Г.Екатеринбург, ул.Машинная,д.31,тел/факс(343)221-01-57
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Г.Екатеринбург, ул.Машинная,д.31,тел/факс(343)221-01-57

E - mail : centrresurs @ gmail . com

 

 РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Методические рекомендации для родителей

 

Составители:

Телицына О. С., Хрушкова Н.Г.

 

Год.

 

Методические рекомендации призваны помочь родителям в работе с детьми первого года жизни, имеющими перинатальные поражения центральной нервной системы. В пособии описываются особенности моторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторных функций, Кроме того, в пособии даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в моторном развитии.

 

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………….......4

2. Особенности моторного развития детей первого года жизни……………………....5

3. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми первого года жизни:...6

3.1 Первый этап развития (от рождения до 3 месяцев) ……………………………..6

3.2 Второй этап развития (от 3 до 4 месяцев)…………………………………….......9

3.3 Третий этап развития (от 4 до 6 месяцев)……………………………………......12

3.4 Четвертый этап развития (от 6 до 9 месяцев)…………………………………....14

3.5 Пятый этап развития (от 9 до 12 месяцев)…………………………………….....19

4. Контроль за своевременным развитием ребенка…………………………………....24

5. Литература………………………………………………………..................................27

Введение

Одним из важных направлений развития малыша является развитие его моторики – как общей (разнообразные движения тела), так и мелкой (движения кистей и пальцев рук).

Эволюция двигательной активности происходит в несколько этапов. Разнообразные ежедневные игры и занятия с малышом стимулируют переход от одного этапа к другому.

Игра – вот самый эффективный способ воспитания и обучения маленького ребенка. Игра – веселая и забавная, занимательная и познавательная – поможет вам в этом.

Мы предлагаем вашему вниманию разнообразные игры и упражнения для детей первого года жизни направленные на развитие моторной сферы.

 

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми первого года жизни.

Коррекционно-развивающая работа условно делится на несколько периодов, в соответствии с этапами развития ребёнка, появлением важных возрастных новообразований.

3. 1.Первый этап развития ребенка (от рождения до 3 месяцев)

Основные направления развития ребенка от рождения до трех месяцев. Развитие общей и мелкой моторики рук, формирование зрительного и звукового сосредоточения, стимуляция голосовых вокализаций, формирование предпосылок понимания речи, вызывание эмоциональных реакций в ответ на общение с матерью.

Моторное развитие в норме.

1–4 недели. Характерен симметричный тонус, преодолеваемый при активных движениях. Все безусловные рефлексы симметричны. Поворачивает голову из среднего положения набок.

4 недели. Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, держит ее несколько секунд.

6 недель. Приподнимает голову на 45°, лежа на животе, удерживает ее 10–20 секунд, ноги при этом напряжены.

8 недель. В положении на животе удерживает голову до 1 минуты, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах.

12 недель. Лежа на животе, поднимает голову на 45–90°; опирается на предплечья, руки разогнуты в локтевых суставах под острым углом, активно двигает ногами; при провокации реакции опоры дотрагивается до подстилки согнутыми ногами.

Развитие моторики

1. Тренировать приподнимание и кратковременное удерживание головы в положении лежа на животе.

2. Тренировать приподнимание, а также кратковременное и длительное удерживание головы в положении лежа на спине.

3. Тренировать удерживание головы в вертикальном положении.

4. Тренировать опору на предплечья рук в положении лежа на животе с высоко поднятой головой.

5. Тренировать упор на ноги. В положении лежа на спине помогать ребенку выполнять скольжения ступнями по поверхности стола.

Мелкая моторика рук в норме

1 неделя. Пальцы сжаты в кулак, отмечаются редкие хаотичные движения пальцами; выражен хватательный рефлекс руки.

4–6 недель. Ребенок разжимает кулачки.

8 недель. Приближает руки ко рту и сосет пальцы; фиксирует взглядом собственную руку; удерживает игрушку в течение 10 секунд.

10 недель. Потирает глаза и нос руками; рассматривает собственные руки.

12 недель. Удерживает вложенную в руку игрушку в течение 15–20 секунд; тянет игрушку в рот; направляет руки к объекту в ответ на зрительный стимул.

