|   Уровни развития  |    Параметры психосоциального развития  |  |||||
| I | 11 | III | IV | V | VI | |
| 0 | 115-128 | 13-18 | 29-31 | 5-8 | 12-13 | 39—40 | 
| 1 | 129-146 | 19-20 | 32-38 | 9-10 | 14-19 | 41 | 
| 2 | 147-170 | 21-24 | 39-43 | 11-14 | 20-24 | 42-44 | 
| 3 | 171-182 | 25-28 | 44-47 | 15-16 | 25-30 | 45-55 | 
| 4 | 183-196 | 29-33 | 48-54 | 17-18 | 31-33 | 56-63 | 
| 5 | 197-206 | 34-37 | 55-58 | 19-20 | 34-37 | 64-68 | 
| 6 | 207-222 | 38-41 | 59-63 | 21-22 | 38-42 | 69-73 | 
| 7 | 223-234 | 42-44 | 64-67 | 23-24 | 43-46 | 74-78 | 
| 8 | 235-244 | 45-46 | 68-69 | 25-27 | 47-48 | 79-81 | 
| 9 | 245-254 | 47-48 | 70-72 | 28 | 49-52 | 82—84 | 
| 10 | 255-266 | 49-50 | 73-75 | 53-54 | 85-89 | |
Примечания.
1. Патология разной степени выраженности представлена уровнями 0—2; 3-й уровень — пограничная зона; выше — норма.
2. Параметры психосоциального развития:
I — общий показатель развития;
II — уровень гиперактивности, двигательной расторможенности;
III — показатель социальной адекватности ребенка;
IV — эмоциональная неустойчивость; ;
V — уровень умственного развития;
VI — воспитуемость, восприимчивость к педагогическим воздействиям. 1
147
 
 
 
 Нормативная таблица 2
Числовое выражение вариантов ответа
| № вопроса | Вариант ответа и его числовое выражение |   № шкалы, на которую работает этот вопрос  |  |
| abed |   
  |  ||
| 1 | 8530 |   I  |  |
| 2 | 641 0 |   I, V  |  |
| 3 | 8520 |   I, V  |  |
| 4 | 7520 |   I  |  |
| 5 | 852 1 |   I, V  |  |
| 6 | 9642 |   I, V  |  |
| 7 | 7520 |   I  |  |
| 8 | 7520 |   I, III, VI  |  |
| 9 | 7520 |   I, V  |  |
| 10 | 8530 |   I, IV  |  |
| 11 | 8530 |   I, V  |  |
| 12 | 7420 |   I, V  |  |
| 13 | 7531 |   1,11  |  |
| 14 | 6420 |   I, И, VI  |  |
| 15 | 7531 |   I, III  |  |
| 16 | 7531 |   I, И, VI  |  |
| 17 | 6410 |   I  |  |
| 18 | 8630 |   I  |  |
| 19 | 7510 |   I  |  |
| 20 | 8530 |   I, И, VI  |  |
| 21 | 64 10 |   I  |  |
| 22 | 630 0 |   I  |  |
| 23 | 6410 |   I  |  |
| 24 | 6310 | I | III, VI | 
| 25 | 7420 | л | II, VI | 
| 26 | 8630 | I | III, VI | 
| 27 | 7531 | I | IV | 
| 28 | 6310 | rf | IV | 
| 29 | 7420 | ^ | III, VI | 
| 30 | 640 0 | I | III, VI | 
| 31 | 7420 | I | IV | 
| 32 | 6310 | I | III, VI | 
| 33 | 741 0 | I | III | 
148
Окончание таблицы
| № вопроса | Вариант ответа и его числовое выражение | N° шкалы, на которую работает этот вопрос | 
| 34 | 630 0 | I, III | 
| 35 | 7530 | I, III, VI | 
| 36 | 6410 | I | 
| 37 | 641 0 | I | 
| 38 | 7520 | I, III, VI | 
| 39 | 9630 | I, III, VI | 
| 40 | 741 0 | I, III, VI | 
В результате обработки данной анкеты может быть построен профиль по заложенным в шкалах основным параметрам психосоциального развития детей.
При этом дети, имеющие преимущественно эмоционально-волевые и поведенческие расстройства и первично интеллектуальное снижение вследствие умственной отсталости, имеют различные соотношения измеряемых показателей (рис. 7).
10 9
|   
  |  
8 7 6 5 4 3
0
I
т
II
т
III
т
IV
Т
VI
Рис. 7. Сравнительный профиль психосоциального развития детей с ЗПР и с умственной отсталостью
Условные обозначения: НН — основные тенденции в соотношениях значений по заданным 6 параметрам (шкалам) при первичных интеллектуальных нарушениях у детей; НН — основные тенденции в соотношениях значений по заданным 6 параметрам (шкалам) при задержке психического развития, преимущественно при первичных регуляционных нарушениях.
149
 
 
 
 Зона значений, лежащая между 3-м и 7-м уровнем, является зоной среднестатистической нормы.
Зона значений ниже 3-го уровня говорит о нарастании риска наличия проблем по соответствующим параметрам в терминах усиления соответствующей характеристики.
Например, значение 1 по шкале V говорит о возможном выраженном снижении умственного развития ребенка.
<:ПЭ « ft
!: ,'
I
Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ
ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза (см. раздел I), можно выделить закономерности, специфические для данной группы дизонтогенетических расстройств, связанные с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития — недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекцион-но-педагогической помощи и времени ее начала.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 392.