а) би – би – бип
бэ – бэ – бэп
ба – ба – бап
бо – бо – боп и т. д.
б) бим – бнем – БАМ – бом – бум – БАМ
лир – леер – лар – лор – лур – лыр и т.д.
Скороговорки
«Скороговорку, - учил Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».
Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.
Скороговорки:
Щетина у чушки,
Чешуя у щучки.
Купи кипу пик!
Купи кипу пик!
Купи кипу пик!
От топота копыт пыль по полю летит.
Водовоз вёз воду из- под водопровода.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.
Сыворотка из- под кислого молока, из-под простокваши.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей: две мыши поплоше несли по две гроши.
У нас на дворе- подворье погода размокропогодилась.
Ткёт ткач ткань.
Провлоронила ворона воронёнка.
Осип охрип, Архип осип.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Все бобры добры для своих бобрят.
Шла Саша пошоссе и сосала сушку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У бычка бела губа была тупа.
Вы слыхали про покупку?
- Про какую про покупку?
- Про покупку, про покупку, про покупочку мою.
Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением. Например, удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.
Шутки – чистоговорки
Ря – ря – ря синие моря;
рю – рю – рю- репу я варю;
арь – арь - арь новый букварь;
ри – ри – ри = горят фонари;
ре – ре – ре –санки на горе;
орь – орь – орь –у Андрюши корь;
ра – ра – ра –высокая гора;
ро – ро – ро – новое перо;
ру – ру – ру –коза грызёт кору;
ры – ры- ры- летят комары;
ар – ар – ар – летит комар;
ор – ор – ор – у Ромы топор;
ур – ур – ур – не гонит кур и т. д.
ло – ло – ло – у меня перо;
ал – ал –ар – в бане пар;
ри – ри – ри – купили сухари;
ли – ли – ли – мы улицу мели;
ре – ре – ре – метель в январе;
ле – ле – ле – катались на осле и т. д.
Произноси правильно:
ща, ще: ручища, ножище, тараканище, чудовище, хвостище
Щёткой чищу я щенка.
Ого, его: у синего моря
Пустите отдохнуть дорожного человека.
Эта страница зелёного цвета.
Р : грохот грома
Родимая сторонка
Режу, резеда
Карл у Клары украл кораллы.
С – ш: Шапкой Саша шишку сшиб.
Небольшие тексты
Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно, активно артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчётливо, ритмично.
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К. Д. Бальмонт)
Рубанок
в руки –
работа другая:
сучки, закорючки
рубанком стругаем.
Хороши стружки, -
Жёлтые игрушки!
А если нужен шар нам
Круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
(В.В. Маяковский)
ПОТЕШКИ.
Заяц.
Заяц белый куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Куда клал?
- Под колоду!
- Кто забрал?
- Родион!
- Выйди вон!
Синичка, синичка,
Воробью сестричка,
Воробей - воришка,
Залез в амбаришко,-
Клевать просо
Своим носом.
Кукушка.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети
И кричали:
« Кук! Мак!»
Убирай один кулак!
Повстречались.
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу!»
Два щенка: «Ав – ав!»
Два жеребёнка: «Иго – го!»
Два тигрёнка: «Р –р –р!»,
Два быка: «Му- у!»
Смотри, какие рога.
Можно использовать для пальчиковой гимнастики:
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинец.
Четыре братца
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька – указка,
Мишка – серёдка, Гришка – сиротка
Да крошка Тимошка!
Для пальчиковой гимнастики
Замок
На дверях висит замок.
Кто его повесить мог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком», круговые движения и показали ладошки.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
(М. Бородицкая)
Чтение предложений с прямой речью:
а) прямая речь после слов автора;
б) прямая речь перед словами автора;
в) прямая речь с разрывом.
Чтение в лицах.
Один и тот же ученик читает и за автора, и за героя. Отрабатывается умение перевоплощаться, владеть своим голосом. Развивается артистизм на основе осознания произведения и его эмоционального воздействия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.