Игры с шариками и валиками

Обогащать тактильную чувствительность ладоней. Формировать навык захватывания предмета рукой.

Все делается рукой взрослого - вкладывание (шариков, валиков, обшитых различной тканью) попеременно в обе руки ребенка (3-5 раз), отводя большой палец; придерживание в ладони ребенка.

        

                        

Моторное развитие в норме

3,5 месяца. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении; сидя с поддержкой, удерживает голову прямо с выступающим подбородком; при удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки; чаще поднимает руки выше горизонтального уровня.

4 месяца. Лежа на животе, хорошо удерживает голову по средней линии и опирается на предплечья, согнутые под прямым углом; при подтягивании за руки (медленное подтягивание до 45°) удерживает голову; в положении «сидя» удерживает голову прямо (при этом подбородок опущен); поворачивая голову одновременно поворачивает туловище; поднимает голову в положении лежа на спине; при потягивании за руки пытается подтянуться и сесть; переворачивается со спины на бок; поворачивается со спины на живот «блоком» (одновременно поворачивает голову плечи и таз); при провокации опоры опирается на кончики пальцев.

Развитие моторики

1. Тренировать поднимание и удерживание головы в положении лежа на спине. Для этого взрослый подтягивает ребенка за руки вперед, эмоционально общаясь с ним.

2. Тренировать повороты головы вправо-влево (лежа на животе), предлагая ребенку игрушки из разных положений (сбоку, сверху).

3. Тренировать опорную функцию кистей рук. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенок, лежа на животе, опирался не на кулаки, а на расправленную ладонь.

4. Стимулировать повороты со спины на бок. С этой целью используют приемы ЛФК. Или привлекая внимание ребенка к яркой звучащей игрушке, можно помочь ему повернуться на бок, слегка приподняв край пеленки.

5. Упражнять в поворотах со спины на живот. Ребенку, лежащему на спине, взрослый показывает яркую игрушку или предмет (например, бант, ленту) и слегка потягивает его за руку, тем самым переводя его в положение на боку. Затем взрослый помогает малышу перевернуться на живот.

6. Упражнять в равновесии в положении лежа на животе. Взрослый скатывает валик из полотенца и животом кладет на него ребенка. Затем он начинает покачивать ребенка из стороны в сторону, сопровождая действия пением. В ходе упражнения взрослый стимулирует опорную функцию то левой, то правой руки ребенка. При этом необходимо следить за тем, чтобы ладонь малыша была раскрыта.

Мелкая моторика рук в норме

3,5 месяца. Иногда захватывает предмет; удерживает, вложенную в руку игрушку более 30 секунд; начинает появляться дифференциация движений пальцев.

4 месяца. Соединяет кисти вместе, ощупывает свои руки; берет вложенную игрушку в рот (координация рука – рот); ощупывает руками край одеяла, подушку; водит руками по игрушке (реакция активного осязания).

Игры с игрушками-подвесками

Учить ребенка захватывать предметы разной формы из удобного положения, удерживать их не менее 20-30 секунд; производить ощупывающие, движения, знакомясь с физическими свойствами: формой, массой, упругостью и т.д. Развивать восприятие предмета как объекта, обладающего комплексом свойств.

После пассивных действий попеременно двумя руками (вкладывание разных по фактуре предметов, отличающихся плотностью, твердостью, упругостью; подведения предмета к ладони и отстранение его) ребенок должен схватить игрушку и притянуть к себе. Сначала из положения, лежа на спине, затем игрушка подвешивается и смещается влево и вправо (10-15 см, над грудью), затем из положения, лежа на животе, опираясь на предплечья.

Моторное развитие в норме

4 месяца. Приподнимает голову в положении лежа на спине, в вертикальном положении опирается на пальцы ног, а не на всю стопу.

5 месяцев. При подтягивании за руки хорошо удерживает голову и спину; держит голову прямо в положении сидя при боковом наклоне туловища; активно поднимает голову и плечевой пояс лежа на спине; лежа на животе, может вытягивать одну руку; переворачивается со спины на бок и играет в таком положении; поворачивается со спины на живот и с живота на спину; стоя удерживает большую часть веса собственного тела и управляет голо- вой и верхней частью туловища; иногда ставит ноги на всю стопу.

