Упражнения – игры «Доскажи словечко»
Был бы друг,
Будет и ….(досуг)
Сладок он , друзья, на вкус,
А зовут его …(арбуз)
(В. Нестеренко)
Кран открой – пойдёт вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
Провели….(водопровод).
(М. Лапыгин)
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я….(свёкла)
(Н. Френкель)
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как ….(статуя)
(С. Маршак)
Плачет кукла Алёнка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Сидит она в тесном …(портфеле)
(Л.Фадеева)
Мы вернулись из кино –
Дома пусто и …(темно).
(С. Михалков)
Прочитать стихотворение орфоэпически:
Как на горке - снег, снег.
И под горкой снег, снег.
И на ёлке – снег, снег.
И под ёлкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише…Не шуметь! (И. Токмакова)
Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)
Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.
1.Тише, жабы! (Тихо, тоном предупреждения.
Ни гугу – Можно использовать жест
палец к губам.)
Ходит цапля на лугу. (Тихо – тоном испуга)
Чтобы не было беды, ( Совсем тихо, шёпотом)
Наберите в рот воды.
2.Была тишина, тишина, тишина…
(Тихо, медленно.)
Вдруг грохотом грома сменилась она!
(Громче, быстрее.)
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?
(Тихо.)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…
(Тихо, быстрее.)
Наверно, сейчас барабанить он станет…
(Тихо, прислушиваясь.)
Уже барабанит! Уже барабанит!
(Громко, весело.)
Гром и тишина.
Гром грохочет – бух! Трах! –
Словно горы рушит,
Тишина в испуге – ах! –
Затыкает уши….
(А. Шлыгин)
Покажи повышение и понижение голоса:
-Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки да медведи.
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
А чему ты, заяц рад?
- Рад, что зубы не болят.
Произноси чётко, внятно, соблюдая знаки препинания:
Книга в суме / - в пути тягость.
Книга в уме / - в пути облегчение.
Испокон века / - книга красит человека.
Железный конь, /
В животе – огонь, /
Сена не просит, /
Пашет, / сеет, / косит.
Что это за девица? /
Не швея, / не мастерица, /
Ничего сама не шьёт, /
И в иголках круглый год?
Уличный мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, / крохи собирает?
Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значимых слов.
Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда – в сочетании с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа). Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на своё место, - писал Станиславский, - искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её!»
Расставьте логическое ударение, прочитайте выразительно.
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
(И. А. Крылов)
И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь.
(Д. Н. Мамин – Сибиряк)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
(И. А. Бунин)
Ударение может изменить смысл всей фразы.
Я пришёл сюда (т.е. я, а никто другой).
Я пришёл сюда (т. е. пришёл).
Я пришёл сюда (т. е. именно сюда, а не в другое место).
Разве вы это сделали? (т.е. неужели… - удивление)
Разве вы это сделали? (т. е. вы, а некто другой).
Разве вы это сделали? (т. е. именно это, а ничто другое).
Разве вы это сделали? (т. е. неужели в самом деле сделали, сумели, решились сделать».
Мы пойдём сегодня в цирк?
Произнести предложение, изменяя логическое ударение.
Паузы – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими.
Исправь ошибку:
Бригада строителей, обычно перевыполнявшая план, сегодня почему – то работала хуже. Один лишь Петров, как всегда, перевыполнил норму. В конце дня радиоузел стройки сообщил: «сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашёл к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.
Какую ошибку допустил диктор?
Как он должен сказать?
Правильно поставьте паузы.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов…
(А.С.Пушкин)
…И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры.
(Е.А. Баратынский)
Читай правильно диалог:
- Собака, / что ты делаешь?
-Волков пугаю.
- А что хвост поджала?
- Волков боюсь.
Наряду с логической паузой существует психологическаяпауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.
Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».
…Смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним // живая голова.
(А.С. Пушкин)
Психологическая пауза может иметь место:
- в начале фразы или перед каким–то словом;
- внутри фразы, между словами – тогда она подчёркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями;
- в конце фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 342.