МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
для специальности:
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Челябинск
2017
Содержание:
Введение
Практическое занятие № 1 Анализ документов по разным аспектам политики СССР в 80-е годы…………………………………………………………………7
Практическое занятие № 2 Особенности развития культуры СССР в 70-е – 80-е годы………………………………………………………………………….10
Практическое занятие № 3 Основные направления внутренней и внешней политики СССР в 80-е годы…………………………………………………….11
Практическое занятие № 4 Деятельность политических партий в Восточной Европе в конце 80-х годов……………………………………………..………..15
Практическое занятие № 5 Политические деятели СССР конца 80-х гг. Основные взгляды и идеи……………………………………………………….17
Практическое занятие № 6 Экономические, политические и культурные события страны в 80-е годы..……..…………………………………………….19
Практическое занятие № 7 Причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 90-е годы……………………………………………………………….20
Практическое занятие № 8 Программные документы ООН, ЮНЕСКО и ЕС в отношении РФ…………………………………………………………………..23
Практическое занятие № 9 Международные доктрины об устройстве мира. Место России в этих проектах…………………………………………………25
Практическое занятие № 10 Договоры РФ со странами СНГ по вопросам внешней политики………………………………………………………………28
Практическое занятие № 11 Конфликт на Северном Кавказе: причины, участники, программные документы и основные политические деятели сторон……………………………………………………………………………29
Практическое занятие № 12 Территориальное устройство РФ в 1993-2009 года………………………………………………………………………………30
Практическое занятие № 13 Анализ основных документов международных организаций в сфере глобализации жизни общества глазами граждан РФ….32
Практическое занятие № 14 Основные образовательные проекты РФ………33
Практическое занятие № 15 Традиции национальных культур народов России…………………………………………………………………………….35
Практическое занятие № 16 Основные конфессии России: диалог культур……...........................................................................................................36
Практическое занятие № 17 Экстремистские молодежные организации современной России..…………………………………………………….……..37
Практическое занятие № 18 Перспективы развития России в области политики, экономики, социальной сферы и культуры………………………..38
Практическое занятие № 19 Внешнеполитический курс современной России..…………………………………………………………………………...39
Практическое занятие № 20 Важнейшие научные и технические достижения современной России……………………………………………………………..40
Список рекомендуемой литературы………………………………...………….42
Введение
Методическое пособие составлено в соответствии с примерной программой ОГСЭ.02 История для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Методическое пособие для практических работ является руководством для проведения практических занятий по дисциплине ОГСЭ.02 История для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Пособие предусматривает проведение 20 практических работ. На выполнение практических работ программой предусмотрено 44 часа.
В ходе практических занятий обучающиеся закрепляют уже полученные имеющиеся знания, обобщают их. Практические занятия призваны научить правильному применению умения поиска исторической информации, ее систематизации, анализа, выделения главного и отсеивания ненужных источников
Основная задача практических занятий по дисциплине «История» – сформировать у обучающихся системные знания по основным событиям истории России конца XX века, а также вооружить их навыками и умениями по поиску информации, расширения кругозора, воспитания у обучающихся патриотизма и умения ориентироваться в окружающей действительности.
В результате выполнения практических занятий по дисциплине «История» обучающиеся
должны уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
должны знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Практические занятия проводятся в учебном кабинете «История», где имеется соответствующее оборудование:
- посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя;
- технические средства обучения: мультимедийный проектор и ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
- наглядные пособия: тематические плакаты, политическая карта мира.
Практические занятия проводятся после изучения соответствующей темы и проверки знаний обучающихся. Каждый обучающийся оформляет отчет по практической работе. Отчет по практическим занятиям оформляется в рабочей тетради и должен содержать:
-тему и цели занятия,
-задания по практической работе,
- выполненное практическое задание,
-вывод по работе,
- ответы на контрольные вопросы.
При подготовке к каждому заданию обучающиеся должны повторить материал темы, указанной преподавателем. Перед проведением первого практического занятия с обучающимися необходимо провести инструктаж по технике безопасности с соответствующим оформлением в журнале инструктажа.
Методическое пособие по выполнению практических работ содержит краткий справочный теоретический материал, необходимый для выполнения работ. Выполняя практические работы, обучающиеся приобретают навыки работы с учебной литературой, источниками, что понадобится в дальнейшей профессиональной деятельности.