6 месяцев. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями; лежа на животе, опирается на предплечья и тянется за игрушкой; при поднимании подстилки отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия); сидит с поддержкой; поворачивается на живот и спину; поворот с ротацией между плечевым поясом и тазом (сначала поворачивает голову, потом плечи, затем таз); лежа на спине, играет со своими ногами (координация рука – нога); поддерживаемый за туловище пружинит (танцует) на твердой поверхности.

Развитие моторики

1. Стимулировать повороты с живота на спину. Для этого можно использовать следующие упражнения:

• упражнение с пеленкой. Приподняв край пеленки, на которой на животе лежит ребенок, взрослый медленно переводит его в положение на боку, а затем на спину. При этом он страхует малыша;

• упражнение с игрушкой. Взрослый медленно перемещает звучащую игрушку над головой ребенка, постепенно пряча ее за спину. Следя за игрушкой, ребенок повернется на бок, а затем на спину. Когда малыш повернется на спину, нужно дать ему поиграть с игрушкой.

2. Тренировать опору на ноги и упражнение с гимнастическим мячом. Взрослый кладет ребенка животом на мяч и, поддерживая за спину, медленно покачивает его вперед-назад. При покачивании вперед малыш вытягивает руки, при покачивании назад опирается ногами о пол.

3. Тренировать попытки ползания и упражнение с игрушкой. Взрослый заинтересовывает ребенка игрушкой. При попытке малыша дотянуться до игрушки он несколько удаляет ее. При этом, подставив под стопы ног ребенка свою ладонь, взрослый слегка подталкивает малыша, и он подвигается на животе к заинтересовавшей его игрушке.

Мелкая моторика рук в норме

4 месяца. Ощупывает руками пеленки, тянет игрушки в рот.

5 месяцев. Уверенно берет игрушку после фиксации ее взглядом (первое произвольное целенаправленное движение); захватывает предмет двумя руками.

6 месяцев. Активно захватывает игрушку из любых положений; перекладывает игрушку из руки в руку.

Моторика в норме

6–7 месяцев. Выполняет защитные движения руками (вперед и в стороны), позволяющие сохранить равновесие. Лежа на животе, высоко держит голову, опирается на вытянутые руки, приподнимает туловище и живот, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую. Лежа на животе, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку. Самостоятельно приседает из положения лежа. Ползает без включения тазового пояса.

8 месяцев. Переворачивается с живота на спину. Поворачивается с живота на бок и играет, опираясь на один локоть. Из положения лежа на животе самостоятельно садится. Сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками. Синхронно ползает по-пластунски. Стоит у опоры.

9 месяцев. Садится самостоятельно из любого положения и сидит уверенно. Переходит из положения сидя в положение для ползания. Ползает некоординированно. Встает на колени у опоры и удерживается в таком положении.

Развитие моторики

1. Стимулировать активное ползание в разных направлениях: под стол за игрушкой, с ускорением в игре «Догоню» (увеличивая скорость ползания); преодолевая препятствия (например, подушку), огибая препятствие, стоящее на пути к игрушке (например, низкую скамеечку).

2. Побуждать ребенка самостоятельно садиться из разных положений (из положения лежа на животе, на спине, из положения на четвереньках.)

3. Учить ребенка садиться, удерживаясь за палочку (сначала держась двумя руками, а затем одной рукой).

4. Тренировать равновесие в положении сидя. С этой целью можно предложить ребенку посидеть на небольшой надувной подушке, помогая ему опираться на руки при раскачивании. При этом нужно обязательно подстраховывать ребенка.

Для тренировки равновесия при сидении можно использовать небольшой надувной круг для плавания. Это упражнение имеет два варианта. В первом случае ноги ребенка находятся внутри круга, а во втором – с внешней стороны. При балансировании ребенка нужно помогать ему опираться на руки и обязательно подстраховывать его.

5. Побуждать ребенка самостоятельно ложиться из разных исходных положений (из положения сидя, стоя на четвереньках).

6. Обучать умению вставать на колени у опоры: в манеже или кровати; на полу ухватившись за мебель и т. д.

7. Развивать умение вставать на ноги из положения стоя на коленях удерживаясь за опору (решетка кровати, манежа, мебель и т. д.).

