эмпирический опыт исследования экологического искусства с учётом использования вторичного анализа данных (на примере результатов исследований ВЦИОМ).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка используемой литературы, источников и приложений.
Заключение
Изучив литературу по данной теме, можно сказать, что диалектика взаимодействия природы и культуры такова: по мере развития культуры непосредственная зависимость уменьшается, а опосредованная – усиливается. Ведь познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней, а вместе с тем общество вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.
Сейчас, когда стремительно возросли темпы научно-технического прогресса, производственная деятельность людей достигла крупнейших масштабов. Увеличиваются темпы конструктивной деятельности человека, меняется облик нашей планеты, новые силы природы находятся под контролем людей, умножая ценности человеческой культуры, и поэтому, вопрос о соотношении культуры и природы становится особо актуальным.
Главная проблема взаимодействия с природой – это проблема экологии. Решение данной проблемы в XXI веке требует новых идей и подходов, а значит, не только уменьшение видов деятельности, угрожающих окружающей среде, но и формирование новых ценностных ориентаций людей, уклон от потребительства к осознанию и уважению всего живого.
Тенденции и темы, которые возникают в современном искусстве, являются показателем будущего современных городов. Работы художников замечают незначительные изменения реальности и преподносят их жёстко и бескомпромиссно, делая детали видимыми, реальными. Искусство сближается с наукой, экономикой, политикой и способно поглотить все происходящее в реальности, высказать точные диагнозы будущего, принимая во внимание наибольшее количество внешних факторов. Экология же является одной из самых актуальных тем, но в то же время и одной из самых сложных и нераспознанных. За очевидностью своей проблематики скрывает множество различных структурных проблем, которые сложно обнаружить. Озабоченность проблемами окружающей среды возникает как реакция на отчуждение человека от мира, природы и самого себя. Настоятельность экологической проблематики требует внимания, так как она запустила серию трансформаций существования человека и природы.
Список используемой литературы и источников
1.Давыдов Ю.Н., Социология искусства // Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. С. 526-527.
2.Кукрак О.Н., Искусство // Социология. Энциклопедия. Минск. 2003. С. 397—400.
3. Глазачев С.Н., Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты \\ Зелёный мир. №9-10. 2003. С. 17
4.Маркс К., Энгельс Ф., Собрание сочинений. Т. 42. М.: Издательство политической литературы. 1974, 893с.
5.Николаева Н., Сохраним природу сообща: Опыт информационно-экологического центра «Жизнь - в руках, живущих». \\ Библиополе. 2008. № 1. С. 58-61.
6.Человек и природа. Экологическая история. М.: Алетейя. 2008, 352с.
7.Хайдеггер Мартин., Исток художественного творения. / Пер. с немецкого Михайлова А.В. – Москва: Академический Проект, 2008
8.Morton Timothy. Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence. New York: Columbia University Press, 2016.
9.Невлютов М.Р., Экологическое искусство как стратегия трансформации города / М.Р. Невлютов // Артикульт. 2016. 22(2). С. 61-70.
10. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.
11. Мечников Л. И., Цивилизации и великие исторические реки// Географическая теория развития современных обществ. М., 1995.
12. Круть И. В., Забелин И. М., Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988.
13. Воронков Н.А., Экология: общая социальная, прикладная. – М., 1999, с.- 20.
14. Гиренок Ф.И.. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987
15. Основы экологии и охрана природы. Учебное пособие для профессиональных учебных заведений. – Самара: Самарский Дом печати,1995. – с. 5-9.
16. Кошелева В., Экология и нравственность // Общественные науки и современность. - 1993. - №1 - С. 159-160
17. Глебов В.В., Формирование экологического сознания: философский анализ // Автореф. дисс. к.филос. н. М., 2002. - 26 с.
18. Захлебный, А. Н., На экологической тропе: опыт экологического воспитания М., 1990. - 54 с.
19. Кутырев В.А., Экологический кризис: постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. - № 11. - С. 26-31.
20. Маккензи Р.Д. Область человеческой экологии // Личность, Культура, Общество. 2003. - Т. 5 вып. - С. 174-189.
21. Мамедов Н. М., Проблемы экологии-М., 1989. 72 с.
22. Новиков Ю.Б., Экология, окружающая среда и человек-М., 1998.
Приложения
Приложение 1
Теоретическая интерпретация социологических понятий:
Экология – наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания. «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы». Э. Геккель
Сейчас экология превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой.
Экологией в настоящее время принято называть науку о биосфере, её особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком.
