Институт физической культуры и спорта
МБУ «Центр образовательных инноваций»
Всероссийская олимпиада школьников
По предмету «Физическая культура»
Методическое руководство
По проведению муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников
По физической культуре в 2018-2019 учебном году
Ижевск
2018
УДК 373.1.02:372.8
ББК 74.267.5
В-85
Утверждено
республиканской предметно-методической комиссией
по проведению Всероссийской олимпиады школьников
по физической культуре
(протокол № 2, от 30.10.2018 г.)
Составители:
Райзих А.А. – к.п. н., доцент кафедры ТМФКГиБЖ УдГУ
Максимова С.С. – доцент кафедры ТМФКГиБЖ УдГУ
Алабужев А.Е. – директор ИФКиС УдГУ, к.п.н., доцент Щенникова А.Г. – доцент кафедры ТМФКГиБЖ УдГУ
Иванова Е.С. – методист МБУ «Центр образовательных
инноваций»
В- 85 Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура»: Методическое руководство /Сост.: А.А. Райзих, С.С. Максимова, А.Е. Алабужев, Е.С. Иванова. – Ижевск, 2018. – 30 с.
В методическом руководстве содержатся программа, материалы по судейству конкурсных испытаний муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
Руководство предназначено для студентов и преподавателей физкультурных вузов, учителей физической культуры, специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Методическое руководство составлено в соответствии с требованиями Центральной предметно-методической комиссии.
УДК 373.1.02:372.8
ББК 74.267.5
© ФГБОУ ВО «Удмуртский госуниверситет, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее методическое руководство подготовлено республиканской предметно-методической комиссией по физической культуре с целью оказания помощи предметно-методическим комиссиям и жюри в подготовке, организации и проведении муниципального этапа олимпиады.
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для их подготовки.
Республиканская предметно-методическая комиссия по физической культуре выражает надежду, что представленное методическое руководство окажется полезным при проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, и желает успехов организаторам в их проведении.
В случае необходимости дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу: sport_metod@mail.ru, esivanova.mmc@mail.ru.
Председатель республиканской
предметно-методической комиссии
по физической культуре А.А. Райзих
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
По предмету «Физическая культура» в 2018-2019 уч. году
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
Муниципальный этап является отборочным этапом Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
На данном этапе в олимпиаде могут принимать участие на добровольной основе все учащиеся 7-11-х классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования Удмуртской Республики.
Соответственно по двум возрастным группам определяются победители и призеры в соответствии с квотами, определенными организаторами муниципального этапа Олимпиады.
Участники муниципального этапа вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае прохождения на следующие этапы олимпиады данные участники выполняют задания олимпиады, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады.
Рекомендуемые сроки проведения муниципального этапа: октябрь – ноябрь
текущего года, количество проводимых дней – не более 3 дней.
Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей.
Муниципальный этап олимпиады по предмету «Физическая культура» проводится по заданиям, составленным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады «на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего образования углубленного уровня…» (п. 28 Порядка).
Конкурсные испытания олимпиады должны состоять из обязательных двух видов заданий: теоретико-методического и практического.
На муниципальном этапе Центральной предметно-методической комиссией рекомендовано включать от двух до четырех практических заданий по выбору организатора соответствующего этапа олимпиады.
Содержание теоретико-методической и практической частей заданий муниципального этапа олимпиады должны соответствовать требованиям к уровню знаний и умений обучающихся соответствующих классов и выпускников основной и средней (полной) школы по образовательному предмету «Физическая культура» углубленного уровня.
Теоретико-методический тур испытания заключается в ответах и решении предложенных заданий.
Практический тур заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура» по разделам гимнастика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, гандбол, флорбол, футбол и другие), легкая атлетика, прикладная физическая культура. Организаторы могут включать в олимпиадные задания испытание по виду спорта из вариативной (региональной) части школьной программы.
Количество испытаний
Практическое испытание
Общая сумма (баллы)
Регламент испытания
Руководство испытаниями
Руководство для проведения испытания состоит из:
- назначенного представителя жюри;
- главного судьи по теоретико-методическому заданию.
2. Порядок выполнения задания
2.1. Учащиеся выполняют задание:
- 7-11-е классы – 23 ноября с 10.00;
2.2. Участники для выполнения задания обеспечиваются: вопросником, бланком ответов.
