Методическое пособие для руководителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

любительских театральных коллективов.

 

Составитель: Каныгина Галина Александровна,

педагог доп. образования,

художественный руководитель

образцового театра-студии «Кулиска».

 

. Сосновоборск, 2010 год.

 

 

I . «Разминка». Элементы аутотренинга.

Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.

Упр.1. «Вспомнить – вообразить»

а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);

б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т.д. (средняя часть лёгких);

в) Вспомнить (вообразить!) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).

Упр. 2. «Сломались – растаяли»

а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;

б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».

(Упр. Выполняется 5-6 раз).

Упр.3. «Разминка рук»

Всевозможные плавные манипуляции как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!

(Упр. на «пластику рук».

Упр. 4. «Магнит» (2 варианта)

1.Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи), затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).

2. То же самое выполняется с группой. Руководитель – «магнит», остальные – «кусочки железа» или гвозди.

Упр.5. «Булочник»

Исходный звук «М». Работа в парах.

Один садится на пол «тесто» - тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.

Упр. 6 «Шарик»

Исходный звук «Х»

У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).

Упр. 7. «Водоросли»

Исходный звук – любой из сонорных.

Лежите на полу, руководитель даёт команду – идёт волна сбоку, сзади, спереди и т.д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.

Упр. 8. «Свечки»

Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).

На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».

Упр.9. «ЭТАЖИ»

Плечи «подняли» на 1 этаж, 2, 3, 4, 5 в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)

Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Даётся задание: «Я превращаюсь» в

- лакированный ботинок;

- рваный тапочек:

- хрустальную вазу;

- Ваньку-встаньку;

- Матрёшку деревянную;

- Варежку- накрывашку на заварник;

- мыльный пузырь и т.д.

Задача: почувствовать внутреннее состояние предмета и выразить его в пластике.

II . АРТИКУЛЯЦИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

1. Опускание нижней челюсти «АМ»;

2. «Обезьянки» - челюсть вперёд – назад;

3. «Пила» - челюсть вправо- влево (плавно и медленно);

4. «Жернова» - круговые движения челюсти;

5. «Велосипед» - челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу), имитирующее движение педалей велосипеда.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1. «Арлекин» - губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;

2. «Маятник» - губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;

3. «Мельница» - губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;

4. «Птенец» - одними губами, вытянутыми вперёд, произнести «Пить»;

5. «Бабушка» - натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.

6. « К носу – к подбородку» - поочерёдно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.

7. «Хоботок» - вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить. Подражаю я слону – губы хоботком тяну,

А теперь их опускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены и расслаблены.

8. «Лягушки» - движение губ соответствует артикуляции звука «и». Тянем губы прямо к ушкам,

Потяну – перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

9. «Орешек» - представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. «Жало» - резко высунуть и спрятать кончик языка;

2. Круговые движения по альвеолам в одну стороны;

3. «Уколы» щёк языком;

4. «Стук» - со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;

5. «Леденец» - кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;

6. «Цокот» - пощёлкать языком;

7. «Трубочка – чашечка – ребро» - поставить соответственно язык;

8. «Зевающий лев» - высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;

9. Пожевать язык; 10. Кончиком языка своё имя;

11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.

 

 

III. ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

ТАБЛИЦА ГЛАСНЫХ

 

И – Э – А – О – У – Ы

 

И – Е – Я – Ё – Ю – И

И – Руки в стороны, ладони вверх - И

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, между зубами

меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.

 

Э - Ладони в стороны, как бы раздвигают - Е

Губы растянуты меньше, форма овала, зубы слегка

обнажены, между ними большой палец, кончик языка

у нижних зубов.

 

А - Ладони показывают круг, но не сомкнуты – Я

Челюсть слегка опущена, между зубами два пальца, язык

лежит плоско, кончик у нижних зубов.