8. Обучать умению опускаться у опоры из положения стоя. Этому умению лучше обучать ребенка, когда он стоит у решетки кровати. Взрослый кладет предмет (игрушку) слева (справа) от стоящего ребенка и помогает малышу достать его. Для этого взрослый опускает левую (правую) руку ребенка, держащегося за решетку, пониже, сгибает левую (правую) ногу малыша в колене и помогает ему встать на колено. Вторую ногу ребенок согнет в колене сам.

Это упражнение помогает предотвратить нежелательные последствия. Ребенок, не умеющий опускаться на колени и уставший стоять, начинает плакать и ждет, когда ему помогут. Или же малыш попытается сесть, но при неудачном приземлении, например на жесткую игрушку, он будет бояться вставать. В результате будет задерживаться освоение этой двигательной функции.

10. Учить передвигаться вдоль стены, кровати приставным шагом.

Мелкая моторика рук в норме

6–7 месяцев. Начинает захватывать мелкие предметы (пинцетный захват); берет каждой рукой по одному предмету, держит их непродолжительное время; стучит предметом; намеренно бросает предметы.

8 месяцев. Активно манипулирует предметами; при захватывании предметов пользуется щипковым захватом (большой, указательный, средний пальцы); стучит игрушкой об игрушку.

9 месяцев. Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой, сотоящей из 2–3 колец (снимает кольца); бросает предметы с замахом.

Моторика в норме

10 месяцев. Пытается вставать самостоятельно, цепляясь за решетку кровати. Стоит у опоры, держась двумя руками. С помощью «падения» переходит из положения стоя в положение сидя. Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией.

11 месяцев. Сидя опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть. Стоит у опоры, держась одной рукой. Опускается на пол, держась рукой за мебель. Уверенно ползает на руках и коленях. Ходит при поддержке за обе руки. Ходит по манежу, держась за бортики.

12 месяцев. Встает на ноги из положения стоя на одном колене или сидя на корточках с минимальной опорой на руки. Ходит боком вокруг мебели. Стоит несколько секунд самостоятельно.

Развитие моторики

1. Учить ползать, опираясь на руки и колени с перекрестной координацией.

2. Учить переходить из положения стоя в положение сидя, придерживаясь руками за опору (приседать и садиться).

3. Учить ходить по манежу, держась за него одной рукой. Корпус ребенка при этом должен располагаться перпендикулярно опоре.

4. Стимулировать активные передвижения ребенка по комнате, удерживаясь руками за опору (мебель). Побуждать малыша к передвижениям, можно с помощью игрушек.

5. Развивать умение стоять без опоры. Если ребенок продолжает стоять, удерживаясь за опору (мебель), нужно предложить ему взять в каждую руку по игрушке.

6. Тренировать шаговые движения вперед с помощью следующих упражнений:

– взрослый берет ребенка за руки и встает напротив него. Отступая назад, он привлекает малыша к себе;

– взрослый побуждает ребенка двигаться вслед за отодвигаемым предметом, например детским стулом.

7. Тренировать шаговые движения, побуждая ребенка взбираться на небольшую горку и спускаться с нее.

8. Учить ребенка подниматься на ступеньку лестницы с маленькой высотой подъема, удерживаясь за руку взрослого и перила.

Мелкая моторика рук в норме

10 месяцев. Берет предметы большим и указательным пальцами (переход от «пинцетного» захвата к «щипковому»). Начинает пользоваться указательным жестом.

11 месяцев. Пытается надевать колечки на стержень пирамидки. Активно пользуется указательным жестом. Обнаруживает, что заполучить нужные предметы можно не только непосредственно взяв их руками, но и подтянув их при помощи другого предмета.

12 месяцев. Захватывает предмет подушечками указательного и большого пальцев (формирование «щипкового» захвата). Может перелистывать страницы картонной книжки. Опускает мелкие предметы в узкое отверстие. Надевает кольцо на стержень пирамидки. Пытается ставить кубик на кубик.