Практическое занятие № 1
Порядок выполнения
1. Опираясь на анализ вышеизложенных документов выделите основные направления идеологической политики СССР периода 80-х гг., основные направления социальной политики СССР периода 80-х гг., а также основные направления экономической политики СССР периода 80-х гг. Эти проблемы необходимо не просто выписать, а проанализировать, определить пути решения и всю полученную информацию занести в таблицу.
Таблица 1
Сфера | Содержание проблемы | Пути решения проблемы |
Экономическая сфера | ||
Политическая сфера | ||
Социальная сфера |
2. Изучите приведенный отрывок из доклада генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС. Ответьте на вопрос: В чем суть внешнеполитической концепции СССР времен перестройки?
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1.
2. Ответы на вопросы
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Какие можно выделить основные положения идеологической политики 80-х годов в СССР?
Практическое занятие № 2
Порядок выполнения
1.Ознакомьтесь с основными направлениями в культуре СССР 70-80-х годов. Необходимо описать основные художественные направления культуры СССР в указанный период, определить не только каким образом развивались в двадцатилетний период данные направления культуры с характерными стилями, направлениями, но также указать основные достижения культурны того времени, выдающихся людей и их творения. Данные занести в таблицу.
Таблица 1
Направления культуры | Общая характеристика направления культуры | Представители направления и их творческие достижения |
Живопись | ||
Архитектура | ||
Литература | ||
Наука |
2.Необходимо выяснить, каким образом Советское государство влияло на развитие культурной жизни в указанный период времени. Данное время относится к периоду правления следующих политических деятелей СССР: Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко и М. С. Горбачева. Необходимо попытаться выяснить, каким образом эти государственные деятели заботились о развитие культуры, какие меры принимали для ее развития в то время.
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1
2. Ответ на задание 2
3. Вывод по проделанной работе
Контрольные вопросы:
1. Какие новые направления появляются в различных отраслях искусства СССР в 70-80-х годах.
2. Как введение политики «Гласности» отразилось на развитии культуры?
Практическое занятие № 3
Порядок выполнения
1. Изучить отрывок документа 1 и ответить на вопрос: Какие меры принимало советское руководство во внутренней политике в указанный период времени? (данные меры выписать в краткой форме по порядку):
2. На основании документа (2), необходимо выяснить, какие внешнеполитические проблемы стояли перед Советским Союзом и на каких принципах стоит выстраивать внешнюю политику страны (проблемы должны быть указаны в краткой форме).
3. На основании документа (3), необходимо определить и записать ключевые положения по смягчению политики «холодной» войны.
Содержание отчета
1. Задание 1, 2 заполнение таблицы.
2. Задание 3.
3. Вывод
Контрольные вопросы:
Практическое занятие № 4
Порядок выполнения
1. На основании теоретического материала и самостоятельного поиска информации в учебнике необходимо ознакомиться с политической обстановкой в Восточной Европе, выяснить причины революционных событий и описать ход событий. Дать определение термину «бархатная революция». К событиям, какого государства можно отнести данный термин и почему?
2. Дайте краткую оценку противостояния профсоюзного объединения «Солидарность» и официальной власти в Польше.
3. Перечислите государственные образования, возникшие в ходе начала распада «Югославии». На основе имеющегося материала ответьте на вопрос: «Почему произошел распад Югославии?»
4. Перечислить основные причины падения Берлинской стены.
Содержание отчета
1. Задание 1.
2. Задание 2.
3. Задание 3.
4. Задание 4.
5. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Зачем СССР поддерживал такой регион как Восточная Европа?
2. Почему коммунистические режимы так и не смогли прижиться в Восточной Европе?
2. Почему Берлинская стена стала одним из символов «Холодной войны»? и почему она была так ненавистна жителям Германии?
Практическое занятие № 5
Порядок выполнения
1. Необходимо найти и указать биографические данные, этапы политической карьеры, политические убеждения, взгляды и отношение к перестройке в 80-е гг. Данные занести в таблицу. Работа выполняется по вариантам. Для этого обучающиеся делятся преподавателем на 3 варианта.