 

О - Ладони показывают круг, сомкнуты - Ё

Губы чуть выдвинуты вперёд и закруглены,

кончик языка слегка отходит от нижних зубов.

У- Ладони вверх и руки выбрасывают их вверх - Ю

Губы сильно выдвинуты вперёд, закруглены виде

воронки, язык ещё больше отходит назад.

 

Ы - Руки в стороны, ладони вверх - И

Речевой аппарат, как при И, но язык отходит от нижних

зубов.

СКОРОГОВОРКИ НА ГЛАСНЫЕ

И - С родной земли, умри – не сходи.

- Лихо не лежит тихо.

- Хвались, да не поперхнись.

- Знали, кого били, потому и победили.

 

Э – Энэ-бэнэ-рэц, квэнтэр-мэнтэр-жец,

Энэ-бэнэ-раба, квэнтэр-мэнтэр-жаба.

- Электрик, этаж, эклер, экипаж.

 

А – Не красна изба углами, а красна пирогами

- Рыбак рыбака видит издалека

- На чужой каравай рта не разевай

- Ума палата, да разума маловато.

- Наш Архип совсем охрип.

 

О – У осы не усы, не усищи, а усики

- Видит кот молоко, да рыло коротко.

- Врёт, что блины печёт

- Не вызнав броду, не суйся в воду

 

У – Для друга – всё не туго

- Сух сук нёс барсук

- Не сиди сложа руки, так не будет скуки

- Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон

 

Ы – На безрыбье и рак рыба

- Каков Мартын, таков у него и алтын.

 

 

IV . СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

Б – Подушечки пальцев ударяются друг о друга

( по типу молоточков ладони круглые пальцы напряжены)

П – Хлопок в ладоши

 

Д – Т – Быстрые крепкие удары кулака в ладонь

 

В – Коротко оттолкнуть ладонями от себя

Ф – Отталкивание более интенсивное ( на прямых руках)

 

Г – К- Крепкие смыкания большого и указательного пальцев

за головой ( с растягиванием рук в стороны)

З – Крепкое смыкание большого пальца и мизинца ( руки

перед собой)

С – Удары указательного и большого пальцев друг о друга

 

Р – Ввинчивающее движение руками перед собой

Л - Ввинчивающее движение руками над головой

(ввернуть лампочку)

 

М – Поглаживание рукой от плеча до кисти.

Н – Ладонь «красит», отводящие движения слева направо

тыльной стороной ладони и справа налево ладонью.

 

Ж – Собрать ладони перед собой в кулак ВНИЗ.

Ш – Собрать ладони перед собой в кулак ВВЕРХ.

 

Ч – Крепко собрать руки в кулак перед собой

(захватывающие движения).

Щ – Вытягивающие движения руками снизу вверх.

 

Ц – Руки в стороны, ладони в кулак,

как бы «растягивают резинку»

Х - Руки крест накрест со взмахом.

 

СКОРОГОВОРКИ

 

Б – П - Маланья болтунья молоко болтала-болтала, выбалтывала-

выбалтывала, да не выболтала.

- Все бобры добры для своих бобрят.

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

- Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

- Добыл бобов бобыль.

- Мимо баров и бань бей барабан! Барабан, барабань!

- Расскажи-ка про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

- Пётр Петру пёк пироги.

- Поля пошла полоть петрушку в поле.

- Баран Буян залез в бурьян.

- Наш Полкан попал в капкан.

- Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Д - Т - От топота копыт пыль по полю летит.

- Течёт речка, печёт печка

- Ткёт ткач ткани на платье Тане.

- Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

- Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

- Дед Данила делил дыню: Дольку Диме, дольку Дине.

- На дворе трава: раз дрова, два дрова, три дрова.

У двора на траве коли дрова

- Тётя Тина купила тмина.

В – Ф - Водолаз вёз воду из водопровода.

- У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

- Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

- Купили Валере и Валеньке варежки и валенки.

- Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

- Была у Флора, Фролу на Лавра наврала. К Лавру пойду,

Лавру на Фрола навру. – Соломы воз возница вёз.

- Проворонила ворона воронёнка.

К – Г - На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

- Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…

- Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

- На рынке Кирилл крынку и кружку.

- Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон. - Коля колет колья.

- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

- Гога гнал гусей на гору, гнал Егор гусей под гору.

- Купи кипу пик! Кипу пик купи! Пик кипу купи!

- Шёл косой козёл с косой. Пришёл косой козёл с косой.

- Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпоковать, перевыколпаковать.

- Заяц косой сидит за осокой-травой. Смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой.

З – С – У осы не усы, а усища.

- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках, санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб.

- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

- Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек не ссорясь строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок. Сразу поссорились сорок сорок.

- У Сени и Сани в сетях сом с усами .

- Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

- У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Р – Л – Проворонила ворона воронёнка.

- Корабли лавировали – лавировали, лавировали-лавировали,

да не выловировали.

- Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап.

- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

- Карл у Клары украл кораллы…

М – Н – Маланья Болтунья Молоко болтала…

- На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы на линя.

О любви не меня ли мило молили и в туманы Лимана манили меня.

- Мам, мёду нам!

Ж – Ш – Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже, ужица съест ужа на ужин.

- Мыши на крыше. – У ежа ежата, у ужа – ужата.

- Шесть мышат в камышах шуршат.

- В шалаше шесть шалунов.

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Жужжит жужелица, жужжит – кружится.

- Сшила Саша шапку Саше, Саша шапкой шишку сшиб.

– Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,

Ж - Ш, Ч – Щ.

Ч – Щ – Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,

Ж - Ш, Ч – Щ.

Щели, щёлочки и щёчки. – Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

- Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными

чернилами чертёж.

- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

- У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Ц – Х - - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

- Жили-были три японца: Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак- Цедроне.

Жили-были три японки: Циппи, Циппи- Дриппе, Циппи- Дриппе-

Лямпомпоне. Поженились: Як на Ципе, Як-Цедрак на Циппи-

Дриппе, Як-Цедрак-Цедроне на Циппи-Дриппе-Лямпомпоне.

Родилось у них по сыну; у Яка с Ципой - Шах, Як-Цедрак и

Циппи- Дриппи – Шах - Шахмон, у Як-Цедрак-Цедроне и Циппи-

Дриппе-Лямпомпоне – Шах- Шахмон- Шахмоне.

 

V . РЕЧЕВЫЕ ЭТЮДЫ.

 

« РАЗ, ДВА - КРУЖЕВА»

РАЗ, ДВА - КРУЖЕВА;

ТРИ, ЧЕТЫРЕ – НОС В ЧЕРНИЛЕ;

ПЯТЬ, ШЕСТЬ – КАШУ ЕСТЬ;

СЕМЬ, ВОСЕМЬ – СЕНО КОСИМ;

ДЕВЯТЬ. ДЕСЯТЬ - АКУЛИНА ТЕСТО МЕСИТ.

 

ПОЗВАЛА КОТА ДОМОЙ,

НАЛИЛА ЕМУ ПОМОЙ.

ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ –

ТЫ ЗАЧЕМ РАЗБИЛ КУВШИН ?

КУВШИН СТОИТ ПЯТАЧОК,

А ЗА ЭТО - КУЛАЧОК!

«ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ»

 

ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ СИДЕЛ НА СТЕНЕ ( ВДОХ)

ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ СВАЛИЛСЯ ВО СНЕ (ВДОХ)

ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ КОННИЦА,

ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ (ВДОХ)

НЕ МОГУТ ШАЛТАЯ, НЕ МОГУТ БОЛТАЯ,

ШАЛТАЯ - БОЛТАЯ, БОЛТАЯ – ШАЛТАЯ,

ШАЛТАЯ - БОЛТАЯ СОБРАТЬ.

