Анализ экологического искусства в современном обществе

Экологическим искусством является художественный жанр и художественная практика, которая направлена ​​на сохранение, исправление и оживление жизненных форм экологии с использованием принципов экосистем к живым видам и их месту обитания.

Экологическое искусство затрагивает и политику, и культуру, так же экономику, этику и эстетику, поскольку они влияют на условия экосистем. Среди специалистов по экологическому искусству – художники, учёные, философы и активные деятели, которые часто сотрудничают в проектах восстановления, реабилитации и повышения осведомлённости общественности.

Экологическое искусство – это жанр в области современного искусства, который представляет собой художественную деятельность, начавшуюся в ответ на глобальный экологический кризис. Это искусство объединяет эстетическое, информативное, а также образовательное искусство, которое стремится содействовать осознанию экологии и участию сообщества в восстановлении окружающей среды в природе.

Оно может быть выраженно в различных художественных методах: скульптура, видеоарт, живопись, фотография, сборка, экологическая установка, экологическая скульптура, поэзия, кино и многое другое. В жанре экологического искусства существуют такие дополнительные категории, как искусство реставрации земли и экологического искусства, основной целью которого является эстетическая реабилитация окружающей среды, восстановление экологических систем в художественном стиле, совмещая сотрудничество с различными группами, такими как художники, геологи, биологи, инженеры, учёные и архитекторы.

Художник в области экологического искусства старается представить свою собственную философскую мысль, дабы повысить осведомлённость общества о том, как же важно рационально использовать природные ресурсы Земли. Экологическое искусство направлено на то, чтобы изменить сознание человека и укрепить взаимосвязь между искусством, культурой и устойчивостью.

 Происхождение любого искусства может быть обусловлено стремлением человека к подражанию природе и поддержание своих взаимоотношений с ней. Это понятно с самых древних наскальных изображений. Способность первобытного человека к имитации окружающей среды носила некое своеобразное воплощение возможностей достижения необходимых результатов. Значит, и искусство изначально экологично.

Стоит отметить, что важным аспектом соотнесённости природы и культуры является культура природопользования, то есть экологическая культуру. По мере развития технических средств все острее становится вопрос о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, вмешательстве в естественный отбор. Разрушительное вмешательство человека в природную среду имело место и в далёком прошлом – это и деградация ландшафтов, вызванная масштабным скотоводством, опесчанивание Сахары и ряда районов Евразийской степи, как результат кочевого скотоводства, и изменение ландшафтов Европы и Китая, в связи с массовой распашкой, вырубкой и выжиганием лесов под земледельческие нужды. Но в полный рост эта проблема встала лишь во второй половине XX века и на сегодняшний день проблема экологии стала ведущей темой научных статей и журналов.

Сейчас, когда стремительно растут темпы научно-технического прогресса, огромных масштабов достигла производственная деятельность людей, увеличивается население, актуализируются проблемы восполнения ресурсов природы, экономного использования энергетических источников и многое другое. Возрастают масштабы и темпы конструктивной деятельности человека, меняется вид планеты, новые силы природы ставятся под контроль людей, тем самым умножая ценности человеческой культуры.

Экологическая проблема, на сегодняшний день, считается одной из самых глобальных проблем взаимоотношения природы и культуры, она охватывает все человечество.

Культура постепенно делает своим объектом отношение к природе. Её задачей является поднятие на новый уровень оценки отношения природы и человека, введение знаний о данных отношениях в систему ценностей культуры.

Необходимо понимать, что экосистема – это фундаментальная общность живого и среды обитания. Обострение современной экологической ситуации поставило человечество перед выбором: либо продолжение борьбы с природой, либо превращение Земли в процветающую биосферу.

Искусство способно помочь решению экологической проблемы в различных направлениях. Оно связано с красотой и гармонией, которую и следует восстановить в отношениях между человеком и природой.

К. Маркс писал, что торговец минералами «видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала», и только гармонически настроенная душа, по словам Шеллинга, по-настоящему способна к восприятию искусства.
  Прекрасное в произведениях искусства зачастую является отражением красоты природы и человека, оставаясь творением нового мира.

Искусство по самой сути своей является средством гармонизации психофизиологических процессов человеческой жизни.

Для успешного разрешения противоречий между человеком и природой недостаточно того, чтобы экологизации подверглась сфера художественной литературы и искусства. Экологичность должна быть свойственна культуре в целом. Особо важна экологизация архитектуры, поскольку она изначально является одним из способов предметно-пространственной организации внешней для человека среды, его дома в широком смысле слова. Архитектура – одна из основных форм творения очеловеченной природы, этим определяется ее значение для гармонизации взаимоотношений человека со средой его обитания. В различные эпохи архитектура по-разному выполняла свою синтезирующую задачу.

Нынешняя архитектура призвана отразить все многообразие внутреннего мира личности, то есть она должна стать гармоничной и экологичной.
Проникновение тенденции экологизации в искусство и архитектуру, создаёт предпосылки для сближения эстетики и экологии, но не решает проблемы гармонизации взаимоотношения человека и природы.