Работа по вариантам:
I вариант: привести примеры политических взглядов и идей следующих политических деятелей – Б. Н. Ельцина, Е. К. Лигачева, А. И. Лукьянова
Б. Н. Ельцин Е. К. Лигачев А. И. Лукьянов
II вариант: привести примеры политических взглядов и идей следующих политических деятелей – А. А. Собчака, А. Н. Яковлева, Н. И. Рыжкова
А. А. Собчак А. Н. Яковлев Н. И. Рыжков
III вариант: привести примеры политических взглядов и идей следующих политических деятелей – М. С. Горбачева, Е. Т. Гайдара, А. И. Лукьянова.
С. Горбачев Е. Т. Гайдар А. И. Лукьянов
Таблица 1
Ф.И.О., годы жизни | Основные этапы политической карьеры | Основные взгляды (идеи) | Отношение к перестройке |
2.Сделать вывод по проделанной работе.
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1.
2. Вывод.
Контрольные вопросы:
1. Как Вы оцениваете внутреннюю политику М. С. Горбачева?
2. Как Вы оцениваете внутреннюю политику Б. Н. Ельцина?
Практическое занятие № 6
Порядок выполнения
1.Изучить литературу, ознакомиться с основными событиями страны в 1985 - 1991 годах и заполнить пункты по культурной, политической и экономической жизни СССР во время перестройки.
2.Сделать вывод по проделанной работе.
Содержание отчета
1. Заполнение пунктов.
2. Вывод.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «Перестройка»?
2. Какие ошибки были совершены советским руководством во время перестроечного процесса?
3. Как в целом Вы можете оценить «Перестройку»?
4. Почему можно говорить о деградации российской культуры в конце 1980-х-начале 1990-х гг.?
Практическое занятие № 7
Порядок выполнения
1. Необходимо дать определение понятию «локальный конфликт», выяснить какие существуют причины локальных конфликтов.
2. Изучить теоретический материал. Данные конфликты необходимо расписать с обязательным указанием причин, хода и итогов конфликта. Всю информацию занести в таблицу.
Параметры | Причины | Основные события конфликта |
Грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты | ||
Нагорно-карабахский конфликт | ||
Приднестровский конфликт | ||
Конфикт на Северном Кавказе | ||
Афганистанский конфликт |
3. Сделать вывод по проделанной работе.
Содержание отчета
1. Ответы на вопросы
2. Заполненная таблица
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Чем локальный конфликт отличается от войны?
2. Почему в 90-е гг. наблюдалось огромное количество локальных конфликтов на постсоветском пространстве?
3. Много ли в настоящее время текущих локальных конфликтов в мире?
Практическое занятие № 8
Военная политика
Как и ЕС, но по другим причинам, Россия так же пока не является приемлемым контрагентом интеграции в сфере безопасности, во всяком случае, в ее военной составляющей – в отсутствие ясного и конкретного общего врага. Для современной России эти причины: стагнация военной реформы из-за отсутствия эффективного политического и демократического контроля над военной организацией, наследие давних традиций милитаризма в политической элите и обществе, огромный дефицит финансирования на протяжении полутора десятилетий, неспособность ВПК приспособиться к рыночной экономике (кроме как стремясь к наращиванию военного экспорта), а также деструктивная роль политики расширения НАТО на восток и американского курса на демонтаж договоров по разоружению и одностороннее применение силы за рубежом (Югославия в 1999 г., Ирак в 2003 г.).
В результате ни вооруженные силы, ни оборонная промышленность не смогли переориентироваться на новые угрозы безопасности и новые военные потребности, которые могли бы стать основой военной интеграции с Евросоюзом и частично с НАТО. Наоборот, будучи предоставлены сами себе, армия и военная промышленность неизбежно воспроизводят привычные для себя структурообразующие военные задачи, курс военной политики и военного строительства. В итоге преобладающая часть вооруженных сил, их состав и структура, дислокация, программы оснащения военной техникой, боевая подготовка, принцип комплектования по-прежнему ориентированы на широкомасштабную или региональную войну с США, НАТО и Японией (до 80% ядерных средств и 70% сил общего назначения). Понятно, что это не может быть базой эффективного военного взаимодействия и тем более интеграции с НАТО и ЕС. Контингенты, способные участвовать в таком взаимодействии (локальные конфликты, миротворчество, инициатива по безопасности в борьбе с распространением ОМУ) едва ли достигают 2–3% армии и флота РФ. Третья группа проблем непосредственно связана с отношениями России и ЕС, а также запада в целом.
Порядок выполнения
1.Необходимо ознакомиться с такими организациями как ООН, ЮНЕСКО и ЕС и дать им определение.