Экология – это не только интегрированная дисциплина, где оказываются связанными физические и биологические явления, так же она образует так называемый мост между естественными и общественными науками. Это наука, развивающаяся по горизонтали, то есть охватывает более широкий круг вопросов из различных дисциплин.
Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия общества и природы, ведь данное взаимодействие имеет социальные, экономические, географические, технологические и другие аспекты. Решать эти задачи способна только обобщающая наука, какой и является современная экология.
Идеи и принципы современной экологии имеют мировоззренческий характер, поэтому экология связана не только с науками о человеке и культуре, несмотря на более чем вековую историю экологии, современная экология — это динамичная наука.
В настоящее время в экологической науке наибольшее развитие получили следующие направления:
классическая экология – изучает взаимодействие биологических систем с окружающий средой;
социальная экология – рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе «общество – окружающая среда»;
геоэкология изучает геосистемы различного уровня организации и их антропогенные изменения;
глобальная экология– раскрывает единство и целостность биосферы как глобальной экосистемы;
экология человека – изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья;
прикладная экология – изучает взаимосвязи Агро-эко-систем, экосистем города, техно-сферы с окружающей средой;
экологический мониторинг–система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей человека, основная функция которой является преобразование, одухотворение объективной действительности.
Человек – это активный преобразователь, который в течение жизни осваивает разного рода деятельности. Любая деятельность, в том числе и научная, нацелена на производство материальных и духовных благ.
Культура входит в любую деятельность, формируя в разные эпохи характерные памятники науки и культуры.
Культурное развитие позволяет оценить уровень овладения человеком природы, себя, окружающий мир.
Следует отметить, что исходной формой и первоисточником культуры был и остаётся человеческий физический и умственный труд.
Культурное наследие – это процесс передачи материальных и духовных ценностей от одного поколения другому. Любая наука содержит в себе опыт, который был накоплен предыдущими поколениями, следовательно, кроме научных знаний, открытий и законов, человек осваивает и культурные ценности того или иного исторического периода.
Существование общества также возможно лишь благодаря исследованию и принятию всего богатства мировой культуры.
Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства – художественное произведение. Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: слово, звук, цвет, объем.
Цель искусства двойственна: для творца – это художественное самовыражение, для зрителя – наслаждение красотой.
Искусство выполняет ряд общественных функций:
эстетическая – позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
социальная – проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
компенсаторная – позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
гедонистическая – отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
познавательная – позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
прогностическая – отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
воспитательная – проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшим достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству
Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства: звук, цвет, телодвижение, слово и другое.
В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета.
Жанры живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека.
Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили: готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.
Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму.
Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.
Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых.
Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.
Приложение 2
Таблица 1 – Оцените эффективность экологических мероприятий, реализуемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ (в % от опрошенных)
Наименование округа | Скорее эффективны |
Всего опрошенных | 19 |
Федеральный округ: ЦФО | 18 |
Федеральный округ: СЗФО | 21 |
Федеральный округ: ЮФО | 21 |
Федеральный округ: ПФО | 23 |
Федеральный округ: УФО | 13 |
Федеральный округ: СФО | 22 |
Федеральный округ: ДФО | 16 |
Федеральный округ: СКФО | 15 |
Источник: http://www.wciom.ru (Дата обращения: 10.12.2018)
Таблица 2 – Есть ли в Вашем городе (районе) общественные организации, ставящие своей целью решение экологических проблем, или нет? (в % от опрошенных)
Наименование области | Такие организации есть, и я знаю об их работе | Я что-то слышал о таких организациях, но чем они точно занимаются | Я не слышал о таких организациях | Затрудняюсь ответить |
Все опрошенные | 4 | 25 | 65 | 6 |
Московский регион | 2 | 40 | 48 | 10 |
Тюменская область | 3 | 28 | 57 | 12 |
Свердловская область | 8 | 38 | 46 | 8 |
Самарская область | 8 | 34 | 48 | 10 |
Кемеровская область | 4 | 28 | 59 | 9 |
Иркутская область | 11 | 25 | 54 | 10 |
Брянская область | 4 | 25 | 64 | 7 |
Источник: http://www.wciom.ru (Дата обращения: 10.12.2018)
[1] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1763 (Дата обращения: 10.12.2018)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы социологии-2»
(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему:
«Экологическое искусство в современном обществе: социологический аспект»
Студент
Руководитель | К.И. Николаева |
| |
(И.О. Фамилия) Т.Н. Иванова | (личная подпись) | ||
(И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Оценка: ________________
Дата: ________________
Тольятти, 2018
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи экологии и искусства в современном обществе
1.1. Методологические основы исследования экологии в социологии 7
1.2. Искусство как объект социологического анализа. 13
Глава 2. Понятие «экологическое искусство» и его применение в современном обществе в социологической интпретации
2.1. Анализ экологического искусства в современном обществе. 16
2.2. Эмпирический опыт исследования экологического искусства. 24
Заключение. 30
Список используемой литературы и источников. 32
Приложение 1. 34
Приложение 2.............................................................................................................39
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в мире происходит глобальный экологический кризис, когда мощность цивилизации становится сопоставимой с мощностью природных процессов. Большая часть современных проблем описывается в терминах окружающей среды. Экология является одной и самых популярных тем для дискуссий, а все потому, что своим предметом она имеет не только природу, а весь мир в совокупности. Известный социолог и эколог Тимоти Мортон считает, что все проблемы цивилизации окажутся в итоге экологическими: «Наступит время, когда мы будем спрашивать любой текст, «что он говорит об окружающей среде?».
