Рассмотрение и анализ документального материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных сил в Восточной Европе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Ознакомиться с общественно-политическими процессами и деятельностью политических партий в Восточной Европе в конце 80-х гг.

Задание:

  1. Дать определение термину «бархатная революция». К событиям какого государства можно отнести данный термин и почему?
  2. Дать краткую оценку противостояния профсоюзного объединения «Солидарность» и официальной власти в Польше.
  3. Перечислить государственные образования, возникшие в ходе начала распада «Югославии». Почему произошел распад Югославии?
  4. Перечислить основные причины падения Берлинской стены.

Краткие теоретические сведения

Формально изменения, начавшиеся в Советском Союзе в 1985 г., были одобрены и поддержаны руководством коммунистических партий восточноевропейских стран. Были сделаны аналогичные заявления, приняты соответствующие постановления и решения, но в действительности советская «перестройка» вызвала резко негативную реакцию.

В 1989–1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти. Они получили два названия: а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии).

Революции 1989–1990 г. в странах региона явились результатом общенациональных кризисов, сочетания внутренних и внешних факторов. Основной внешнеполитической предпосылкой явилась «перестройка» в СССР, подготовившая слом прежней системы идейно и политически: имеется в виду гласность, новое в идеологии, отказ Москвы от диктата в социалистическом лагере. Следует заметить, что социализм как путь развития и его сталинская модель были для стран Европы в целом инородны. Ни одна из них не смогла к нему адаптироваться ни через национальную специфику, ни через частичные реформы, ни через кризисы. Консервативная административно-командная система превратилась в тормоз развития: фактическая однопартийность не позволяла учитывать требования времени; монополия на власть вела к политической и моральной деградации руководящего слоя партийно-государственного и хозяйственного аппарата;

Порядок выполнения

1. На основании теоретического материала и самостоятельного поиска информации в учебнике необходимо ознакомиться с политической обстановкой в Восточной Европе, выяснить причины революционных событий и описать ход событий. Дать определение термину «бархатная революция». К событиям, какого государства можно отнести данный термин и почему?

2. Дайте краткую оценку противостояния профсоюзного объединения «Солидарность» и официальной власти в Польше.

3. Перечислите государственные образования, возникшие в ходе начала распада «Югославии». На основе имеющегося материала ответьте на вопрос: «Почему произошел распад Югославии?»

4. Перечислить основные причины падения Берлинской стены.

 

Содержание отчета

1. Задание 1.

2. Задание 2.

3. Задание 3.

4. Задание 4.

5. Вывод

 

Контрольные вопросы:

1. Зачем СССР поддерживал такой регион как Восточная Европа?

2. Почему коммунистические режимы так и не смогли прижиться в Восточной Европе?

2. Почему Берлинская стена стала одним из символов «Холодной войны»? и почему она была так ненавистна жителям Германии?

 

Практическое занятие № 5

Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг, анализ программных документов и взглядов

Цель: Ознакомиться с взглядами и идеями политических деятелей СССР конца 80-х годов.

Задание: Определить и привести примеры взглядов и идей политических деятелей СССР конца 80-х гг.

Порядок выполнения

1. Необходимо найти и указать биографические данные, этапы политической карьеры, политические убеждения, взгляды и отношение к перестройке в 80-е гг. Данные занести  в таблицу. Работа выполняется по вариантам. Для этого обучающиеся делятся преподавателем на 3 варианта.

Работа по вариантам:

I вариант: привести примеры политических взглядов и идей следующих политических деятелей – Б. Н. Ельцина, Е. К. Лигачева, А. И. Лукьянова

       Б. Н. Ельцин                    Е. К. Лигачев              А. И. Лукьянов

II вариант: привести примеры политических взглядов и идей следующих политических деятелей – А. А. Собчака, А. Н. Яковлева, Н. И. Рыжкова

        А. А. Собчак                            А. Н. Яковлев                  Н. И. Рыжков

III вариант: привести примеры политических взглядов и идей следующих политических деятелей – М. С. Горбачева, Е. Т. Гайдара, А. И. Лукьянова.

   С. Горбачев                     Е. Т. Гайдар                      А. И. Лукьянов

 

Таблица 1

Ф.И.О., годы жизни Основные этапы политической карьеры Основные взгляды (идеи) Отношение к перестройке

 

2.Сделать вывод по проделанной работе.

Содержание отчета

1. Заполненная таблица 1.

2. Вывод.

Контрольные вопросы:

1. Как Вы оцениваете внутреннюю политику М. С. Горбачева?

2. Как Вы оцениваете внутреннюю политику Б. Н. Ельцина?

 

Практическое занятие № 6

Дата: 2018-12-28, просмотров: 554.