ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 июня 1989 года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Об основных НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР» (Фрагмент)

«…Съезд указывает на необходимость создать правовые формы решения коллизий (столкновение норм права), которые могут возникнуть и возникают в межнациональных отношениях. Учитывая сложность таких коллизий, затрагивающих самые тонкие чувства людей, Съезд обращается к представителям всех наций и народностей с призывом к взаимному пониманию и доброте, выдержке и терпению. Мы должны все вместе оберегать и уважать права и интересы друг друга, чтобы навсегда исключить насилие при решении национальных проблем и обеспечить демократическое развитие всего многонационального советского народа, Съезд народных депутатов одобряет и высоко оценивает международную деятельность Советского государства в годы перестройки.

Отказ от догматических представлений, реализм в подходе к различным явлениям и процессам международной жизни, возвращение общечеловеческим ценностям их утраченного значения, деидеологизация межгосударственных отношений, органичное воссоединение политики, направленной на защиту интересов страны, с нравственностью — все это отличительные черты нового мышления, в соответствии с которым произошло коренное изменение внешнеполитического курса СССР. Сегодня он прочно базируется на исторических выводах XXVII съезда КПСС о смертельной опасности гонки ядерных вооружений для существования человечества, о целостности и растущей взаимозависимости современного мира, о неотъемлемом праве народов на свободу социально-политического выбора.

Съезд констатирует, что за годы перестройки в результате претворения в жизнь принципов нового политического мышления значительно спала международная напряженность, началось сокращение ядерных арсеналов, численности советских войск в союзных странах. Важнейшим внешнеполитическим шагом последних лет стал вывод советских войск из Афганистана. Съезд обращается к парламентам и международной общественности с призывом всемерно содействовать возвращению советских солдат и офицеров, не вернувшихся с афганской войны и томящихся на чужбине.

Съезд приветствует нормализацию советско-китайских отношений как событие всемирного значения. Высказывается за дальнейшее развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми социалистическими странами. Он поручает Правительству СССР добиваться дальнейшего улучшения советско-американских отношений — ключевых в деле прекращения гонки вооружений и укрепления всеобщего мира, обеспечить еще более активное советское участие в строительстве «общеевропейского дома», продолжение владивостокской линии в азиатско-тихоокеанском регионе, уделяя особое внимание дружественным отношениям с Индией, развивать плодотворные контакты с Латинской Америкой и Африкой, укреплять добрососедство со всеми сопредельными государствами.

Съезд считает, что внешнеполитический курс Советского Союза, порожденный перестройкой, необходимо и впредь развивать на основе следующих принципов:

- безопасность должна обеспечиваться прежде всего политическими средствами, как составная часть всеобщей и равной безопасности, в процессе демилитаринации, демократизации и гуманизации международных отношений, с опорой на авторитет и возможности ООН,

- ядерное оружие должно быть ликвидировано в ходе переговорного процесса, ориентированного на разоружение и сокращение оборонного потенциала государства до пределов разумной достаточности;

- недопустимы применение силы и угроза силой в целях достижения каких-либо политических, экономических или иных целей; в отношениях с другими странами непреложно уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности;

- не конфронтация, а диалог и переговоры с установкой на баланс интересов следует принять в качестве единственного способа решения международных проблем, урегулирования конфликтов;

- включение советской экономики в мировое хозяйство предусматривает наше активное участие в современном международном разделении труда, научном и техническом обмене, мировой торговле, сотрудничестве со всеми, кто готов к этому.

Съезд обращает особое внимание на необходимость создания надежных гарантий, способных полностью исключить на будущее недемократичное, негласное принятие внешнеполитических решений, имеющих жизненно важное значение для страны, ее народов. Впредь все такие решения должны приниматься лишь после их обсуждения в Верховном Совете СССР, его комитетах и комиссиях палат, а наиболее крупные, например, связанные с союзническими отношениями, заключением важнейших договоров, — выноситься на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР. Съезд поручает Верховному Совету СССР выработать политическую оценку принятого в свое время решения о вводе советских войск в Афганистан и доложить ее на втором Съезде народных депутатов СССР. Формирование и проведение внешней политики Советского государства должны быть под контролем народа.

Съезд перед всем миром заявляет: внешнеполитический курс СССР, основанный на новом мышлении, имеет фундаментальный, непреходящий характер. Это не тактический прием, не зигзаг, не уступка кому бы то ни было, а глубоко обоснованная стратегическая линия, выражающая интересы советского народа и отвечающая интересам всего человечества. Съезд еще раз подтверждает всенародную поддержку этого курса и решительно высказывается за его дальнейшее активное осуществление…»

Председатель Верховного Совета СССР

М. Горбачев Москва,

Кремль 9 июня 1989 г.,

 № 39-1.

 

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (Договор РСМД) от 8 декабря 1987 г.


Статья I. В соответствии с положениями настоящего Договора, который включает являющиеся его неотъемлемой частью Меморандум о договоренности и Протоколы, каждая из Сторон ликвидирует свои ракеты средней дальности и меньшей дальности, не имеет такие средства в дальнейшем и выполняет другие обязательства, изложенные в настоящем Договоре.


