· деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;
· содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;
· субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом в административно-юрисдикционном процессе является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;
· отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;
· результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;
· цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.
Виды административно-юрисдикционных производств
Исполнительное производство
Исполнительное производство— это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Дисциплинарное производство
· осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права;
· всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях;
· процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка. Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.
Производство по жалобам
Виды производств по жалобам
· производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
· сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц
89. Понятие и правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность процессуальных действий, которые осуществляются специально уполномоченными на то лицами в целях рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по результатам рассмотрения решения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Признаки.
Характерными чертами производства по делам об административных правонарушениях являются все признаки административных производств. Кроме того, выделяют следующие особенности:
1) краткость производства, осуществление его в сжатые временные сроки;
2) отсутствие стороны, которая поддерживает обвинение по делу об административном правонарушении;
3) широкий круг органов и лиц, которые его вправе осуществлять.
Законодательство.
На федеральном уровне производство по делам об административных правонарушениях, согласно замыслу создателей Кодекса, должно было регулироваться только его нормами (ст.1.3 КоАП). Однако отдельные процессуальные правила привлечения к административной ответственности содержатся в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Эти правила очень сильно отличаются от установленных КоАП, что позволяет говорить о существовании подвида производства по делам об административных правонарушениях – производства по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах Российской Федерации. Такое положение дел представляется крайне неудачным.
Производство по делам об административных правонарушениях, согласно Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. При этом согласно ст. 1.3 КоАП, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
2) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;
3) определение подсудности дел об административных правонарушениях судам; подведомственности дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, на долю субъектов Российской Федерации относится только установление подведомственности по рассмотрению дел о нарушениях, установленных их законами, мировым судьям и органам исполнительной власти этих субъектов.
Принципы.
Производство по делам об административных правонарушениях основывается на следующих принципах.
1. Основополагающим принципом является принцип законности. Применительно к производству по делу об административном правонарушении он получил закрепление в статьях 1.6 и 24.1 КоАП.
2. Принцип состязательности. Суть принципа в его классическом виде заключается в том, что каждое лицо должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается и в доказывании которых оно заинтересовано. Однако в производстве по делам об административных правонарушениях этот принцип имеет несколько иное значение. Согласно ч. 3 ст. 1.5, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
3. Принцип гласности закреплен в статье 24.3 КоАП в качестве правила открытого рассмотрения дел. Кроме того, существует не закрепленное в законе правило доступности информации о привлечении к административной ответственности. Без этого правила цель общей превенции становится труднодостижимой.
4. Принцип объективной истины. Статья 24.1 КоАП гласит, что одной из целей производства является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела – при соблюдении всех этих условий объективная истина считается достигнутой.
5. Принцип равенства сторон перед законом и органом, рассматривающим дело, закреплен в части 1 статьи 4.1 КоАП.
6. Не получившими своего законодательного закрепления, но от этого не менее важными являются принципы эффективности и экономичности (оперативности) производства по делам об административных правонарушениях. Иногда они конкурируют между собой, но вместе с тем определяют суть производства по делам об административных правонарушениях – оно должно позволять в максимально сжатые сроки и путем наименьших финансовых и иных затрат полноценно установить объективную истину по делу, и принять по результатам производства законное и обоснованное постановление.
Обстоятельства, исключающие производство.
Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (при наличии которых производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению), являются (ст. 24.5 КоАП):
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
90. Задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.
Статья 24.1 КоАП гласит, что «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».
Всесторонность рассмотрения обстоятельств дела.
Для правильного вынесения решения по делу необходимо соблюсти все тонкости и формальности в деле. И непосредственно, что касается лица, в отношении которого ведется данное производство, то здесь необходимо учитывать все субъективные и объективные факторы, которые возникли до, присутствовали в момент и после совершения административного правонарушения. В качестве субъективной характеристики необходимо рассмотреть лицо, в отношении которого ведется производство: его вину, степень участия (если не один совершал проступок), мотивы, цели совершения административного проступка, а также состояние (степень) раскаяния в содеянном.
Что же касается объективного критерия, то к нему относятся: степень и характер общественной опасности административного правонарушения, орудия и средства, с помощью которых совершался проступок, место, обстоятельства, влияние данного проступка на окружающих и иные обстоятельства. Необходимо также рассмотреть отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.
Всестороннее и полное рассмотрение всех обстоятельств по делу позволяет наиболее четко и ясно представить картину случившегося. А это в свою очередь способствует в дальнейшем, вынесению соответствующего нормам административного права решения (постановления) суда о мерах наказания по отношению к лицу, совершившего административное правонарушение.
