Сенсорная алалия и нарушения слуха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С.Н.Шаховская (1998) выделила некоторые диагностические показатели для разграничения ребенка с сенсорной алалией (труд­ности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи).

261


В их числе следующие:

• слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в раз­ное время суток в различных условиях он слышит одинаково), а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непо­стоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания. Непостоянство показателей аудиометрического исследования ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспо­собности, повышенной утомляемости, дисгармоничности про­цессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказыва­ется на возможностях высшего акустического анализа и синтеза. Усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослы­шащего ребенка. Ребенок же с сенсорной алалией на громкие, а тем более на сверхгромкие звуки не реагирует; более тихое, спокой­ное звучание ребенок воспринимает лучше, чем звуки повышен­ной громкости, которые могут вызвать запредельное охранитель­ное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из работы;

• слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слухо­вым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; уси­ление звуков становится для него неприятным раздражителем. При сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чув­ствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (ше­лест перелистываемых страниц, капающая из крана вода и др.), что подчеркивает сохранность у них слуха;

• голос слабослышащего ребенка лишен звучности, «полётно­сти», он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет нормальную громкость и звонкость;

• со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ребенком, страдающим сенсорной алалией.

Сравнительные признаки раннего детского аутизма (РДА) и алалии представлены в таблице.

Табли ца 3

Сравнительная характеристика детей с речевой патологией и детей с ранним детским аутизмом

 

РДА Ал алия
1. Нарушено формирование эмо­ционального личностного контак­та с окружающим миром 1. Указанное нарушение не на­блюдается совсем или оно не име­ет резко выраженного «глобально­го» характера
2. Практически не используется «язык» мимики и жестов 2. Мимика и жестикуляция дос­таточно развиты и используются вместо словесной речи

262


Окончание таблицы 3

 

РДА Ал алия
3. Поведение и реакции на окру­жающее часто непредсказуемы и непонятны 3. Отмечаются, как правило, дифференцированные и адекват­ные реакции; дети в состоянии учитывать изменения ситуации
4. Характерны разнообразные на­рушения «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание рука­ми и предметами, раскачивание ту­ловища, необычные повороты тела 4. Наблюдаются различные нару­шения двигательной сферы как в области общей, так и мелкой мо­торики. Своеобразные неадекват­ные стереотипияные движения от­сутствуют
5. Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального раз­вития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномер­ное, а также различные степени олигофрении 5. Обычно наблюдается картина своеобразной задержки интеллекту­ального развития; при этом прежде всего страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой де­ятельностью
6. Речь (речевая деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.) ре­бенок может перестать пользовать­ся устной словесной речью 6. Характерной является выра­женная в той или иной степени за­держка в овладении речью, замед­ленное формирование речевой дея­тельности. Отмечаемый у некото­рых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от ре­чевого общения


Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.