Проведенное профориентационное мероприятие необходимо проанализировать на предмет его эффективности, т.е. нужно понять, достигнуты ли поставленные цели и ожидаемые результаты, и определить практическую ценность мероприятия – приобретение знаний и навыков, способствующих осознанному выбору профессии и эффективному поведению на рынке труда.
Результаты оценки эффективности мероприятия важны для совершенствования его программы и для дальнейшего планирования профориентационной работы в целом. Эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы. Поэтому так важно вести системную профориентационную работу.
Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты.
Оценить эффективность мероприятия можно, например, по модели Д.Киркпатрика, согласно которой оценка производится на нескольких уровнях:
1. Уровень непосредственных впечатлений.
На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия – их эмоциональное состояние, интерес, внимание, их мнение о полезности, уровне сложности материала и заданий.
Оценку на этом уровне имеет смысл проводить сразу по завершению мероприятия.
Для изучения субъективных оценок участников мероприятия используются такие методы получения обратной связи, как;
· опрос. Проводится в форме интервью, группового обсуждения, дискуссии. При групповом обсуждении, как правило, задается схема/структура отзыва – указывается, на какие моменты нужно обратить внимание при оценке. Например, участникам предлагается определить:
- самое яркое впечатление от мероприятия;
- что полезного для себя вы вынесли;
- выводы, который вы для себя сделали и т.п.
· анкетирование. Участники заполняют заранее подготовленную оценочную анкету (образец см. в Приложении), в которую включён стандартизованный набор вопросов. С помощью анкеты можно оперативно оценить первое впечатление от мероприятия, вызванный интерес, качество содержания, полезность приобретённых знаний и навыков и т.п.
· коллаж. Участникам предлагается, используя снимки, иллюстрации из старых журналов, открытки и другие визуальные материалы, сделать коллаж. Тему для него задает педагог или сами участники. Например
- «Этого я никогда не забуду…»;
- «Это очень важно для построения моей профессиональной карьеры…»;
- «Что я узнал и чему научился…».
В процессе работы над коллажем участники самостоятельно вспоминают все мероприятие и тем самым закрепляют полученные знания, вырабатывают к ним осознанное отношение, понимают их практическую ценность.
При работе над коллажем большую группу лучше разбить на несколько подгрупп.
Уровень усвоения.
На этом уровне оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников.
Оценить произошедшие изменения можно только в сравнении с исходным уровнем знаний, умений и установок. Поэтому так важно ещё на этапе подготовки программы мероприятия параллельно разработать и чёткие методы измерения результатов.
На этом этапе традиционно используются такие методы оценки, как поведенческие тесты, тематические опросники, контрольные упражнения, наблюдение и т. д. Необходимо оценивать индивидуальный прогресс участников.
Уровень поведения.
На данном уровне оцениваются практические результаты мероприятия: используются/реализуются ли приобретённые участниками знания, умения и установки в жизненных ситуациях (в отличие от учебных) и насколько эффективно они используются.
На данном этапе можно применить такие методы, как структурированное наблюдение, ведение самоотчетов и т.д.
При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больших временных затрат. Поэтому на практике чаще всего используется оценка мероприятия на уровне непосредственных впечатлений (понравилось/не понравилось, было интересно/не интересно, полезно/бесполезно и т.п.). Оценка на более высоком уровне практически не используется.
Эффективность проведенного мероприятия подтверждается и достижением запланированных результатов.
Основными результатами профориентационного мероприятия или профориентационной работы в целом являются:
· повышение уровня осведомленности учащихся о мире профессий и эффективном поведении на рынке труда. Здесь важно учитывать какой уровень знаний о мире профессии и региональном рынке труда был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы. Например
- до мероприятия учащийся называл 10 профессий, после - 20;
- до мероприятия мог рассказать о содержании 5 профессий, после – 10 и т.п.;
· повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях. Здесь важно учитывать, какой уровень представлений был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы, и обратить внимание на адекватность этих представлений;
· увеличение количества учащихся, имеющих обоснованный индивидуально-профессиональный план;
· увеличение количества учащихся, имеющих обоснованные запасные варианты выбора профессии;
· увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель;
· и др.