Экологические проблемы – проявление глубоких и структурных ошибок в понимании отношений, человека и мира, искусственного и естественного, города и природы.
Размышления об экологических проблемах возникают в разное время и по разным причинам. В более понятной для нас форме они появляются в конце 19- начале 20 веков, как сторона увлечения прогрессом и различной техникой. Тогда природа понимается как одна из важнейших частей для функционирования производственной работы. Современное движение по защите окружающей среды возникает чуть позже, после войны, в середине 20 века и является следствием разочарования в сомнительных достижениях техники и разума. С этим пониманием природы и экологии мы имеем дело сейчас.
Экология перестаёт быть отраслью только естественнонаучного знания. На протяжении всего развития человечества учёные самых разных наук пытаются разобраться в природе человеческой сущности, дабы найти наиболее оптимальные способы для удовлетворения человеческих потребностей.
Человек забывает культурные традиции, обычаи и мораль своего народа, искореняя и истощая ресурсы Земли, разрушая творения предков. Безусловно, поведение человека может быть обусловлено не только разумом, моралью и культурной традицией, но и биологическим механизмам.
Степень научной разработанности темы. Главной темой, вокруг которой вращаются все обсуждения экологического искусства, является не только разрешение экологических проблем, а ещё и отчуждение человека от его собственного окружения. Когда природа акцентируется на объекте, она перестаёт быть средой, в которой мы существуем: «… когда вы упоминаете окружающую среду, вы привносите её на передний план, делаете видимой. Другими словами, она перестаёт быть окружающей средой» [Тимоти Мортон, 2007].
Окружающая среда, понятая как объект – причина проблем окружающей среды.
Художник-дизайнер Хонгжи Янг в своём проекте «получеловеческая ваза» исследует возможность проектирования из человеческих тканей трёхмерных объектов – в данном случае вазы. Янг говорит: «Мы можем создавать объекты из себя, хотя это очень тяжело и необходимо вложить много труда».Это новый ремесленный способ создания портрета человека, который в прямом смысле несёт информацию о нем. Хонгжи Янг предвидит конец различий между субъектом и объектом, в результате чего, по необходимости, возникает новый класс спроектированных получеловеческих существ – мост между человеком и природой. Свои работы художник описывает, как «новое понимание возвышенного.
Снятие оппозиции субъекта и объекта сводит к минимуму всяческую иерархию в организации человеческого существования в городе. Город не может иметь главную цель или причину в человеке или производстве. Каждый объект городской среды понимаются как живой процесс, объект, в становлении которого должен быть уравнён в правах со всем остальным. Город, как и «получеловеческая ваза» Янга произведён из человека.
Исследование экологического искусства рассматривается многими учёными. Сейчас, экологическое искусство и культура в расширенном своём понимании, как искусство об отношении естественного и искусственного, природы и цивилизации, субъекта и объекта, человека и среды, актуально и способно артикулировать трансформации существования мира, прогнозировать и подсказывать будущее городов и цивилизации в целом.
Целью курсовой работы является рассмотрение экологического искусства в современном обществе.
Объектом данного исследования является экологическое искусство в современном обществе.
Предмет исследования курсовой работы – социологические особенности и характеристики экологического искусства современном обществе.
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические аспекты изучения взаимосвязи экологии и искусства в современном обществе;
2) определить понятия: «экология», «искусство», «экологическое искусство»;
3) рассмотреть методологические основы исследования экологии;
4) проанализировать экологическое искусство как объект социологического исследования;
5) описать эмпирический опыт исследования экологического искусства с учётом использования вторичного анализа данных (на примере результатов исследований ВЦИОМ).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка используемой литературы, источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи экологии и искусства в современном обществе
Дата: 2018-12-28, просмотров: 2167.