Движения рук и пальцев рук

Проверьте, что он умеет:

ü Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью 3 месяца
ü Рассматривает, ощупывает и захватывает, низко висящие над грудью игрушки 4 месяца
ü Четко берет игрушки из рук взрослого 5 месяцев
ü Удерживает в руке игрушку 5 месяцев
ü Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую 6 месяцев
ü В зависимости от свойств предметов и игрушек учится их захватывать пальчиками 6 месяцев

Первые предметные действия

Проверьте, что он уже умеет делать:

ü Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую 6 месяцев
ü Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее 7 месяцев
ü Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними 8 месяцев
ü Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает) 8 месяцев
ü С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает, вынимает, гремит, нажимает и др. 9 месяцев
ü Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и складывает 10 месяцев
ü Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень и др. 11 месяцев
ü Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками: катает, водит, кормит и др. 12 месяцев
ü Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: водит, катает, кормит и др. 12 месяцев

Нужно обратиться к врачу, если ребенок не выполняет следующие действия:

в 1 месяц не следит глазами за отклонением луча фонарика вправо-влево;

в 2 месяца не прислушивается к звучанию колокольчика, не следит за погремушкой;

в 3 месяца не удерживает голову в вертикальном положении хотя бы в течение 30 секунд, не улыбается в ответ на обращенную к нему улыбку;

в 4 месяца не тянет руки к игрушкам;

в 5 месяцев не переворачивается со спины на живот;

в 6 месяцев не просится на руки к матери;

в 7 месяцев не стучит игрушкой по столу;

в 8 месяцев не стоит кратковременно при поддержке за руки; 

в 9 месяцев не ползает вперед;

в 10 месяцев не сбрасывает игрушки со стола;

в 11 месяцев не реагирует на свое имя;

в 12 месяцев не делает шаги, держась за руки взрослого, не подает взрослому игрушки;

в 13месяцев не стоит сам хотя бы 10 секунд;

в 15 месяцев не произносит слова «мама», «папа», звукоподражания;

в 16 месяцев не ходит свободно, не повторяет слова вслед за взрослым.

Литература

Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. – М., 2012.

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2005.

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. – М., 1989.

Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М., 2002.

Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – М., 1998.

Мастюкова E.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М., 2005.

Пантюхина Г.В., Печора K.JL, Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1983.

Ребенок от рождения до года / Под ред. С.Н.Теплюк. – М., 2008.

Разенкова Ю.А. В пространстве материнских рук. – М., 2004.

Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М., 2005.

Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. – М., 2003.

Фрухт Э.Л. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы // Дефектология. – № 4. – 2002 .

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи «Ресурс»

г.Екатеринбург, ул.Машинная,д.31,тел/факс(343)221-01-57

E - mail : centrresurs @ gmail . com

 

 РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Методические рекомендации для родителей

 

Составители:

Телицына О. С., Хрушкова Н.Г.

 

Год.

 

Методические рекомендации призваны помочь родителям в работе с детьми первого года жизни, имеющими перинатальные поражения центральной нервной системы. В пособии описываются особенности моторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторных функций, Кроме того, в пособии даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в моторном развитии.

 

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………….......4

2. Особенности моторного развития детей первого года жизни……………………....5

3. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми первого года жизни:...6

3.1 Первый этап развития (от рождения до 3 месяцев) ……………………………..6

3.2 Второй этап развития (от 3 до 4 месяцев)…………………………………….......9

3.3 Третий этап развития (от 4 до 6 месяцев)……………………………………......12

3.4 Четвертый этап развития (от 6 до 9 месяцев)…………………………………....14

3.5 Пятый этап развития (от 9 до 12 месяцев)…………………………………….....19

4. Контроль за своевременным развитием ребенка…………………………………....24

5. Литература………………………………………………………..................................27

Введение

Одним из важных направлений развития малыша является развитие его моторики – как общей (разнообразные движения тела), так и мелкой (движения кистей и пальцев рук).

Эволюция двигательной активности происходит в несколько этапов. Разнообразные ежедневные игры и занятия с малышом стимулируют переход от одного этапа к другому.

Игра – вот самый эффективный способ воспитания и обучения маленького ребенка. Игра – веселая и забавная, занимательная и познавательная – поможет вам в этом.

Мы предлагаем вашему вниманию разнообразные игры и упражнения для детей первого года жизни направленные на развитие моторной сферы.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 209.