2.3. Использование мобильных телефонов, других средств связи и прочих информационных носителей, а также общение между участниками во время выполнения задания не разрешается.
2.4. Нарушение пункта 2.3. штрафуется аннулированием результата в теоретико-методическом испытании.
Судьи
3.1. Главный судья по теоретико-методическому заданию определяет состав судейской бригады, оценивающей качество выполнения задания.
Программа испытаний
Участники отвечают на вопросы тестового задания. Тематика вопросов соответствует требованиям углубленного уровня знаний выпускников основной и средней (полной) общей школы по образовательной области «Физическая культура».
Оценка исполнения
Оценку составляют баллы, начисляемые за количество правильных ответов на задания:
а. в закрытой форме;
б. в открытой форме;
в. на соотнесение понятий и определений (на соответствие);
г. процессуального или алгоритмического толка;
д. в форме, предполагающей перечисление;
е. с графическими изображениями двигательных действий;
ж. кроссворд.
Таблица 2
Класс
Типы и количество заданий
Количество заданий
Время выполнения заданий
45 минут
Предлагаемые вопросы разработаны по разделам:
Культурно-исторические основы физической культуры – соотношение понятий «культура» и «физическая культура»; отличительные признаки физической культуры; смысл и взаимосвязь понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство»; история возникновения и этапы развития физической культуры; общая характеристика основных направлений использования физической культуры в современном обществе; история игр Олимпиады и современного спортивного движения.
Специфическая направленность физического воспитания – взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания; смысл основных специфических задач, решаемых в процессе физического воспитания; физические упражнения как средства физического воспитания, их содержание и техника; использование естественных сил природы и гигиенических факторов в физическом воспитании.
Основы теории и методики обучения двигательным действиям – двигательные действия как предмет обучения в физическом воспитании; умения и навыки как способы управления движениями, их отличительные признаки и закономерности формирования; особенности этапов обучения; роль подводящих, подготовительных и идеомоторных упражнений в процессе обучения; методы расчленено-конструктивного и целостно-аналитического упражнения, избирательного и сопряженного воздействия в процессе обучения.
Основы теории и методики воспитания физических качеств – общая характеристика физических качеств; способы оценки уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координированности и их разновидностей; регламентация нагрузки и отдыха как основа методики воспитания физических качеств; влияние нагрузки и её компонентов на процессы адаптации; методика воспитания основных физических качеств и их разновидностей.
Формы организации занятий в физическом воспитании – взаимодействие эффектов отдельных занятий физическими упражнениями как основа непрерывности физического воспитания; разнообразие форм занятий; характерные черты урочных форм занятий; особенности содержания самодеятельных тренировочных занятий общеукрепляющей, общеподготовительной и общеразвивающей направленности; особенности содержания утренней гигиенической гимнастики, физкультурных минуток и пауз, микросеансов упражнений, физкультурно-рекреативных занятий, соревнований.
Методика решения некоторых частных задач физического воспитания – осанка и её роль в процессе укрепления и сохранения здоровья; характерные признаки правильной осанки и методика её формирования; общее представление о нормальном телосложении, возможности физического воспитания в процессе формирования желаемых параметров частей тела, методики увеличения мышечной массы тела и её влияние на состояние здоровья; причины, вызывающие тучность и ожирение; методика использования физических упражнений в процессе снижения избыточной массы тела.
Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания – здоровый образ жизни, режим дня, рациональное питание, закаливание, основы личной гигиены, профилактика травматизма.
Оценка исполнения
Оценку составляют баллы, начисляемые за количество правильных ответов на задания.
Максимальное количества баллов, которое возможно набрать участнику в теоретико-методическом задании формируется из суммы максимально возможных баллов по каждому типу заданий. Данный показатель будет необходим для выведения «зачетного» балла каждому участнику олимпиады в теоретико-методическом задании при расчете по формуле:
К * N i
Х i = ------------------------ , где
M
Х i – зачетный» «балл i-го участника;
К – максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании (по регламенту – 30);
N i – результат i-го участника в конкретном задании;
M – максимально возможный результат в теоретико-методическом задании (для каждой возрастной группы свой).
