Уровни развития | Параметры психосоциального развития | |||||
I | 11 | III | IV | V | VI | |
0 | 115-128 | 13-18 | 29-31 | 5-8 | 12-13 | 39—40 |
1 | 129-146 | 19-20 | 32-38 | 9-10 | 14-19 | 41 |
2 | 147-170 | 21-24 | 39-43 | 11-14 | 20-24 | 42-44 |
3 | 171-182 | 25-28 | 44-47 | 15-16 | 25-30 | 45-55 |
4 | 183-196 | 29-33 | 48-54 | 17-18 | 31-33 | 56-63 |
5 | 197-206 | 34-37 | 55-58 | 19-20 | 34-37 | 64-68 |
6 | 207-222 | 38-41 | 59-63 | 21-22 | 38-42 | 69-73 |
7 | 223-234 | 42-44 | 64-67 | 23-24 | 43-46 | 74-78 |
8 | 235-244 | 45-46 | 68-69 | 25-27 | 47-48 | 79-81 |
9 | 245-254 | 47-48 | 70-72 | 28 | 49-52 | 82—84 |
10 | 255-266 | 49-50 | 73-75 | 53-54 | 85-89 |
Примечания.
1. Патология разной степени выраженности представлена уровнями 0—2; 3-й уровень — пограничная зона; выше — норма.
2. Параметры психосоциального развития:
I — общий показатель развития;
II — уровень гиперактивности, двигательной расторможенности;
III — показатель социальной адекватности ребенка;
IV — эмоциональная неустойчивость; ;
V — уровень умственного развития;
VI — воспитуемость, восприимчивость к педагогическим воздействиям. 1
147
Нормативная таблица 2
Числовое выражение вариантов ответа
№ вопроса | Вариант ответа и его числовое выражение | № шкалы, на которую работает этот вопрос | |
abed |
| ||
1 | 8530 | I | |
2 | 641 0 | I, V | |
3 | 8520 | I, V | |
4 | 7520 | I | |
5 | 852 1 | I, V | |
6 | 9642 | I, V | |
7 | 7520 | I | |
8 | 7520 | I, III, VI | |
9 | 7520 | I, V | |
10 | 8530 | I, IV | |
11 | 8530 | I, V | |
12 | 7420 | I, V | |
13 | 7531 | 1,11 | |
14 | 6420 | I, И, VI | |
15 | 7531 | I, III | |
16 | 7531 | I, И, VI | |
17 | 6410 | I | |
18 | 8630 | I | |
19 | 7510 | I | |
20 | 8530 | I, И, VI | |
21 | 64 10 | I | |
22 | 630 0 | I | |
23 | 6410 | I | |
24 | 6310 | I | III, VI |
25 | 7420 | л | II, VI |
26 | 8630 | I | III, VI |
27 | 7531 | I | IV |
28 | 6310 | rf | IV |
29 | 7420 | ^ | III, VI |
30 | 640 0 | I | III, VI |
31 | 7420 | I | IV |
32 | 6310 | I | III, VI |
33 | 741 0 | I | III |
148
Окончание таблицы
№ вопроса | Вариант ответа и его числовое выражение | N° шкалы, на которую работает этот вопрос |
34 | 630 0 | I, III |
35 | 7530 | I, III, VI |
36 | 6410 | I |
37 | 641 0 | I |
38 | 7520 | I, III, VI |
39 | 9630 | I, III, VI |
40 | 741 0 | I, III, VI |
В результате обработки данной анкеты может быть построен профиль по заложенным в шкалах основным параметрам психосоциального развития детей.
При этом дети, имеющие преимущественно эмоционально-волевые и поведенческие расстройства и первично интеллектуальное снижение вследствие умственной отсталости, имеют различные соотношения измеряемых показателей (рис. 7).
10 9
8 7 6 5 4 3
0
I
т
II
т
III
т
IV
Т
VI
Рис. 7. Сравнительный профиль психосоциального развития детей с ЗПР и с умственной отсталостью
Условные обозначения: НН — основные тенденции в соотношениях значений по заданным 6 параметрам (шкалам) при первичных интеллектуальных нарушениях у детей; НН — основные тенденции в соотношениях значений по заданным 6 параметрам (шкалам) при задержке психического развития, преимущественно при первичных регуляционных нарушениях.
149
Зона значений, лежащая между 3-м и 7-м уровнем, является зоной среднестатистической нормы.
Зона значений ниже 3-го уровня говорит о нарастании риска наличия проблем по соответствующим параметрам в терминах усиления соответствующей характеристики.
Например, значение 1 по шкале V говорит о возможном выраженном снижении умственного развития ребенка.
<:ПЭ « ft
!: ,'
I
Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ
ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза (см. раздел I), можно выделить закономерности, специфические для данной группы дизонтогенетических расстройств, связанные с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития — недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекцион-но-педагогической помощи и времени ее начала.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 318.