Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменения темпа чтения – приём, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.
Отметьте все изменения темпа при чтении.
Идёт – по деревьям шагает.
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
(Н.А. Некрасов)
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
(И.С. Крылов)
И вдруг к машине подбежал парнишка:
Товарищ командир. Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
(А. Т. Твардовский)
Кискино горе
Плачет киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
(Б. Заходер)
Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи.
Однако особенно отчётливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков и пауз, усиление и ослабление голоса.
«Ритм, - говорил В.В. Маяковский, - основа всякой поэтической вещи…Ритм – это основная сила, основная энергия стиха».
Прочитай стихотворение в среднем темпе, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчётливостью произношения каждого звука.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки- туки- туки- тук!
Туки – туки – туки - тук!
И посту – кивают,
И похрю – кивают:
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
(К.И. Чуковский)
Вырабатывается у детей чувство ритма при чтении (пении) схем слов, разных по своей слоговой структуре:
Тата - , тата-
К святой пещере радостно спешат. , татата -
Татата - ,татата - .
К звуковой схеме можно подобрать соответствующие слова или из предложенных слов выбрать (отметить хлопками) нужные слова.
Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и др.
Иногда монотон – речь на одной высоте - может использоваться как средство выразительности.
Мелодика может и не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.
Когда мы говорим, наш голос то повышается, то понижается.
Правильно произнесите предложения:
Мама ушла. А Маша?
( Мама ушла. – голос идёт вниз, понижается, а на слове Маша - повышается, идёт вверх.) На вопросительном знаке голос тоже повышается.
Прочитайте стихотворение, определите, какое настроение оно передаёт.
Как на горке, на горе.
Как на горке, на горе,
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах.
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух, (понижаем голос, как будто съезжаем)
На горку – ух! (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)
Бух!
Захватывает дух!
( А.Прокофьева)
Читая выразительно стихотворение, старайтесь передать настроение.
Прочитать тихо, чуть громче, громко.
Увидел грача – весну встречай.
Произнесите, повышая и понижая голос, выделяя подчёркнутые слова.
Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь.
Прочитайте выразительно, выберите эмоциональную окраску для первых строк стихотворения (радость, сожаление, удивление). Сделайте выбор с позиций двух следующих строчек.
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
(В.И. Лебедев – Кумач)
Скажите «здравствуйте» с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения.
Игра «Чья интонация богаче?»
Произнести фразу «иди сюда», стараясь не повторять ранее звучащую интонацию. Упражнение развивает и умение различать оттенки интонационного рисунка партнёра.
Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, осуждения, порицания и других эмоциональных оттенков голоса.
Литература:
1. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М., 2001.
2.Одегова В.Ф. Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе. – Н. Новгород, 1998
3.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., «Аркти», 1999.
«РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.