Обращаем Ваше внимание, что максимальное количество «зачетных» баллов за теоретико-методический тур (в нашем случае для каждой возрастной группы свой максимальный балл) может получить участник, набравший максимальный результат в данном испытании, т.е., выполнивший все задания без ошибок. Участник, показавший лучший результат, но НЕ набравший в теоретико-методическом испытании максимальное количество баллов НЕ МОЖЕТ получить максимальный зачетный балл – 30.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ
Конкурсное испытание заключаются в выполнении упражнений базовой части Примерной программы по физической культуре по разделам: «Гимнастика», «Легкая атлетика».
Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции (на стадионе, в манеже или в парке):
- девочки (7-8 кл.) - 600 м ;
- мальчики (7-8 кл.) - 1000 м;
- девушки (9-11 кл.) - 1000 м;
- юноши (9-11 кл.) - 2000 м
Фиксируется время преодоления дистанции.
ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Руководство испытаниями
1.1. Руководство для проведения испытаний состоит из:
- назначенного представителя жюри;
- главного судьи по испытанию;
- судей.
Участники
2.1. Участники должны быть одеты: в спортивные шорты, футболку и кроссовки
2.2. Использование украшений не допускается.
2.3. При нарушении требований к спортивной форме участник может быть наказан штрафом: прибавлением 5 секунд или не допущен к испытаниям.
Порядок выступления.
3.1. Для проведения испытаний участники распределяются по забегам согласно жеребьевки.
3.2. Прежде чем участник начнет свое выступление, должны быть четко объявлены его имя, фамилия.
3.3. Все участники одного забега должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.
3.4. За нарушения, указанные в п.п. 3.3 и 3.4, главный судья имеет право наказать участника штрафом 5 с., а в случае грубого нарушения – отстранить от участия в испытаниях.
Разминка
4.1. Перед началом выступлений участникам предоставляется разминка.
Судьи
5.1. Главный судья определяет составы судейских бригад, оценивающих выступления девочек/девушек и мальчиков/юношей.
5.2. Каждая бригада состоит из арбитра и судей.
Время выступления
Запуск секундомера осуществляется с выстрелом, сигнализирующим старт забега, остановка секундомера осуществляется после пересечения участником линии финиша.
Время, затраченное участником на выполнение упражнения, определяется с точностью до 0,01 с.
Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на выполнение задания.
7. Оценка выполнения
Практическое задание по легкой атлетике определяется по показанному времени каждым участником на соответствующей дистанции. Участнику, показавшему лучшее время, начисляется максимально возможные «зачетные» баллы (35 баллов); остальные результаты практических испытаний по легкой атлетике учащихся 7-8, 9-11-х классов определяется по формуле:
, где:
- зачетный балл участника;
- коэффициент (удельный вес задания) - 35;
- лучший результат (в сек.);
- результат участника (в сек.).
.
ГИМНАСТИКА
(учащиеся 7-8-х классов)
Программа испытаний
1.Испытания девочек и мальчиков 7-8-х классов проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, которое имеет строго обязательный характер, с возможностью добавления в начало упражнения двух элементов из разных структурных групп, указанных в таблицах трудности 3,4 (в этом случае оценка за трудность упражнения повышается).
В случае изменения установленной последовательности обязательных элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом исполнения.
Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание, динамично, слитно, без неоправданных пауз. Фиксация статических элементов не менее 2 секунд.
Для выполнения упражнения участникам предоставляется только одна попытка.
Базовая трудность
Максимальная трудность
Структурные
Группы
Стоимость элементов
Таблица 4
Элементы трудности (девочки 7-8-х классов)
Структурные Группы |
Стоимость элементов | ||
1,0 балл | 1,5 балла | 2,0 балла | |
Равновесия (держать 2 с) | В приседе на носке одной ноги, другую вперед, руки в стороны («пистолет») | Фронтальное равновесие с захватом (пятка поднятой ноги на уровне плеч) | Фронтальное равновесие (пятка поднятой ноги на уровне плеч) |
Мосты (держать 2 с) | Из стойки ноги врозь наклоном назад мост, поворот кругом в упор присев | Из стойки ноги врозь наклоном назад мост на одной, другая согнута, поворот кругом в упор присев | Из стойки ноги врозь наклоном назад мост, встать в стойку ноги врозь |
Кувырки Вперед | Кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь | Кувырок вперед прыжком | Стойки на руках, (обозначить) кувырок вперед |
Повороты на одной ноге | Одноименный поворот на одной на 360°, другая согнута, носок у колена | Разноименный поворот на одной на 360°, другая согнута, носок у колена | Одноименный поворот на одной на 540°, другая согнута, носок у колена |
Требования к выполнению упражнения
4.1. Упражнение обязательного характера с возможностью добавления двух элементов, указанные в таблицах трудности, должно иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться со сменой направления, без неоправданных пауз и должно представлять собой логично выстроенную композицию двигательных действий. Нарушение композиционной целостности упражнения наказывается сбавкой 0,5 балла.