( НА ОДНОМ ДЫХАНИИ)

 

« С К А К А Л К А»

 

СО СКАКАЛКОЙ Я СКАЧУ,

НАУЧИТЬСЯ Я ХОЧУ

ТАК ВЛАДЕТЬ ДЫХАНЬЕМ, ЧТОБЫ

ЗВУК ДЕРЖАТЬ ОНО МОГЛО БЫ,

ГЛУБОКО, РИТМИЧНО БЫЛО

И МЕНЯ НЕ ПОДВОДИЛО.

 

Я СКАЧУ БЕЗ ПЕРЕДЫШКИ

И НЕ ЧУВСТВУЮ ОДЫШКИ.

ГОЛОС ЗВУЧЕН, ЛЬЁТСЯ РОВНО

И НЕ ПРЫГАЮ Я СЛОВНО.

РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА – РАЗ!

МОЖНО ПРЫГАТЬ ЦЕЛЫЙ ЧАС.

(ПАУЗА)

КОНЧУ ПРЫГАТЬ. СЯДУ Я –

РЕЧЬ ЛЕГКО ЗВУЧИТ МОЯ.

 

1 – добор дыхания через две сточки,

без скакалки, затем со скакалкой;

2 – добор дыхания после каждого стишия,

без скакалки, затем со скакалкой;

3 – всё на одном дыхании;

4 – варианты повторяются несколько раз:

со скакалкой, в присяде; на коленях; лёжа на животе;

лёжа на спине; делая ногами свечу.

 

« М И Л Л И О Н»

(Развитие диапазона голоса, работа группы в диалоге,

в движении, используя темпо – ритм и силу звука)

 

ШЁЛ ПО УЛИЦЕ ОТРЯД (С одной стороны медленно

СОРОК МАЛЬЧИКОВ ПОДРЯД. двигаются мальчики.

РАЗ, ДВА, ТРИ , ЧЕТЫРЕ . Работает нижний регистр)

И ЧЕТЫРЕ НА ЧЕТЫРЕ

И ПОТОМ ЕЩЁ ЧЕТЫРЕ.

 

ШЁЛ ПО УЛИЦЕ ОТРЯД (С другой стороны навстречу

СОРОК ДЕВОЧЕК ПОДРЯД. идут девочки. Работает

РАЗ, ДВА, ТРИ , ЧЕТЫРЕ . средний регистр,

И ЧЕТЫРЕ НА ЧЕТЫРЕ напевная интонация).

И ПОТОМ ЕЩЁ ЧЕТЫРЕ.

 

ДА КАК ВСТРЕТИЛИСЯ ВДРУГ (Ударное слово «встретились»

- все поднялись по диапазону)

СТАЛО 80 ВДРУГ!

1, 2, 3, 4 и 4 на 4, (ВСЕ: на каждый счёт поднимаемся

ПО 14 ЧЕТЫРЕ на ступеньку)

И ЕЩЁ ПОТОМ 4.

 

А НА ПЛО-ЩАДЬ ПО-ВЕР-НУ-ЛИ, (на каждый слог усиливаем

А НА ПЛО-ЩА-ДИ СТО-ЯТ звук, начиная с шёпота,

НЕ КОМ-ПА-НИЯ, А РО-ТА ускоряя темпо-ритм,

НЕ ТОЛПА, НЕ БАТАЛЬОН, медленный бег)

И НЕ СОТНЯ, И НЕ ТЫЩА,

А ПОЧТИ ЧТО МИЛЛИОН!

 

1, 2, 3, 4 (ускоряем темп - ритм,

И ЧЕТЫРЕ НА ЧЕТЫРЕ, переходим на бег,

104 на 4, скороговорка до конца.

ПОЛТОРАСТО НА 4, В конце снимаем напряжение

И ЕЩЁ ПОТОМ 4 - с мышц – падаем на пол,

ВСЁ! Расслабляемся).

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 197.