2. Изучить отрывок приведенного текста. Ответить на вопросы: 1. Каким образом развивалось сотрудничество данных организаций с РФ после распада СССР. 2. В чем видят главный недостаток экспортно-сырьевой модели эксперты ЕС?
Содержание отчета
1. Выполнение задания 1
2. Ответы на вопросы задания 2
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Что такое экспортно-импортная ориентация?
2. Как Вы можете оценить политику ЕС и ООН в отношении РФ?
Практическое занятие № 9
Порядок выполнения
1. Дать определение понятию «доктрина». Ознакомиться с военной доктриной РФ от 2000 гг., определить и выписать, какие выделяются внутренние и внешнеполитические угрозы военной безопасности для нашей страны.
2. Определить место РФ в международной политике в указанный период времени.
3. Сделать вывод по проделанной работе
Содержание отчета
1. Задание 1
2. Задание 2
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Благодаря чему снижена военная угроза и агрессия по отношению к России и ее союзникам со стороны других враждебно настроенных государств?
2. Исходя из военной доктрины РФ, какую угрозу внутренней стабильности Вы посчитаете самой опасной и почему?
Практическое занятие № 10
Статья 1
Государства – участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Они обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами.
Государства – участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства – участника.
В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства – участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор.
Статья 2
Государства – участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции.
В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам – участникам в целях устранения возникшей угрозы.
Статья 3
Государства – участники образуют Совет коллективной безопасности в составе Глав государств – участников.
Статья 4
Если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора.
В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
О мерах, принятых на основании настоящей статьи, государства – участники незамедлительно известят Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства – участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.
Статья 5
Координацию и обеспечение совместной деятельности государств – участников в соответствии с настоящим Договором берет на себя Совет коллективной безопасности государств – участников и создаваемые им органы.
Статья 6
Решение об использовании сил и средств системы коллективной безопасности в соответствии со статьями 2 и 4 настоящего Договора принимается главами государств – участников.
Использование сил и средств системы коллективной безопасности за пределами территории государств – участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в соответствии с Уставом ООН и законодательством государств – участников настоящего Договора.
Статья 7
Размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств – участников регулируется специальными соглашениями.
Статья 8
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств по другим действующим двусторонним и многосторонним договорам и соглашениям, заключенным государствами – участниками с другими государствами, а не направлен против третьих стран.
Настоящий Договор не затрагивает право государств – участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Государства – участники обязуются не заключать международные соглашения, несовместимые с настоящим Договором.
Статья 9
Любые вопросы, которые возникнут между государствами – участниками относительно толкования или применения какого-либо положения настоящего Договора, будут разрешаться совместно, в духе дружбы, взаимного уважения и взаимопонимания.
Поправки к настоящему Договору смогут вноситься по инициативе одного или нескольких государств – участников и принимаются на основе взаимного согласия.
Статья 10
Настоящий Договор открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы.
Статья 11
Настоящий Договор заключается на пять лет с последующим продлением.
Любое из государств – участников имеет право выйти из настоящего Договора, если оно поставит не менее чем за шесть месяцев в известность о своем намерении других его участников и выполнит все вытекающие в связи с выходом из настоящего Договора обязательства.
Настоящий Договор подлежит ратификации каждым подписавшим его государством в соответствии с его конституционными процедурами. Ратификационные грамоты передаются на хранение Генеральному секретарю Совета коллективной безопасности (Организации Договора о коллективной безопасности), который настоящим назначается в качестве депозитария.
Настоящий Договор вступает в силу немедленно после сдачи на хранение ратификационных грамот подписавшими его государствами – участниками
Статья 1
Порядок выполнения
1. Изучить документ и назвать участников договора, выделить права и обязанности стран-участниц СНГ.
2. На основании документа определить назначение соглашения «О таможенном союзе» между РФ и Республикой Беларусь
3. На основании документа выделить те сферы, для которых подписывался договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, обязательно привести примеры с выдержками из документа.
4.Сделать вывод по проделанной работе
Содержание отчета
1. Выполненное задание 1.
2. Задание 2
3. Задание 3
4. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Для чего в первую очередь РФ подписывала данные договоры?
2. Почему именно с указанными по документам странами?
Практическое занятие № 11
Порядок выполнения
1. Необходимо выяснить политическую обстановку на Северном Кавказе в указанный период времени, с указанием политических группировок и сил, находящихся у власти, охарактеризовать экономическое состояние региона в 1990-2000-е годы.