4.2. В случае изменения установленной последовательности обязательных элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
Участники
5.1. Девочки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами». Раздельные купальники запрещены.
5.2. Мальчики могут быть одеты в гимнастические майки, ширина лямок которых не должна превышать 5 см, трико или спортивные шорты, не закрывающие колен.
5.3. Футболки и майки не должны быть одеты поверх шорт, трико или «лосин».
5.4. Упражнение может выполняться в носках, гимнастических тапочках («чешках») или босиком.
5.5. Использование украшений и часов не допускается.
5.6. Нарушение требований к спортивной форме наказывается сбавкой 0,5 балла с итоговой оценки участника.
Порядок выступлений
6.1. Для проведения испытаний участники распределяются по сменам согласно жеребьевки.
6.2. Перед началом испытаний при формировании очередной смены каждый участник должен предъявить судье при участниках документ, удостоверяющий личность.
6.3. В каждой смене участники выполняют акробатическое упражнение в порядке, определяемом стартовым протоколом.
6.4. Для выполнения упражнения участникам предоставляется только одна попытка.
6.5. Прежде чем участник начнет свое выступление, должны быть четко объявлены его фамилия и имя. После вызова у участника есть 10 сек., чтобы начать выполнение упражнения. Упражнение, выполненное без вызова, не оценивается.
6. 7. Если участник при выполнении упражнения допустил неоправданную, явно выраженную паузу более 5 секунд, упражнение прекращается и оценивается только его выполненная часть.
6. 8.Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание. При нарушении данного требования производится сбавка 0,5 балла.
6.9. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения на акробатической дорожке и заканчивается фиксацией основной стойки после окончания упражнения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука.
6.10. Представителям делегаций не разрешается разговаривать, вести фото и видеосъёмку во время выполнения упражнения. Мобильные телефоны должны быть выключены.
6. 11. Все участники одной смены должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.
6. 13. За нарушения, указанные в п.6.10. и главный судья имеет право удалить представителя района из зала. За нарушение, предусмотренное п.6.11 - наказать участника снижением оценки на 0,5 балла, а в случае повторного нарушения — отстранить от участия в испытаниях.
Повторное выступление
7.1. Выступление участника не может быть начато повторно, за исключением случаев, вызванных непредвиденными обстоятельствами, к которым относятся: поломка гимнастического оборудования, произошедшая в процессе выступления; неполадки в работе общего оборудования - освещение, задымление помещения и т.п.; появление на акробатической дорожке (ковре) или в непосредственной близости от него посторонних предметов, создающих опасную ситуацию.
7.2. При возникновении указанных выше ситуаций, участник должен немедленно прекратить выступление. Если выступление будет завершено, оно будет оценено.
7.3. Только Председатель судейского жюри имеет право разрешить повторное выполнение упражнения. В этом случае участник выполняет своё упражнение сначала, после выступления на данном виде испытаний всех участников смены.
7.4. Если выступление прервано по вине участника, повторное выполнение упражнения не разрешается.
Разминка
8.1. Перед началом выступлений участникам предоставляется разминка из расчёта не более 20 секунд на одного человека.
Судьи
9.1. Для руководства испытаниями назначается судейское жюри.
9.2. Жюри состоит из двух судейских бригад
9.3. Бригада «А», оценивает трудность выполненного упражнения, бригада «В» - технику и стиль исполнения.
Золотое правило»
10.1. Акробатическое упражнение должно соответствовать способностям и возможностям исполнителя. Ради увеличения оценки не следует идти на неоправданный риск, связанный с выполнением элементов повышенной трудности, жертвуя надёжностью, стилем и технической чистотой исполнения.
11. Оценка трудности упражнения бригадой «А»
11.1. Общая суммарная стоимость выполненных участником акробатических элементов трудности составляет оценку за трудность.
11.2. Базовая трудность равна 9.0 баллам, максимально возможная 13, 0
11.3. Заявленные участником акробатические элементы, указанные в таблицах 3 и 4, засчитываются, если они выполнены без ошибок, приводящих к их сильному, до неузнаваемости, искажению.