Полнота рассмотрения обстоятельств дела.
Данная задача заключается в том, что государственный орган или должностное лицо в производстве которого находится дело об административном правонарушении обязано провести полный анализ имеющихся материалов по делу и обстоятельств совершенного правонарушения. В процессе реализации данной задачи в рамках производства по делу об административном правонарушении уполномоченные лица исследуют не только имеющиеся по делу материалы, но и при возникающих дополнительных обстоятельствах обязаны провести их полный анализ, либо истребовать дополнительные материалы, необходимые для правильного принятия решения по делу.
Объективность.
Задача объективности (материальной истины) представляет собой обязанность государственных органов и должностных лиц, уполномоченных вести процесс: выяснить правовые, фактические и процессуальные основания административной ответственности, установить виновность субъекта, последствия причинения имущественного и морального ущерба, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, а также ряд иных данных, имеющих важное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
К тому же, данная задача включает беспристрастность, непредвзятость, уважительно-культурное обращения как к привлекаемому субъекту, так и к его ходатайствам и обращениям (заявлениям), а также равные и ровные отношения со всеми участниками производства.
Для реализации данной задачи, а именно задачи объективности не достаточно просто закрепить его основы, необходимо их реализовывать, действовать во исполнение данного принципа. К тому же ч.1 ст.19 Конституции РФ провозглашает, что «все равны перед законом и судом».230 Далее в статье закрепляется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Своевременность.
Данная задача предполагает, что в основе любого рассматриваемого дела должны быть установлены (предусмотрены) в соответствии с законом сроки, в течение которых необходимо осуществить как отдельную стадию производства по делам об административных правонарушениях, так и все производство по конкретному делу в целом.
Таким образом, своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных соответствующими статьями Кодекса процессуальных сроков, способствующих неотвратимости привлечения виновных субъектов к ответственности, что также служит превентивной (предупредительной) мерой в отношении будущего поведения.
Данная задача полностью достигается только в том случае, если соблюден порядок в отношении всех сроков по конкретному делу.
Законность.
Законность по своему содержанию представляет собой сплав задачи производства и принципа производства одновременно. Это и понятно, т.к. данное положение существенно влияет на весь процесс производства по делам об административных правонарушениях.
Законность - это неотъемлемый элемент демократически организованного общества.
Законность - прежде всего:
а) наличие закона как основной правовой формы регулирования главных общественных отношений. Это значит, что КоАП должен строго соответствовать Конституции РФ и выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех классов и социальных групп, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность;
б) демократический характер закона и всех предписаний, на нем основанных, которые должны способствовать обеспечению прав и свобод личности, ее законных интересов, нормальной жизни и гражданского общества;
в) обеспечения государством строгого соблюдения и применения закона всеми субъектами права.
Необходимо также отметить, что помимо перечисленных выше задач, к ним относят еще исполнение вынесенного постановления и превентивно-предупредительная задачи. Реализация первой задачи требует активной, разносторонней, организаторской, правоприменительно-юрисдикционной деятельности. Вторая задача призвана выявить причины и условия, способствующие совершению административных проступков.
Принципы производства по делам об административных правонарушениях:
Производство должно осуществляться с соблюдением вытекающих из законодательства принципов. Перечислим наиболее общие из них:
1. Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом.
2. Принцип презумпции невиновности.
3. Принцип осуществления производства по делам об административных правонарушениях на национальном языке населения.
4. Принцип гласности рассмотрения дел.
5. Принцип материальной истины.
6. Принцип самостоятельности принятия решения.
Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом.
Это означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А юридические лица - независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.231
Данный принцип влился в административное производство из основного закона государства- Конституции РФ, а именно ст. 19.232
Подразумевая под собой равенство всех лиц, совершивших административные правонарушения во всех отношениях, данный принцип несет в себе один из основополагающих аспектов, который применяется при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административных нарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности, в отношении, которого осуществляется производство по делу.
Реализации принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности должны толковаться в пользу этого лица.233
Данный принцип влился в административный процесс, точнее производство по делам об административных правонарушениях из ч.1 ст. 49 Конституции РФ. Согласно же ст. 1.5 КоАП «лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Принцип осуществления производства по делам об административных правонарушениях на национальном языке населения.
Данный принцип получает в некоторой учебной литературе название принципа родного языка234, что не искажает сущностного понимания данного принципа.
Часть 1 ст. 24.2 КоАП гласит, что «производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится судья, орган, должностное лицо уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях».