2. По итогам изучения первой и второй чеченской компании описать основные события конфликта на Северном Кавказе в 1990-е -2000-е годы.
3. Сделать вывод по проделанной работе
Содержание отчета
1. Выполненное задание 1
2. Выполнение задания 2
3. Выполнение задания 3
4. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Чем было вызвано нестабильное положение внутри такого региона как Северный Кавказ?
2. Почему у РФ достаточно непросто складывались изначально отношения с данным регионом?
Практическое занятие № 12
Конституция Р.Ф.
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Статья 66
1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 67
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Порядок выполнения
1. Необходимо описать административно-территориальное деление РФ согласно Конституции РФ с обязательным указанием субъектов страны и типов субъектов, с описанием формы государственного устройства и формой правления, указать, какие общие черты присущи всем субъектам РФ. Подписать на карте все субъекты РФ по состоянию на 2014 год.
Карта РФ:
2. Привести примеры взаимодействия между субъектами Российской Федерации с 1993 по 2016 годы.
Содержание отчета
1. Выполненное задание 1
2. Выполнение задания 2
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Почему возникли проблемы с определением положения республики Татарстан?
2. Чем отличаются полномочия республик от полномочий областей?
Практическое занятие № 13
Порядок выполнения
1.Вспомнить и раскрыть понятие «глобализация». Ознакомиться с теоретическим материалом и ответить на вопрос: В чем заключается глобализация в истории?
2. Изучить приведенные тексты и выявить положительные и негативные стороны глобализации. Сформировать свою точку зрения на процесс глобализации.
3. Сделать вывод по проделанной работе
Содержание отчета
1. Ответ на вопрос 1.
2. Выполнение задания 2
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Когда появилась глобализация как процесс? Как она связанна с историей?
2. Как глобализация повлияла на жизнь человека?
Практическое занятие № 14
Изучение основных образовательных проектов с 1992 года с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования
Цель: Ознакомиться с основными образовательными проектами РФ
Задание: 1. Проанализировать ФЗ «Об образовании» (29.12.12 года, ст. 1, 5, 10);
2. Сформулировать причины внедрения рыночных отношений в систему Российского образования
От 29.12.2012 N 273-ФЗ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Порядок выполнения
1. Изучить представленный теоретический материал и заполнить таблицу с анализом указанных статей по ФЗ «Об образовании»
Название статьи | Содержание |
ФЗ «Об образовании» Статья 1. | |
Статья 5. | |
Статья 10. |
2. Опираясь на полученные знания сформулировать причины внедрения рыночных отношений в систему Российского образования
3. Сделать вывод по проделанной работе.
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1
2. Задание № 2
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные цели ФЗ «Об образовании»?
2. Какова система российского образования? Какие элементы она в себя включает?
Практическое занятие № 15
Порядок выполнения
1. Описать традиции и культурные особенности 5 народов России (на выбор обучающегося).
2.Сделать вывод по проделанной работе
Содержание отчета
1. Выполненное задание 1
2. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Что такое традиции и обычаи?
2. Почему многие народы России продолжают жить, соблюдая свои традиции и обычаи?
Практическое занятие № 16
Порядок выполнения
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1
2. Ответ на вопрос.
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Как и когда в России появилось православие?
2. Каким образом удается соседство в России многих конфессий?
3. Регулируются ли законодательно отношения между разными конфессиями в РФ и каким образом?
Практическое занятие № 17
Порядок выполнения
1.Изучить и дать краткую характеристику основным видам экстремизма (националистический, религиозный, политический, подростково-молодежный). Данные занести таблицу.
Таблица 1
Виды экстремизма | Особенности и содержание | Примеры |
Националистический | ||
Религиозный | ||
Политический | ||
Молодежный |
2. Выявить происхождение экстремизма в России и ответить на вопрос: Какая ответственность предусмотрена за экстремистскую деятельность в РФ?
3. Сделать вывод по проделанной работе
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1
2. Ответ на вопрос
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Откуда в России появился экстремизм?
2. Почему в настоящее время экстремизм развивается настолько быстро как таковой?
3. Чем опасен политический и религиозный виды экстремизма?
Практическое задание № 18
Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ
Цель: Ознакомиться с перспективами развития России в области политики, экономики, социальной сферы и культуры.