Окончательная оценка
13.1. Общая стоимость всех выполненных элементов участником, включая элементы повышенной трудности, указанные в соответствующих таблицах 3,4 составляют оценку за трудность упражнения. К оценке за трудность добавляется оценка за исполнение упражнения, при выведении которой из 10,0 баллов вычитаются сбавки за ошибки в технике выполнения элементов трудности, а также связующих элементов и соединений. Из полученной суммы вычитаются сбавки за нарушение к спортивной форме, продолжительности и композиционной целостности упражнения.
13.2. Максимально возможная окончательная оценка 23,0 балла.
Оценка исполнения
Расчет зачетных баллов практического испытания по гимнастике для учащихся 7-8-х классов производится по формуле 1:
1) , где:
- зачетный балл участника;
- коэффициент (удельный вес задания) – 35;
- результат участника в конкретном задании;
- максимально возможный результат – 23,0 баллов
15. Оборудование
15.1. Акробатическое упражнение выполняется на дорожке не менее 12 м в длину и 1,5 м в ширину. Вокруг акробатической дорожки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов
ГИМНАСТИКА
(учащиеся 9 - 11-х классов)
Программа испытаний
1. Испытания девушек и юношей проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, которое имеет строго обязательный характер с возможностью замены выделенных жирным шрифтом обязательных элементов на более сложные, указанные в таблицах трудности (в этом случае оценка за трудность упражнения повышается). В случае изменения установленной последовательности обязательных элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, включенный в упражнение, или заменил его другим, оценка снижается на указанную в программе стоимость элемента. Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом исполнения.
Для выполнения упражнения участникам предоставляется только одна попытка.
Базовая трудность
Структурные
Группы
Стоимость элементов
Примечание:
Для замены выделенного элемента можно использовать только один элемент, имеющий повышенную трудность.
Требования к выполнению отдельных элементов юношами
А . Равновесия (удержание 2 секунды)
А1 - равновесие на одной ноге – туловище и свободная нога подняты выше горизонтали, опорная нога прямая.
А2- фронтальное равновесие с захватом - пятка поднятой ноги на уровне плеч, свободная рука в сторону.
А3 – боковое равновесие - туловище и свободная нога на уровне горизонтали, опорная нога прямая.
А . Равновесия в седах и упорах (удержание 2 секунды)
А1 – сед углом, руки в стороны - незначительное отклонение туловища от вертикального положения, пятки подняты выше уровня глаз.
А2- упор углом ноги вместе - ноги прямые, пятки пола не касаются.
А3 – упор углом ноги врозь - ноги разведены на угол не менее 90° в горизонтальной плоскости, ноги прямые, пятки пола не касаются.
В . Стойки (удержание 2 секунды)
В1 - стойка на голове и руках согнув ноги –бедра параллельно полу.
В2 - стойка на голове и руках – вертикально, без излишнего прогиба в пояснице.
В3 – стойка на голове и руках (силой) - выход в стойку без отталкивания ногами от опоры.
С. Кувырки вперед
С1 – кувырок вперед - плотная группировка, без отталкивания руками от опоры при завершении
С2 – кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь – ноги прямые, без удара о пол при завершении.
С3 – кувырок вперед прыжком – явно выраженная фаза полета, завершение элемента без потери темпа.
D . Кувырки назад
D 1 - кувырок назад в упор стоя согнувшись - плотная группировка, упор ноги прямые.
D 2 - кувырок назад согнувшись - ноги выпрямлены и вместе, мягкая, без удара постановка ног на опору.
D 3 - кувырок назад в стойку на руках - ноги выпрямлены, фиксация стойки на руках 1 секунда.
Е. Прыжки
Е1 - прыжок вверх ноги врозь - выполняется строго с вертикальным положением тела, ноги разведены на угол не менее 90°.
F . Перевороты
F 1, F 2, F 3 - переворот в сторону («колесо»), переворот в сторону («колесо») с опорой на одну руку, переворот в сторону с поворотом на 90° («рондат») - прохождение вертикали без сгибания в плечевых и/или тазобедренных суставах и потери темпа.