Статья II. Для целей настоящего Договора:


1. Термин «баллистическая ракета» означает ракету, большая часть полета которой осуществляется по баллистической траектории. Термин «баллистическая ракета наземного базирования (БРНБ)» означает баллистическую ракету наземного базирования, которая является средством доставки оружия.
2. Термин «крылатая ракета» означает беспилотное, оснащенное собственной двигательной установкой средство, полет которого на большей части его траектории обеспечивается за счет использования аэродинамической подъемной силы. Термин «крылатая ракета наземного базирования (КРНБ)» означает крылатую ракету наземного базирования, которая является средством доставки оружия.
3. Термин «ракета средней дальности» означает БРНБ или КРНБ, дальность которой превышает 1000 километров, но не превышает 5500 километров.
4. Термин «ракета меньшей дальности» означает БРНБ или КРНБ, дальность которой равна или превышает 500 километров, но не превышает 1000 километров .


Статья III. 1. Для целей настоящего Договора существующими типами ракет средней дальности являются:


а) для Союза Советских Социалистических Республик - ракеты типов, именуемых в Союзе Советских Социалистических Республик `РСД-10`, `Р-12` и `Р-14` и известных в Соединенных Штатах Америки соответственно как `СС-20`, `СС-4` и `СС-5`;


b) для Соединенных Штатов Америки - ракеты типов, именуемых в Соединенных Штатах Америки `Першинг-2` и `BMG-109` и известных в Союзе Советских Социалистических Республик под теми же наименованиями.


2. Для целей настоящего Договора существующими типами ракет меньшей дальности являются:


а) для Союза Советских Социалистических Республик - ракеты типов, именуемых в Союзе Советских Социалистических Республик `ОТР-22` и `ОТР-23` и известных в Соединенных Штатах Америки соответственно как `СС-12` и `СС-23`;


b) для Соединенных Штатов Америки - ракеты типа, именуемого в Соединенных Штатах Америки `Першинг-1А` и известного в Союзе Советских Социалистических Республик под тем же наименованием.


Статья IV. 1. Каждая из Сторон ликвидирует все свои ракеты средней дальности и пусковые установки таких ракет, а также связанные с такими ракетами и пусковыми установками все вспомогательные сооружения и все вспомогательное оборудование категорий, которые приведены в Меморандуме о договоренности, таким образом, чтобы не позднее чем через три года после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем ни у одной из Сторон не имелось таких ракет, пусковых установок, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования.


Статья V. 1. Каждая из Сторон ликвидирует все свои ракеты меньшей дальности и пусковые установки таких ракет, а также связанное с такими ракетами и пусковыми установками все вспомогательное оборудование категорий, которые приведены в Меморандуме о договоренности, таким образом, чтобы не позднее чем через 18 месяцев после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем ни у одной из Сторон не имелось таких ракет, пусковых установок и вспомогательного оборудования.

Статья XI. 1. В целях обеспечения контроля за соблюдением положений настоящего Договора каждая из Сторон имеет право проводить инспекции на местах. Стороны осуществляют инспекции на местах в соответствии с настоящей статьей, Протоколом об инспекциях и Протоколом о ликвидации.<…>


6. По прошествии 30 дней после вступления в силу настоящего Договора каждая из Сторон имеет право в течение 13 лет после вступления в силу настоящего Договора инспектировать путем осуществления контроля на постоянной основе:


а) проходные пункты любого объекта другой Стороны, на котором производится окончательная сборка БРНБ из ступеней, какая-либо из которых имеет внешнее сходство со ступенью твердотопливных БРНБ, перечисленных в статье III настоящего Договора;


b) если у Стороны не имеется такого объекта, - проходные пункты согласованного бывшего объекта по производству ракет, на котором осуществлялось производство существующих типов БРНБ средней дальности или меньшей дальности.


По вступлении в силу настоящего Договора объектами, намеченными для инспекции путем контроля на постоянной основе, являются: для Союза Советских Социалистических Республик - в соответствии с подпунктом «а» - Воткинский машиностроительный завод, Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика; для Соединенных Штатов Америки - в соответствии с подпунктом «b» - завод No1 `Геркулес`, г. Магна, штат Юта.


Статья XIII. 1. Для содействия осуществлению целей и положений настоящего Договора Стороны настоящим создают Специальную контрольную комиссию.


Статья XV. 1. Настоящий Договор является бессрочным
Одновременно с Договором были подписаны Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора, Протокол об инспекциях в связи с Договором и Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором. Договор и сопутствующие документы вступили в силу 1 июня 1988 г.






















Порядок выполнения

1. Изучить отрывок документа 1 и ответить на вопрос: Какие меры принимало советское руководство во внутренней политике в указанный период времени? (данные меры выписать в краткой форме по порядку):

2. На основании документа (2), необходимо выяснить, какие внешнеполитические проблемы стояли перед Советским Союзом и на каких принципах стоит выстраивать внешнюю политику страны (проблемы должны быть указаны в краткой форме).

3. На основании документа (3), необходимо определить и записать ключевые положения по смягчению политики «холодной» войны.

Содержание отчета

1. Задание 1, 2 заполнение таблицы.

2. Задание 3.

3. Вывод

Контрольные вопросы:

  1. Как изменилась внешняя политика СССР к концу 80-х годов?
  2. Как отражалась на внутриполитической обстановке смена лидера партии КПСС?

Практическое занятие № 4

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 267.