В целом, оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет неоспоримую сложность, вызванную тем фактом, что невозможно быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью или оптантом, является правильным и точным, поскольку главным критерием оценки здесь выступает сама человеческая жизнь, состоявшаяся или несостоявшаяся.
Заключение
Вопрос профессионального выбора встает перед каждым человеком неоднократно. Вера в миф о единственном правильном профессиональном пути, выборе профессионального поприща на всю жизнь может сильно осложнить процесс профессионального самоопределения ребят, посеять страх «не поступить», «не устроиться», «потерять время». Следовательно, взрослый, занимающийся профориентационной деятельностью, должен всегда помнить, что важно не только помочь, но и не навредить своими действиями сложному процессу профессионального самоопределения своих подопечных. Положительный эффект от подобной деятельности возможен только в том случае, если взрослый сам хорошо разбирается в вопросах профориентационного характера. Поэтому важно повышать собственную компетентность, уделять время самообразованию, саморазвитию в области профориентации.
Информационные источники по вопросам подготовки сценариев профориентационного мероприятия
1. Бедов А. «Бизнес-фестиваль» в профессиональном самоопределении подростков / Александр Бедов //Народное образование. - 2008. - №6. - С. 180-184.
2. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? СПб.: «Литера плюс», 1997.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia, 2007г.
4. Кормакова В. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий / В.Н. Кормакова //Воспитание школьников. – 2010. - №1. - С. 34-38.
5. Люди. Книги. Профессии. Профориентационная игра // Книжная Вселенная / ред.-сост. Л. В. Нестерович. Минск: Красико-Принт, 2009.
6. Мязина Н. В. "Фабрика мастеров" представляет профессию / Н. В. Мязина // Классный руководитель. - 2008. - №7. - С.56-61.
7. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
8. Самойлова М. В. Деловая игра "Выбор профессии" / М.В. Самойлова, Е. Г. Бушаева // Классный руководитель. - 2008. - №7. - С.62-66.
9. Сгибнева Е. П. Классные часы в выпускных классах /Е.П. Сгибнева. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
10. Теряева И. П. В мире профессий: классный час /И.П.Теряева // Начальная школа. - 2009. - №12. - С.88-90.
11. Тоистева О. С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О.С. Тоистева //Народное образование. - 2010. - №1. - С.257-259.
12. Усова Н. В. Когда работа в радость: классный час /Н.В.Усова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - №7. - С.45-47.
13. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки /Ольга Чепуштанова // Чем развлечь гостей. - 2009. - №6. - С. 5.
14. Ярцев И. В. Город мастеров: театрализованное представление на ярмарке профобразования / И. В. Ярцев // Чем развлечь гостей. - 2009. - №1. - С.42-46.
15. Материалы портала «Открытый урок». Web-site: http://o-urok.ru/
16. Материалы сайта Издательского дома «Первое сентября». Web-site: http://festival.1september.ru/subjects/
17. Материалы сайта «Сеть творческих учителей». Web-site: http://www.it-n.ru/
18. Материалы сайта Педагогического сообщества. Web-site: http://www.pedsovet.su/load/10
19. Материалы сайта Методического кабинета профориентации. Web-site: http://www.metodkabi.net.ru/
20. Материалы сайта Психологического центра «Адалин». Web-site: http://adalin.mospsy.ru/
21. Материалы сайта «Методическая копилка». Web-site: http://zanimatika.narod.ru/
22. Материалы сайта «А. Я. Психология». Web-site: http://azps.ru/
23. Материалы сайта «Афоризм.info». Web-site: http://www.aforizm.info/
24. Материалы сайта «Книга народной мудрости». Web-site: http://www.bobik.cn/workb.htm
25. Материалы сайта «Prozagadki». Web-site: http://www.prozagadki.ru/
26. Материалы портала «Солнышко». Web-site: http://www.solnet.ee/
27. Материалы сайта Детского Развивающего Центра Монтессори «Вершина». Web-site: http://www.montessorivlad.ru/
28. Материалы сайта Сообщества профессионалов «HR –портал» http://www.hr-portal.ru/article/otsenka-effektivnosti-obucheniya-model-donalda-kirkpatrik
Наш адрес:
423230 г. Бугульма, ул. Октябрьская, дом 15
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.