Р. Повороты
Р1 - Р3 – одноимённые и разноимённый поворот на 360°, 540° в стойку ноги врозь, руки в стороны (свободная нога согнута, носок прижат к колену опорной ноги) – выполняются вертикально с выпрямленным положением тела строго на носке опорной ноги без переступаний и подскоков. Недоворот стопы при завершении на угол более 45° - ошибка невыполнения.
Базовая трудность
Таблица элементов трудности для девушек 9 – 11-х классов
Таблица 6
Элементы трудности (девушки 9 – 11-х классов)
Структурные
Группы
Стоимость элементов
Примечание:
Для замены выделенного элемента можно использовать только один элемент, имеющий повышенную трудность
Требования к выполнению отдельных элементов девушками
Девушки выполняют элементы трудности с учётом основных требований, предъявляемых к аналогичным элементам у юношей.
Дополнительно
В. Стойки на лопатках
В1, - стойки на лопатках - полностью выпрямленное вертикальное положение тела.
С. Кувырки вперед
С1 – кувырок вперед - плотная группировка, без отталкивания руками от опоры при завершении
С2 – кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь – ноги прямые, без удара о пол при завершении.
С3 – кувырок вперед прыжком – явно выраженная фаза полета, завершение элемента без потери темпа.
D . Кувырки назад
D 1 – кувырок назад - плотная группировка, без касания коленями опоры.
D 1 - кувырок назад согнувшись ноги врозь - ноги выпрямлены и врозь, мягкая, без удара постановка ног на опору.
Н. Мосты (удержание 2 секунды)
Е. Прыжки
Е3 - прыжок вверх ноги врозь правой (левой) - выполняется строго с вертикальным положением тела, ноги разведены на угол не менее 90°.
Требования к выполнению упражнения
4.1. Упражнение обязательного характера с возможностью замены выделенным шрифтом обязательных элементов на более сложные, указанные в таблицах трудности, должно иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться со сменой направления, без неоправданных пауз и должно представлять собой логично выстроенную композицию двигательных действий. Нарушение композиционной целостности упражнения наказывается сбавкой 0,5 балла.
4.2. В случае изменения установленной последовательности обязательных элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
4.3.Продолжительность упражнения, имеющего базовую трудность, как у девушек, так и у юношей не должна превышать 1 минуты 10 секунд.
Участники
5.1. Девочки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами». Раздельные купальники запрещены.
5.2. Мальчики могут быть одеты в гимнастические майки, ширина лямок которых не должна превышать 5 см, трико или спортивные шорты, не закрывающие колен.
5.3. Футболки и майки не должны быть одеты поверх шорт, трико или «лосин».
5.4. Упражнение может выполняться в носках, гимнастических тапочках («чешках») или босиком.
5.5. Использование украшений и часов не допускается.
5.6. Нарушение требований к спортивной форме наказывается сбавкой 0,5 балла с итоговой оценки участника.
6. Порядок выступлений
6.1. Для проведения испытаний участники распределяются по сменам согласно жеребьевки.
6.2. Перед началом испытаний при формировании очередной смены каждый участник должен предъявить судье при участниках документ, удостоверяющий личность.
6.3. В каждой смене участники выполняют акробатическое упражнение в порядке, определяемом стартовым протоколом.
6.4. Перед началом испытаний каждый участник должен предъявить судье при участниках формуляр, в которой указываются идентификационные номера и стоимость всех элементов трудности в порядке их выполнения. В противном случае стоимость этих элементов не будет засчитана, а участник не допускается до испытаний.
6.5. Для выполнения упражнения участникам предоставляется только одна попытка.
6.6. Прежде чем участник начнет свое выступление, должны быть четко объявлены его фамилия и имя. После вызова у участника есть 10 сек., чтобы начать выполнение упражнения. Упражнение, выполненное без вызова, не оценивается.
6.7. Если акробатическое упражнение выполняется более 1 мин 10 сек. оно прекращается и оценивается только его выполненная часть. За 10 сек. до окончания указанного времени подаётся предупреждающий сигнал.
6. 8. Если участник при выполнении упражнения допустил неоправданную, явно выраженную паузу более 5 секунд, упражнение прекращается и оценивается только его выполненная часть.
6. 9.Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание. При нарушении данного требования производится сбавка 0,5 балла.
6.10. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения на акробатической дорожке и заканчивается фиксацией основной стойки после окончания упражнения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука.