Задание: Определить и описать перспективы развития России в области политики, экономики, социальной сферы и культуры.
Порядок выполнения
1.Определить перспективы экономического, политического, социального и культурного развития России на будущее. Для этого необходимо выяснить, какие проекты принимаются для развития в этих сферах жизнедеятельности, и каким образом они реализуются, данные занести в таблицу.
Таблица 1
Сфера жизни общества | Наименование проекта | Реализация проекта |
Экономическая сфера | ||
Политическая сфера | ||
Социальная сфера | ||
Культурная сфера |
2. Сделать вывод по проделанной работе
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1
2. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Что такое перспектива?
2. Каким образом государство реализует перспективы развития в разных областях в России?
Практическое занятие № 19
Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России
Цель: Ознакомиться с внешнеполитическим курсом России в период с 2000-х – 2014 гг. и выявить перспективные внешнеполитические направления.
Задание: 1. Описать международное положение России в начале XXI века
2. Описать внешнеполитические отношения РФ с Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в период с 2000-х – 2014 гг.
3. Определить место России на международной политике
Порядок выполнения
1.Вспомнить и проанализировать основные проблемы, которые необходимо было решить руководству страны в международной политике в начале XXI века.
2.Проанализировать внешнеполитический курс РФ с с ключевыми регионами – Европа, Азия и Тихоокеанский регион. Данные занести в таблицу.
Таблица 2
Регион | Основные направления |
Европа | |
Азия | |
Тихоокеанский регион |
3. Проанализировать динамику отношения ведущих игроков международной политики по отношению к России и ее внешней политике за последние 16 лет и ответить на вопрос: Каковы основные изменения во внешней политике в 21 веке?
4. Сделать вывод по проделанной работе.
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1
2. Заполненная таблица 2
3. Ответ на вопрос
4. Вывод
Контрольные вопросы:
1. В каком положении во внешнеполитическом плане оказалась РФ в начале 2000-х гг.?
2. Как за последние 16 лет изменялись отношения между ведущими странами мира и РФ?
3. каким образом РФ смогла вернуть свое твердое внешнеполитическое положение с начала 2000-х гг. до нашего времени?
Практическое занятие № 20
Порядок выполнения
1. Вспомнить важнейшие достижения науки и техники за последние десятилетия. Каждый обучающийся должен назвать не менее 3-х достижений, открытий в разных сферах науки и техники.
2. Подумать и ответить на вопросы: В каком положении на данный момент находятся отечественные наука и техника? Каким образом государство влияет на развитие науки и техники в настоящее время?
3. Сделать вывод по проделанной работе.
Содержание отчета
1. Заполненная таблица 1
2. Ответы на вопросы
3. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Почему в России существует проблема, связанная с нехваткой научных кадров?
2. Почему наука и техника в России развиваются достаточно медленными темпами? Каким образом правительство РФ влияет на их развитие?
3. Какими техническими достижениями может похвастаться Россия в новом веке?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (действующая редакция).
2. Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР [Текст]: Постановление от 9.06.1989 г.
3. О коллективной безопасности [Текст]: Договор от 15.05.1992 г.
4. О таможенном союзе [Текст]: Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 10.01.1995 г.
5. Об углубленной интеграции в экономической и гуманитарной областях [Текст]: Договор от 29.03.1996 г.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
7. О высшем и послевузовском образовании [Текст]: Федеральный закон от 22.08.1996.
8. Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706
9. Об образовании [Текст]: Федеральный закон 29.12.2012 г.
10. Абрарова Н. Общее пространство безопасности между Россией и ЕС: императивы и препятствия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.pircenter.org/media/content/files/0/13412220920.pdf
11. История России: учеб. — 3-е цзд., перераб. и доп. / И 90 А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 528 с.
12. Паньков В. С. Глобализация экономики: некоторые спорные вопросы № 3 (86), Том 14 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cib.edu.ru/assets/medias/Docs/globalizacia%20ekonomiki.pdf
13. «Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира»: М.С.Горбачёв, ПОЛИТИЗДАТ, 1988 г.
