Поведение новоначальных иноков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушать заведенного в ней порядка и дисциплины.

       2. По прочтении Устава новоначальный дает подписку в том, что он знаком с ним и обязуется свято выполнять все, изложенное в нем. В случае же нарушения монастырского Устава он обязуется, по благословению наместника (игумена) немедленно удалиться из обители, не выдвигая при этом никакой претензии к администрации монастыря.

       3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни, оставляя светские привычки, помня наставления святого Василия Великого к начинающим инокам: “Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познание, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью.”

       4. По отношению к наместнику (игумену) и насельникам монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность.

       5. Новоначальному у наместника, иеромонахов следует брать благословение, а иным при встрече сделать поясной поклон.

       6. Входить в чужую келию следует с молитвой Иисусовой и вход в келию возможен только тогда, когда будет получен ответ: “Аминь.”

       7. После вечернего Правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

       8. Подобает беспрекословно повиноваться наместнику (игумену), начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: “Ибо я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (Иоанн. 6, 38).

       9. Послушание для новоначальных — залог их будущего возрастания духовного и спасения.

       10. Избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, дабы не впасть в соблазн.

       11. Распоряжения наместника (игумена) не должны монашествующими обсуждаться или критиковаться, но выполняться с молитвою и смирением.

       12. Если какой-то брат не согласен с распоряжением начальствующих, он с кротостью и наедине может высказать свое мнение давшему это распоряжение.

       13. Новоначальный должен находиться в постоянном мире и любви со всей братией обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

       14. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию никакой вещи, даже самой необходимой, помня, что взятое без благословения есть кража, равно как и всякое приобретение без благословения.

       15. Монашествующим не должно заводить мшелоимства (лишних вещей). Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книга Священного Писания, а также творения Святых Отцов.

       16. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре воспрещаются, и нарушение сего правила влечет за собой серьезные наказания, вплоть до исключения из обители.

       17. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел, но и от нечистых помыслов.

       18. Везде и всегда нужно воздерживаться от празднословия: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в День Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф. 12, 36).

       19. Если какой-либо из новоначальных или монашествующих постоянно нарушает правила иноческой жизни, то такового стараются при помощи увещеваний исправить; если же он упорствует в своих грехах, то таких после многократных увещаний следует, как поврежденный член тела, отсечь от общества иночествующих

 

О духовном руководстве.

       1. Каждый новоначальный инок должен быть под особым руководством духовника, которому надлежит открывать свое духовное состояние: недоумения, сомнения, затруднения, искушения и получить от него наставления и духовную поддержку.

       2. Исповедь происходит в четыре годовых поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский, в День своего Ангела, а также когда монашествующий чувствует в этом потребность.

       3. Для духовного возрастания каждый монашествующий должен ежедневно прочитывать несколько глав Священного Писания, читать творения Святых Отцов и другую душеполезную литературу, находя в ней духовную пищу и утешение.

       4. Без духовника монашествующий не должен ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле, например, налагать на себя пост, сверх положенного Уставом, или что-то другое, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.

       5. Если между братьями произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, то они должны стремиться к скорейшему примирению, ибо сказано: “Солнце да не зайдет во гневе вашем.”

       6. Брат, нарушающий монастырскую дисциплину, может быть подвергнут духовному взысканию через наложение епитимьи.

       7. На епитимью не следует смотреть, как на карающий бич, это необходимое врачевание, исцеляющее духовные болезни и немощи.

       8. Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькие лекарства, так следует перед очами иметь ту цель, с которой даются епитимьи, и принимать их, как знак милосердия для спасения души (Василий Великий, правило 52).

       9. Каждому согрешившему дается епитимья сообразно его положению и его немощи. Как нельзя различные телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения должны носить разнообразный характер: “Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных,” — говорит Исаак Сирин.

       10. В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры:

§ удаление от общей трапезы на один или несколько дней;

§ перевод с более почетного послушания на менее почетное;

§ поставление на поклоны;

§ снимание одежды.

 

О богослужении.

       1. Важнейший момент монашеской жизни является церковное Богослужение, общее молитвенное правило и потому присутствие при оных должно быть первейшею заботою всех живущих в монастыре.

