Упражнения на постановку ударения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнения – игры «Доскажи словечко»

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

 

Сладок он , друзья, на вкус,

А зовут его …(арбуз)

(В. Нестеренко)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

-В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

(Н. Френкель)

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

(С. Маршак)

Плачет кукла Алёнка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном …(портфеле)

(Л.Фадеева)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и …(темно).

(С. Михалков)

 

Прочитать стихотворение орфоэпически:

Как на горке - снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег, снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь! (И. Токмакова)

 

Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

 

1.Тише, жабы! (Тихо, тоном предупреждения.

Ни гугу – Можно использовать жест

палец к губам.)

 

Ходит цапля на лугу. (Тихо – тоном испуга)

 

Чтобы не было беды, ( Совсем тихо, шёпотом)

Наберите в рот воды.

 

2.Была тишина, тишина, тишина…

(Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

(Громче, быстрее.)

 

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

(Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

(Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчас барабанить он станет…

(Тихо, прислушиваясь.)

Уже барабанит! Уже барабанит!

(Громко, весело.)

 

Гром и тишина.

Гром грохочет – бух! Трах! –

Словно горы рушит,

Тишина в испуге – ах! –

Затыкает уши….

(А. Шлыгин)

Покажи повышение и понижение голоса:

-Что ж ты, ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

- Знаешь, кто мои соседи?

- Лисы, волки да медведи.

 

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц рад?

- Рад, что зубы не болят.

 

Произноси чётко, внятно, соблюдая знаки препинания:

Книга в суме / - в пути тягость.

Книга в уме / - в пути облегчение.

Испокон века / - книга красит человека.

 

Железный конь, /

В животе – огонь, /

Сена не просит, /

Пашет, / сеет, / косит.

 

Что это за девица? /

Не швея, / не мастерица, /

Ничего сама не шьёт, /

И в иголках круглый год?

 

Уличный мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, / крохи собирает?

Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значимых слов.

Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда – в сочетании с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа). Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на своё место, - писал Станиславский, - искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её!»

Расставьте логическое ударение, прочитайте выразительно.

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

(И. А. Крылов)

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь.

(Д. Н. Мамин – Сибиряк)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

(И. А. Бунин)

Ударение может изменить смысл всей фразы.

Я пришёл сюда (т.е. я, а никто другой).

Я пришёл сюда (т. е. пришёл).

Я пришёл сюда (т. е. именно сюда, а не в другое место).

 

Разве вы это сделали? (т.е. неужели… - удивление)

Разве вы это сделали? (т. е. вы, а некто другой).

Разве вы это сделали? (т. е. именно это, а ничто другое).

Разве вы это сделали? (т. е. неужели в самом деле сделали, сумели, решились сделать».

Мы пойдём сегодня в цирк?

Произнести предложение, изменяя логическое ударение.

Паузы – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими.

Исправь ошибку:

Бригада строителей, обычно перевыполнявшая план, сегодня почему – то работала хуже. Один лишь Петров, как всегда, перевыполнил норму. В конце дня радиоузел стройки сообщил: «сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашёл к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.

 

Какую ошибку допустил диктор?

Как он должен сказать?

Правильно поставьте паузы.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов…

(А.С.Пушкин)

…И вот сентябрь! И вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

(Е.А. Баратынский)

Читай правильно диалог:

- Собака, / что ты делаешь?

-Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Наряду с логической паузой существует психологическаяпауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.

Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».

…Смотрит храбрый князь –

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним // живая голова.

(А.С. Пушкин)

Психологическая пауза может иметь место:

- в начале фразы или перед каким–то словом;

- внутри фразы, между словами – тогда она подчёркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями;

- в конце фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 299.