14. Традиционные конфессии в России // [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://rusrand.ru/analytics/traditsionnye-konfessii-v-rossii
Информационные ресурсы:
1. Правовая система «Гарант». Форма доступа: www.garant.tu
2. Правовая система «Кодекс». Форма доступа: www.kodeks.ru
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
для специальности:
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Челябинск
2017
Содержание:
Введение
Практическое занятие № 1 Анализ документов по разным аспектам политики СССР в 80-е годы…………………………………………………………………7
Практическое занятие № 2 Особенности развития культуры СССР в 70-е – 80-е годы………………………………………………………………………….10
Практическое занятие № 3 Основные направления внутренней и внешней политики СССР в 80-е годы…………………………………………………….11
Практическое занятие № 4 Деятельность политических партий в Восточной Европе в конце 80-х годов……………………………………………..………..15
Практическое занятие № 5 Политические деятели СССР конца 80-х гг. Основные взгляды и идеи……………………………………………………….17
Практическое занятие № 6 Экономические, политические и культурные события страны в 80-е годы..……..…………………………………………….19
Практическое занятие № 7 Причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 90-е годы……………………………………………………………….20
Практическое занятие № 8 Программные документы ООН, ЮНЕСКО и ЕС в отношении РФ…………………………………………………………………..23
Практическое занятие № 9 Международные доктрины об устройстве мира. Место России в этих проектах…………………………………………………25
Практическое занятие № 10 Договоры РФ со странами СНГ по вопросам внешней политики………………………………………………………………28
Практическое занятие № 11 Конфликт на Северном Кавказе: причины, участники, программные документы и основные политические деятели сторон……………………………………………………………………………29
Практическое занятие № 12 Территориальное устройство РФ в 1993-2009 года………………………………………………………………………………30
Практическое занятие № 13 Анализ основных документов международных организаций в сфере глобализации жизни общества глазами граждан РФ….32
Практическое занятие № 14 Основные образовательные проекты РФ………33
Практическое занятие № 15 Традиции национальных культур народов России…………………………………………………………………………….35
Практическое занятие № 16 Основные конфессии России: диалог культур……...........................................................................................................36
Практическое занятие № 17 Экстремистские молодежные организации современной России..…………………………………………………….……..37
Практическое занятие № 18 Перспективы развития России в области политики, экономики, социальной сферы и культуры………………………..38
Практическое занятие № 19 Внешнеполитический курс современной России..…………………………………………………………………………...39
Практическое занятие № 20 Важнейшие научные и технические достижения современной России……………………………………………………………..40
Список рекомендуемой литературы………………………………...………….42
Введение
Методическое пособие составлено в соответствии с примерной программой ОГСЭ.02 История для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Методическое пособие для практических работ является руководством для проведения практических занятий по дисциплине ОГСЭ.02 История для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Пособие предусматривает проведение 20 практических работ. На выполнение практических работ программой предусмотрено 44 часа.
В ходе практических занятий обучающиеся закрепляют уже полученные имеющиеся знания, обобщают их. Практические занятия призваны научить правильному применению умения поиска исторической информации, ее систематизации, анализа, выделения главного и отсеивания ненужных источников
Основная задача практических занятий по дисциплине «История» – сформировать у обучающихся системные знания по основным событиям истории России конца XX века, а также вооружить их навыками и умениями по поиску информации, расширения кругозора, воспитания у обучающихся патриотизма и умения ориентироваться в окружающей действительности.
В результате выполнения практических занятий по дисциплине «История» обучающиеся
должны уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
должны знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Практические занятия проводятся в учебном кабинете «История», где имеется соответствующее оборудование:
- посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя;
- технические средства обучения: мультимедийный проектор и ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
- наглядные пособия: тематические плакаты, политическая карта мира.
Практические занятия проводятся после изучения соответствующей темы и проверки знаний обучающихся. Каждый обучающийся оформляет отчет по практической работе. Отчет по практическим занятиям оформляется в рабочей тетради и должен содержать:
-тему и цели занятия,
-задания по практической работе,
- выполненное практическое задание,
-вывод по работе,
- ответы на контрольные вопросы.
При подготовке к каждому заданию обучающиеся должны повторить материал темы, указанной преподавателем. Перед проведением первого практического занятия с обучающимися необходимо провести инструктаж по технике безопасности с соответствующим оформлением в журнале инструктажа.
Методическое пособие по выполнению практических работ содержит краткий справочный теоретический материал, необходимый для выполнения работ. Выполняя практические работы, обучающиеся приобретают навыки работы с учебной литературой, источниками, что понадобится в дальнейшей профессиональной деятельности.
Практическое занятие № 1
Дата: 2018-12-28, просмотров: 419.