       2. Уклонение или нерадивое отношение к молитве в этом священнейшем деле должно считаться важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

       3. Цель молитвы та, чтобы приобрести навык о непрестанном памятовании о Боге, жить в Боге и стяжать в своем сердце благодать Святаго Духа.

       4. Для соблюдения чинности и порядка в совершении Богослужений благочинный должен на неделю или даже на месяц вперед составлять расписание церковных служб с указанием имен священнослужителей, чтецов, пономарей и канонархов.

       5. Самочинное нарушение или изменение расписания служб никому из братии без благословения наместника (игумена) не разрешаются.

       6. За полчаса до начала утреннего Богослужения специально для этого учиненный монах обходит все келии и будит монашествующих для молитвы.

       7. Каждый из иночествующих должен стараться придти в церковь до начала Богослужения. Никому также не следует уходить из храма прежде окончания службы. О нарушителях благочинный докладывает наместнику (игумену).

       8. Богослужения, по благословению начальствующих монастыря, могут пропускать те монахи, которые заняты другими послушаниями или выполняют какое-либо срочное дело для обители.

       9. Священнослужащие, читающие и поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, “со страхом и трепетом,” не нарушая монастырского Устава.

       10. На пути в церковь и из церкви не должно останавливаться с посторонними и входить с ними в разговоры, а если от кого будут спрошены о чем-либо, то нужно ограничиваться кратким ответом.

       11. Стоя в церкви, не нужно разговаривать, оглядываться по сторонам, но быть сосредоточенным, внимать Богу и себе.

       12. Никто из священнослужителей ни под каким предлогом не должен брать деньги за требы себе, но должен отдавать их в монастырскую казну.

       13. Монашествующие к Богослужению должны являться без опозданий, одетыми по форме : в клобуках и рясах, а послушники — в подрясниках.

       14. В одежде должна быть соблюдаема чистота и простота. Цвет одежды для храма — только черный. Для работы же он может быть серый, коричневый или иной, но не яркий.

 

О монашеской трапезе.

       1. Если непосредственно за Богослужением следует монашеская трапеза, то братия прямо из церкви идут трапезовать; если есть перерыв во времени, то все отдыхают в своих келиях.

       2. Получив благословение у наместника (игумена), трапезный ударяет в колокол и братия в клобуках и рясах немедленно, но чинно собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается молитвами.

       3. В продолжение трапезы братия сохраняет безмолвие, слушая предлагаемое чтение.

       4. Вхождение в трапезную с опозданием или исхождение из нее прежде окончания трапезы без благословения признается нарушением дисциплины и достойны порицания.

       5. Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешает сие наместник (игумен) или благочинный, как не могущим прийти на общую трапезу по болезни или каким-либо иным уважительным причинам.

       6. Монашествующий должен со смирением вкушать поданную пищу и не говорить: “Это не вкусно, а то мне вредно.” Свои пожелания и скорби по этому поводу он может потом высказать келарю или эконому.

       7. На особое, диетическое питание монашествующий должен взять благословение у наместника (игумена).

 

О келейном пребывании.

       1. Время, оставшееся от церковного Богослужения и исполнения послушания, проводимые монашествующим в келии, должно употребляться с благоразумием и бережно, с желанием приобрести как можно больше пользы, главным образом — духовной.

       2. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:

       а) келейное Правило по Уставу и по благословению духовника;

       б) чтение душеполезных книг;

       в) упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной грамоты, церковно-славянского языка, церковного Устава и приготовление к церковной службе;

       г) уборка келии, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее;

       д) рукоделие на пользу обители или для собственных нужд.

       3. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению сочинения следующих подвижников благочестия: аввы Дорофея, Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Макария Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афонский Патерик, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, пять томов Добротолюбия, Луг Духовный, Пролог, Киево-Печерский Патерик, Жития Святых и многие другие сочинения наших Святых Отцов и духовных писателей.

       4. Одежда братии должна быть чистой, простой, без претензий на роскошь. “От роскоши одежды является тщеславие и ожесточение,” — говорит Исаак Сирин.

       5. В случае болезни монах может обратиться к врачу, предварительно взяв на это благословение у начальствующих.

       6. Молитва келейная, чтение Псалтири гасит всякие страсти.

       7. Келейное богомыслие возвышает ум и очищает сердце.

       8. Ум, по учению Святых Отцов, никогда не должен быть праздным.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 225.