Принципиальных различий между искусством и другими формами человеческой деятельности, однозначно, нет. В античности отсутствовало принципиальное разделение искусства и природы. Экологическое искусство – это общий термин, который относится к искусству, основным объектом или предметом которого является экология и природная среда. А значит, оно может включать в себя пейзажные картины, но на практике обычно используется для проектирования художественных действий, инсталляций и скульптур со второй половины 20-го века в естественной внешней среде.

В книге Ефимова. В. А 2012 года «На пути к глобальным изменениям психического здоровья – трансформации и культуре устойчивости» предлагается, чтобы глобальный кризис неустойчивости был нарушением аппаратного обеспечения цивилизации, а также кризисом программного обеспечения человеческого разума.

 Книга 2004 года «Экологическая эстетика: искусство в экологическом дизайне: теория и практика» представляет анализ различных тенденций и подходов к ландшафтной архитектуре, науке и теории, которые помогают исследовать и преобразовывать ландшафт более тридцати лет.

Сборник основных чтений о современном экологическом искусстве Green Arts Web, составленный старшим библиотекарем Университета Карнеги Меллона Мо Доули, включает глубокие экологические практики, эко-феминизм, эко-психологию, земельную этику, а также чувство места и системное мышление.
  Художники, которые, работают в этой области, подписываются на следующие принципы:

· Сосредоточение на паутине взаимоотношений в нашей среде – на физическом, биологическом, культурном, политическом и историческом аспектах экологических систем.

· Создание работ, в которых используются натуральные материалы или взаимодействуют с такими экологическими силами, как ветер, вода или солнечный свет.

· Восстановление и устранение повреждённых сред.

· Информирование общественности об экологической динамике и проблемах окружающей среды, с которыми сталкивается человек.

· Пересмотрение экологических отношений, творчески предлагая новые возможности для сосуществования, устойчивости и исцеления.

Экологическое искусство включает в себя множество разнообразных подходов, в том числе:

Изобразительное оформление: раскрывает информацию и условия посредством создания изображений и создания объектов с целью стимулирования диалога.
Рекультивационные проекты: восстановление или восстановление загрязнённых и разрушенных сред – эти художники часто работают с учёными-экологи, ландшафтными архитекторами и градостроителями.
Активист и протестное искусство: привлекать, информировать, активизировать и активировать изменение поведения и / или государственной политики.
Социальные скульптуры: являются социально занятыми, основанными на времени произведениями, которые привлекают сообщества к мониторингу их ландшафтов и играют роль участия в устойчивой практике и образе жизни.
Эко-политическое искусство: инициировать повторное представление о естественном мире, вдохновляя сосуществование с другими видами.
Прямые встречи: использовать природные явления, такие как вода, погода, солнечный свет, растения и т. д.

Дидактические или педагогические работы: обмен информацией об экологической несправедливости и экологических проблемах, таких как загрязнение воды и почвы, а также опасность для здоровья посредством образования.
Выделенная и реляционная эстетика: включает устойчивые, внесетевые, пермакультурные существования.

Современное экологическое искусство было сформулировано в междисциплинарных и научных группах по вопросам, касающимся жизни, участия общин, общественного диалога и экологической устойчивости. В 1996 году американский педагог и активист Дон Круг определил концепции, которые часто обращаются к экологическим художникам и могут использоваться для трактовки экологических перспектив и практик. Были определены три направления: экологический дизайн, социальная реставрация и экологическая реставрация.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Экологический дизайн

Подразделяется на два типа:

1) Художники работают с природой, как с ресурсом для конкретных эстетических начинаний. Ориентир художников на экологический дизайн, представляется интересом в достижении конкретных формальных эстетических эффектов. В 1980-х и 90-х годах художники, архитекторы, дизайнеры и инженеры-строители исследовали способы связи искусства, эстетики, экологии и культуры.

2) Художники, работающие в области экологического дизайна, создают искусство, которое зависит от непосредственного опыта и взаимодействия с определённым местом, где создаётся искусство.

Социальная реставрация

Экологическая этика, в которой люди живут в отношениях с более крупными общинами жизни, чтобы учащать социально ответственные произведения искусства. Социально-экологические художники критически изучают повседневный опыт. Эти художники тщательно изучают отношения власти, которые порождают напряжённость в обществе по экологическим проблемам.

Экологическая реставрация

Некоторые художники пытаются предупредить зрителей об экологических проблемах и проблемах посредством научной и учебной документации. Они непосредственно вовлечены в деятельность или действия, столкнувшись с экологически нездоровой практикой с социальными, этическими и нравственными экологическими проблемами.

Природа должна оцениваться человеком как источник эстетических, нравственных и других идеалов. Гуманизм, при данном подходе, обязательно должен включать в себя ценности и идеалы экологического характера.

 










Дата: 2018-12-28, просмотров: 876.