Гос.контроль: его виды, органы государства, осуществляющие этот контроль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

-это деят-ть сспец-но уполном-х гос.орг-в и долж.лиц, а так же уполном-х с-тов по наблюд-ю за функционир-м подконтр-го объекта с целью установл-я его отклонений от заданных параметров и с т.зр. соблюд-я этими с-тами зак-ти.

Виды: I. 1. Общий. 2. Надведомств-й: а) отраслевой; б) межотраслевой; в) специализиров-й. 3. Внутривед-й. II. В зав-ти от стадий осущ-я контр.деят-ти: 1. Предварит-й. 2. Текущий. 3. Последующий. III. В зав-ти от времени осущ-я контр.деят-ти: 1. Систематический. 2. Периодический. IV. В зав-ти от с-тов контр. деят-ти: 1. Президентский. 2. Контроль законод.орг.вл. 3. Контроль исп.орг.гос.вл. Гос.контроль осущ-ся пр-том, уполном-м представ-м през-та, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, счетной палатой РФ, орг.зак.вл.с-тов., уполном-й по правам чел-а в РФ.

Органы исп.власти, осуществл-е контроль. Внутриведом-й контроль и его методы. Осущ-т 1. Общий контроль (осущ-ся прав-вом РФ и прав-вом с-тов РФ). 2. Надведомственный контроль (осущ-с разл. Фед. минист-ва и фед.службы). 3. Внутриведом-й контроль. Он осущ-ся внутри каждого ведомства или сферы управл-я спец-но созданными подразд-ми. Он явл. неотъемлемой частью управляющего воздействия на подчин-х с-тов. При нем допуск-ся отмена или измен-е реш-й, принятых подконтр.с-тами. Руковод-е органы вправе применять меры дисципл. воздействия. Отраслевой внутривед-1 контроль осущ-т вышестоящее долж.лицо (орган), спец. подразделения (в силовых структурах – отделы, отделения собтв.без-ти. Методы: ревизии и проверки факт-го состояния дела; заслушив е отчетов долж.лтц о продл-и рабоьты; проверка сообщ-й, жалоб, заявл-й, под-х гр-ми и ЮЛ, на деят-ть подконтр-х орг-в.

 

76. Государственный контроль и его виды в системе государственного управления.

Контроль как средство обеспечения законности в государственном управлении - универсальное средство обмена информацией внутри системы государственного управления, а также между системой управления и внешней средой. Контроль может заключаться в заслушивании отчетов и сообщений, проведении проверок, экспертиз, осуществлении наблюдения, рассмотрении жалоб и т.д.

В зависимости от задачи проведения контрольных процедур и стадии управленческого процесса различают текущий контроль, осуществляемый в процессе выполнения властных предписаний (в ходе исполнительно-распорядительной деятельности), а также предварительный и последующий контроль. Считается, сто предварительный контроль - это фикция, поскольку проконтролировать можно лишь совершаемое либо совершенное действие. Однако зачастую возникает необходимость в осуществлении контроля на промежуточных стадиях сложных управленческих процессов. В этом смысле контроль будет предварительным для следующей стадии процесса. Последующий контроль осуществляется соответственно по окончании выполнения определенных предписаний.

В Российской Федерации государственная власть разделена на три самостоятельные ветви, каждая из которых обладает собственными контрольными полномочиями. В связи с этим можно выделить президентский контроль, контроль законодательных органов власти и контроль исполнительных органов власти. Все виды государственного контроля подразделяются на внешний и внутренний в зависимости от направленности контрольных мероприятий внутрь системы органов власти или вне ее, на подведомственные структуры.

1. Президентский контроль в соответствии с Конституцией РФ осуществляется в следующих формах:

контроль при формировании Правительства РФ, непосредственно подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности РФ и Администрации Президента РФ, назначении высшего командования Вооруженных Сил;

повседневный контроль за деятельностью Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (председательствование на заседаниях Правительства РФ, непосредственное руководство деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти);

контроль за законностью актов органов исполнительной власти (право отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ; право приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и т.д.).

2. Контроль органов законодательной власти проявляется в закрепленных в Конституции РФ отдельных правомочиях палат Федерального Собрания РФ в отношении органов государственного управления. Формами такого контроля выступают:

утверждение Советом Федерации указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

возможность принятия решения Советом Федерации об отрешении Президента РФ от должности;

назначение Советом Федерации судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Советом Федерации Генерального прокурора РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Советом Федерации заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

дача согласия Государственной Думой Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

принятие решения Государственной Думой о доверии Правительству РФ;

3. Органов исполнительной власти контролируют деятельность подведомственных им структур с использованием различных методов, в том числе и путем непосредственного оперативного вмешательства в деятельность организаций и физических лиц. Кроме того, внутри системы органов исполнительной власти существует система внутреннего контроля.

Так, Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие актов. Правительство РФ также вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам и т.д.

 

77. Президентский контроль в системе государственного управления.

Контрольные полномочия Президента РФ осуществляются в двух формах: непосредственно (лично) и через соответствующие президентские структуры, главным образом через Администрацию Президента РФ.

Формы непосредственного контроля Президента РФ весьма разнообразны. Большинство данных контрольных полномочий главы государства связаны с его конституционным статусом, потому они регулируются конституционным, а не административным правом (это связано с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ; отменять акты Правительства РФ; назначать и освобождать от должности министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, военачальников, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и других должностных лиц; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ).

