Слоги с более сложными сочетаниями звуков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) би – би – бип

бэ – бэ – бэп

ба – ба – бап

бо – бо – боп и т. д.

б) бим – бнем – БАМ – бом – бум – БАМ

лир – леер – лар – лор – лур – лыр и т.д.

Скороговорки

«Скороговорку, - учил Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».

Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.

Скороговорки:

Щетина у чушки,

Чешуя у щучки.

 

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

 

От топота копыт пыль по полю летит.

 

Водовоз вёз воду из- под водопровода.

 

Говори, говори, да не заговаривайся.

 

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

 

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.

 

Сыворотка из- под кислого молока, из-под простокваши.

 

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 

Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши поплоше несли по две гроши.

У нас на дворе- подворье погода размокропогодилась.

 

Ткёт ткач ткань.

 

Провлоронила ворона воронёнка.

 

Осип охрип, Архип осип.

 

У осы не усы, не усищи, а усики.

 

Все бобры добры для своих бобрят.

 

Шла Саша пошоссе и сосала сушку.

 

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У бычка бела губа была тупа.

 

Вы слыхали про покупку?

- Про какую про покупку?

- Про покупку, про покупку, про покупочку мою.

Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением. Например, удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.

Шутки – чистоговорки

Ря – ря – ря синие моря;

рю – рю – рю- репу я варю;

арь – арь - арь новый букварь;

ри – ри – ри = горят фонари;

ре – ре – ре –санки на горе;

орь – орь – орь –у Андрюши корь;

ра – ра – ра –высокая гора;

ро – ро – ро – новое перо;

ру – ру – ру –коза грызёт кору;

ры – ры- ры- летят комары;

ар – ар – ар – летит комар;

ор – ор – ор – у Ромы топор;

ур – ур – ур – не гонит кур и т. д.

ло – ло – ло – у меня перо;

ал – ал –ар – в бане пар;

ри – ри – ри – купили сухари;

ли – ли – ли – мы улицу мели;

ре – ре – ре – метель в январе;

ле – ле – ле – катались на осле и т. д.

Произноси правильно:

ща, ще: ручища, ножище, тараканище, чудовище, хвостище

Щёткой чищу я щенка.

 

Ого, его: у синего моря

Пустите отдохнуть дорожного человека.

Эта страница зелёного цвета.

Р : грохот грома

Родимая сторонка

Режу, резеда

Карл у Клары украл кораллы.

С – ш: Шапкой Саша шишку сшиб.

 

Небольшие тексты

Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно, активно артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчётливо, ритмично.

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К. Д. Бальмонт)

 

Рубанок

в руки –

работа другая:

сучки, закорючки

рубанком стругаем.

Хороши стружки, -

Жёлтые игрушки!

А если нужен шар нам

Круглый очень,

на станке токарном

круглое точим.

(В.В. Маяковский)

 

ПОТЕШКИ.

Заяц.

Заяц белый куда бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто забрал?

- Родион!

- Выйди вон!

 

Синичка, синичка,

Воробью сестричка,

Воробей - воришка,

Залез в амбаришко,-

Клевать просо

Своим носом.

 

Кукушка.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали:

« Кук! Мак!»

Убирай один кулак!

Повстречались.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу!»

Два щенка: «Ав – ав!»

Два жеребёнка: «Иго – го!»

Два тигрёнка: «Р –р –р!»,

Два быка: «Му- у!»

Смотри, какие рога.

Можно использовать для пальчиковой гимнастики:

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинец.

 

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак!

- Здорово, Васька – указка,

Мишка – серёдка, Гришка – сиротка

Да крошка Тимошка!

 

Для пальчиковой гимнастики

Замок

На дверях висит замок.

Кто его повесить мог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком», круговые движения и показали ладошки.

 

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

(М. Бородицкая)

Чтение предложений с прямой речью:

а) прямая речь после слов автора;

б) прямая речь перед словами автора;

в) прямая речь с разрывом.

 

Чтение в лицах.

Один и тот же ученик читает и за автора, и за героя. Отрабатывается умение перевоплощаться, владеть своим голосом. Развивается артистизм на основе осознания произведения и его эмоционального воздействия.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 264.