6.11. Представителям делегаций не разрешается разговаривать, вести фото и видеосъёмку во время выполнения упражнения. Мобильные телефоны должны быть выключены.
6. 12. Все участники одной смены должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.
6. 13. За нарушения, указанные в п.6.11. и главный судья имеет право удалить представителя района из зала. За нарушение, предусмотренное п.6.12. - наказать участника снижением оценки на 0,5 балла, а в случае повторного нарушения — отстранить от участия в испытаниях.
Повторное выступление
7.1. Выступление участника не может быть начато повторно, за исключением случаев, вызванных непредвиденными обстоятельствами, к которым относятся: поломка гимнастического оборудования, произошедшая в процессе выступления; неполадки в работе общего оборудования - освещение, задымление помещения и т.п.; появление на акробатической дорожке (ковре) или в непосредственной близости от него посторонних предметов, создающих опасную ситуацию.
7.2. При возникновении указанных выше ситуаций, участник должен немедленно прекратить выступление. Если выступление будет завершено, оно будет оценено.
7.3. Только Председатель судейского жюри имеет право разрешить повторное выполнение упражнения. В этом случае участник выполняет своё упражнение сначала, после выступления на данном виде испытаний всех участников смены.
7.4. Если выступление прервано по вине участника, повторное выполнение упражнения не разрешается.
Разминка
8.1. Перед началом выступлений участникам предоставляется разминка из расчёта не более 20 секунд на одного человека.
Судьи
9.1. Для руководства испытаниями назначается судейское жюри.
9.2. Жюри состоит из двух судейских бригад
9.3. Бригада «А», оценивает трудность выполненного упражнения, бригада «В» - технику и стиль исполнения.
Золотое правило»
10.1. Акробатическое упражнение должно соответствовать способностям и возможностям исполнителя. Ради увеличения оценки не следует идти на неоправданный риск, связанный с выполнением элементов повышенной трудности, жертвуя надёжностью, стилем и технической чистотой исполнения.
11. Оценка трудности упражнения бригадой «А»
11.1. Общая суммарная стоимость выполненных участником акробатических элементов трудности составляет оценку за трудность.
11.2. Базовая трудность у юношей равна 12,6 баллам, максимально возможная 17,7 балла, базовая трудность у девушек - 11,4 баллов, максимально возможная 18,5 балла.
11.3. Заявленные участником акробатические элементы, указанные в таблицах 5 и 6, засчитываются, если они выполнены без ошибок, приводящих к их сильному, до неузнаваемости, искажению.
Окончательная оценка
13.1. Общая стоимость всех выполненных элементов, включая заявленные участником элементы повышенной трудности, указанные в соответствующих таблицах и составляют оценку за трудность упражнения. К оценке за трудность добавляется оценка за исполнение упражнения, при выведении которой из 10,0 баллов вычитаются сбавки за ошибки в технике выполнения элементов трудности, а также связующих элементов и соединений. Из полученной суммы вычитаются сбавки за нарушение к спортивной форме, продолжительности и композиционной целостности упражнения.
13.2. Максимально возможная окончательная оценка у юношей 27,7 и девушек 26,7 балла.
13.3. Расчет зачетных баллов практического испытания по гимнастике для учащихся 9-11-х классов производится по формуле:
, где:
- зачетный балл участника;
- коэффициент (удельный вес задания) – 35;
- результат участника в конкретном задании;
- лучший результат участника.
14. Оборудование
14.1. Акробатическое упражнение выполняется на дорожке не менее 12 м в длину и 1,5 м в ширину. Вокруг акробатической дорожки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов
.
Подведение итогов олимпиады
Окончательные результаты всех участников фиксируются в итоговой таблице (Exсel), представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке.
На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной муниципальным оргкомитетом, жюри определяет победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады.
Итоговые протоколы заседания жюри муниципального этапа олимпиады среди учащихся 7-11 классов должны быть представлены в АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей» не позднее 27 ноября 2018 года в установленной форме электронный вариант в формате Exсel, отдельно юноши и девушки)
В случае выявления нарушений при проверке работ и подсчете результатов муниципального этапа Олимпиады, региональная предметно-методическая комиссия по предмету «Физическая культура» оставляет за собой право отказать во включении представителей Муниципальных образований в списки участников Регионального этапа.
Приложение
Элементы
Подпись участника:
Институт физической культуры и спорта
МБУ «Центр образовательных инноваций»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 329.