Предмет административного права — контроль, осуществляемый через административные президентские структуры, контрольное управление и полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Значительную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента РФ, одной из важнейших задач которой является обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти Российской Федерации.

Контрольное управление Президента РФ - самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ. Оно обеспечивает президентский контроль за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контроль за ходом экономических реформ и выполнением государственных программ, контроль за использованием государственных средств, выделенных целевым назначением, и т.д.3Контрольное управление регулярно проводит проверки хода исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации последнего органами исполнительной власти, вносятся предложения о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности. К компетенции Управления отнесен также контроль за реализацией ежегодных посланий Федеральному Собранию, общенациональных проектов и иных программных документов главы государства.

Важные функции и полномочия по обеспечению президентского контроля возложены на институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Они осуществляют свою деятельность по поручению Президента РФ в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Посредством института полномочных представителей организуется контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти. Кроме того, ими осуществляется также контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ4.

В случае выявленных нарушений, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ полномочный представитель Президента РФ вправе вносить представления в Контрольное управление Президента РФ, соответствующие федеральные органы исполнительной власти и главам исполнительной власти субъектов РФ. На основании предложений полномочного представителя Президент РФ приостанавливает действие актов субъектов РФ, которые противоречат федеральной Конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина.

 

78. Контроль вышестоящих органов исполнительной власти за нижестоящими органами.

Большая часть всех административно-правовых споров разрешается в административном (внесудебном) порядке. Гражданин направляет свою жалобу в соответствующий вышестоящий орган управления по отношению к органу (должностному лицу), принявшему неблагоприятное, по мнению гражданина, решение1 . Данный способ разрешения административно-правового спора представляет собой часть управленческой деятельности, так как вышестоящее должностное лицо, рассматривая жалобу гражданина, осуществляет обычные контрольно-надзорные функции, распространяемые на всю систему и структуру подчиненных ему органов, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Бахрах.

все сводится к тому, что по общему правилу все законные требования вышестоящего начальника обязательны для подчиненного субъекта.

кроме того подведомственные органы могут подвергаться со стороны вышестоящих органов проверкам и другим формам контроля, которые, как правило регламентированы приказами тех самых вышестоящих органов (например приказ МинЮста ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБАХ, ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ регламентирует именно это). так-то.

 

79. Административный надзор: понятие и виды.

Надзор – ограниченный контроль. Необходим для сокращения адмиистративного давления на субъектов общественной жизни. Три типа в РФ сейчас: судебный, прокурорский, административный.

административный надзор — надведомствен- ный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. – и снова Папаня.

отличие от судебного и прокурорского – он ведется не за соблюдением (как правило) законности в целом, а на соблюдении специальных норм. то есть за соблюдением всевозможных правил деятельности, норм, и подобных правовых и технико-юридических норм.

надзор административный жизнь спасает нам, ибо

направлен на предупреждение вредных последствий! (типа эпидемий, пожаров, ядерных осадков)

Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

кроме того, разделяют надзор за всеми человекоорганизациями и надзор за теми, кто получил лицензию на определенную деятельность. принципиальная разница только в круге поднадзорных лиц.

по формам он в принципе такой же, как и контроль.

многие субъекты надзора сами могут привлекать к ответственности.

КоАП прямо говорит, кто может возбуждать дела об административных правонарушениях, т.е. круг надзорных субъектов определен в нем. ст.28.3

Если надзор осуществляется в отношении юр.лица, то на сцене появляется ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который не дает заваливать юр.лиц проверками: плановые не чаще раз в три года, внеплановые только по указанным в законе основаниям. нарушили закон – проверка недействительна.

 

80. Федеральные службы: правовой статус, виды.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА.

Существование не предписано в законодательных актах, введена указом президента. Правовой основой являются указы президента и положение о федеральных службах. Подчинение:

1. напрямую президенту (ФСБ, СВР)

2. напрямую правительству (ФАС, ФМС, Роспотребнадзор)

3. подчинены министерства:

а) подчинены президенту (ФСИН, ФССП)

б) подчинены правительству (ФНС)

ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ:

1. профильные:

· государственный контроль за ФЛ, ЮЛ, другими государственными органами и ОМСУ

· осуществление специальных функций в сфере обороны, безопасности, правопорядка

· оказание государственных услуг. Изначально считали, что безвозмездные услуги могут оказывать на общих основаниях, а возмездные услуги – как исключение (Указ президента № 314), потом произошло реформирование и чёткая грань между возмездными и безвозмездными услугами не проводится. В связи с этим с учётом широкого подхода к категории государственных услуг (все действия по заявкам частных лиц)

· практически все федеральные службы предоставляют государственные услуги (ФНС регистрация ЮЛ и ИП, ФМС Регистрируют ФЛ по месту жительства).

2. непрофильные:

· издание НПА (должно быть закреплено в указе президента или постановлении правительства) – если нет над ней министерства

· управление государственным имуществом (санкционировано указом или остановлениием).

СТРУКТУРА:

1. руководитель назначается президентом или правительством по представлению министра (если служба подчинятся министерству), не входит в состав правительства, является государственным служащим.

2. заместители руководителя (смотреть заместителей министров)

3. управления, состоящие из отделов.

Полномочия руководителя = полномочия министра.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.