Известно, что национальный язык играет очень важную роль как средство межличностного общения. Кроме того, это очень важный элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.235
В свою очередь лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.236 Процессуальные документы лицам, участвующим в деле, должны вручаться в переводе на языке, которым они владеют.
Принцип гласности рассмотрения дел.
Дела об административных правонарушениях подлежат согласно ч.1 ст.24.3 КоАП, открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
На данном принципе, а именно принципе гласности (открытости) в деятельности всех государственных органов, включая административно-юрисдикционную систему, зиждется демократическая система российского общества.
Граждане, достигшие 16-летнего возраста, представители общественности, средств массовой информации вправе присутствовать в зале заседаний, делать письменные заметки, а также фиксировать все происходящее в зале судебного разбирательства.
Перечисленные выше принципы производства по делам об административных правонарушениях являются базовыми. Несомненно, существуют и другие принципы, которые выделяются также самостоятельно и их перечень достаточно широк. Принцип материальной истины, предполагающий, что законодательство об административных правонарушениях наделяет суд, орган, должностное лицо теми доказательствами по делу, которыми являются любые фактические данные, устанавливающие наличие или отсутствия административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Принцип самостоятельности принятия решения вытекает из принципа материальной истины, который трансформируется в принятие решения конкретным судом, органом, должностным лицом.
Рассмотренные задачи и принципы, которые присутствуют при производстве по делам об административных правонарушениях, важны и должны непосредственно присутствовать при данном производстве. При помощи таких отправных начал и должно происходить разрешения конкретного дела в отношении лица, которое совершило административное правонарушение Они позволяют лицу, совершившему административный проступок оградиться его от негативного субъективного воздействия, прежде всего от органа, который уполномочен вести его дело. К тому же принципы позволяют охарактеризовать весь процесс производства и подчеркнуть его сущностную объективную природу.
В статье 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении:
1. Отсутствие события административного правонарушения;
2. Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправного действия возраста 16 лет или невменяемость лица, совершившего правонарушение;
3. Действие лица в состоянии крайней необходимости;
4. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5. Отмена закона, установившего административную ответственность;
6. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8. Смерть физического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
91. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
В производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения этого проступка, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, виновно в его совершении, а также учесть ряд иных обстоятельств, которые могут повлиять на исход дела (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, сведения о характере и размере причиненного вреда и др.).
Доказывание — это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств. Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которых оно находится. Относимостъ доказательств — это способность доказательств обосновывать, доказывать, опровергать какие-либо обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу, т. е. относиться к предмету доказывания. Допустимость доказательств означает, что, во-первых, известно происхождение полученных сведений и оно может быть проверено, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; во-вторых, соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; в-третьих, соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которых оно находится, не нарушены права других участников производства по делу. Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, догадок, даже если они были получены от лица, вызванного в качестве свидетеля, эксперта, изложены в документе и т. д. Данные, собранные оперативно-розыскным путем, до их проверки и подтверждения процессуальными действиями имеют лишь ориентирующее значение (указывают на местонахождение доказательств, возможное наличие обстоятельств, существенных для оценки доказательств, и т. д.). Не могут также использоваться в качестве доказательств материалы, не приобщенные к делу. Обстоятельства, устанавливаемые доказательствами, можно разделить на две группы: к первой группе относятся обстоятельства, входящие в предмет доказывания; ко второй — обстоятельства, которые непосредственно с предметом доказывания не связаны, но имеют значение для установления истины (промежуточные факты). Знание обстоятельств, относящихся ко второй группе, установление их связей с обстоятельствами предмета доказывания позволяют составить полную картину правонарушения.
доказательства принято классифицировать по различным основаниям: По источнику происхождения доказательства делятся на личные, вещественные и документы. Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., когда носитель соответствующей информации — физическое лицо. Вещественные доказательства — это материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные. Прямые доказательства непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения).Косвенные доказательства обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.
Доказательства бывают также обвинительные (изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) иоправдательные (опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства).
Эти данные устанавливаются:
протоколом об административном правонарушении;
Ø иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
Ø объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
Ø показаниями потерпевшего, свидетелей;
Ø заключениями эксперта;
Ø иными документами;
Ø показаниями специальных технических средств;
Ø вещественными доказательствами.
92. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25 , 5.45-5.52 , 5.56 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
93. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:органы внутренних дел (полиция);органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;налоговые органы;таможенные органы;пограничные органы;федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;
органы рыбоохраны;
и еще примерно 100500 органов (всякие транспортные, жилищные инспекции…)
94. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.