Движения, практическая деятельность ребенка имеют чрезвычайно важное значение для развития ряда высших психических функций (мышления, речи и др.).
Манипулятивная деятельность ребенка, его игровая активность оказывают большое влияние на развитие речи. Было установлено, что до шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев – двигательные реакции руки.
В процессе развития движений руки ребенка в первом полугодии жизни выделяют четыре последовательных периода, в течение которых формируются целенаправленные движения руки к видимому предмету, его захватывание и удержание:
1) в 3–4 недели во время импульсных движений появляются хаотичные движения рук;
2) в 1–3 месяца появляются первые дифференцированные движения рук: ребенок приближает их ко рту, сосет кулачки, фиксирует руки взором, в этот период угасает хватательный рефлекс;
3) в 3–4,5 месяца усиливается регулирующая роль тактильного и зрительного анализаторов. В результате совпадения зрительных, тактильных и кинестетических раздражителей происходит образование соответствующих связей, после чего зрительные раздражители начинают чаще вызывать движение руки по направлению к объекту, и появляются согласованные, ощупывающие движения рук;
4) после 5–6 месяцев жизни преобладающее значение в развитии движений руки приобретает зрительный анализатор и происходит дифференцирование движений рук (ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую).
В становлении предметно-игровой деятельности детей выделяют три этапа:
1) 4–7 месяцев – формирование простых результативных повторных действий с пред- метами (действия имеют целенаправленный характер);
2) 7—12 месяцев – развитие соотносимых действий, манипулирования одновременно двумя предметами;
3) 12–18 месяцев – появление функциональных действий: ребенок выделяет функции предмета, применяет такое же действие к другим предметам; развивается игра.
В возрасте одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми первого года жизни.
Коррекционно-развивающая работа условно делится на несколько периодов, в соответствии с этапами развития ребёнка, появлением важных возрастных новообразований.
3. 1.Первый этап развития ребенка (от рождения до 3 месяцев)
Основные направления развития ребенка от рождения до трех месяцев. Развитие общей и мелкой моторики рук, формирование зрительного и звукового сосредоточения, стимуляция голосовых вокализаций, формирование предпосылок понимания речи, вызывание эмоциональных реакций в ответ на общение с матерью.
Моторное развитие в норме.
1–4 недели. Характерен симметричный тонус, преодолеваемый при активных движениях. Все безусловные рефлексы симметричны. Поворачивает голову из среднего положения набок.
4 недели. Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, держит ее несколько секунд.
6 недель. Приподнимает голову на 45°, лежа на животе, удерживает ее 10–20 секунд, ноги при этом напряжены.
8 недель. В положении на животе удерживает голову до 1 минуты, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах.
12 недель. Лежа на животе, поднимает голову на 45–90°; опирается на предплечья, руки разогнуты в локтевых суставах под острым углом, активно двигает ногами; при провокации реакции опоры дотрагивается до подстилки согнутыми ногами.
Развитие моторики
1. Тренировать приподнимание и кратковременное удерживание головы в положении лежа на животе.
2. Тренировать приподнимание, а также кратковременное и длительное удерживание головы в положении лежа на спине.
3. Тренировать удерживание головы в вертикальном положении.
4. Тренировать опору на предплечья рук в положении лежа на животе с высоко поднятой головой.
5. Тренировать упор на ноги. В положении лежа на спине помогать ребенку выполнять скольжения ступнями по поверхности стола.
Мелкая моторика рук в норме
1 неделя. Пальцы сжаты в кулак, отмечаются редкие хаотичные движения пальцами; выражен хватательный рефлекс руки.
4–6 недель. Ребенок разжимает кулачки.
8 недель. Приближает руки ко рту и сосет пальцы; фиксирует взглядом собственную руку; удерживает игрушку в течение 10 секунд.
10 недель. Потирает глаза и нос руками; рассматривает собственные руки.
12 недель. Удерживает вложенную в руку игрушку в течение 15–20 секунд; тянет игрушку в рот; направляет руки к объекту в ответ на зрительный стимул.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.