Этап развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

1 От автора 3
2 Сценарий профориентационного кинотеатра "Калейдоскоп профессий" 9
3 Сценарий профориентационного мероприятия в летних оздоровительных лагерях 11
4 Сценарий профориентационной экскурсии на предприятие 23
5 Сценарий мастер-класса для старшеклассников "Мой личный карьерный план" 26
6 Конкурс  профмастерства "Кто профессиональнее?" 33
7 Оценка эффективности профориентационного мероприятия 26
8 Заключение 40
9 Информационные источники по вопросам подготовки сценария профориентационного мероприятия 41


От автора.

Мы все отлично знаем, что одним из самых важных решений в жизни является выбор профессии! Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит будущая жизнь. От него зависит успешность человека как профессионала и как личности в целом.

Профессиональное самоопределение представляет собой процесс нахождения смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии.

Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.

Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по профориентации, которая реализуется посредством различных мероприятий соответствующей направленности. И если формы этих мероприятий давно известны и могут использоваться в «готовом» виде, то наполнение их конкретным материалом, разработка их содержательной части в большинстве случаев – творческий труд самих педагогов или психологов.

Помочь молодежи в профессиональном самоопределении, построении своей карьеры – цель специалистов по профессиональной ориентации ГКУ «Центр занятости населения города Бугульмы». Для этого была разработана программа «Моя профессия. Моя карьера», состоящая из ряда мероприятий, направленных на профориентацию молодежи на востребованные рынком труда рабочие и инженерные профессии. Программа предполагает взаимодействие самых разных социальных институтов: дошкольных учреждений, школ, психологических служб, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т. п.

Основанием для разработки сценариев профориентационных мероприятий являются возрастные особенности учащихся, в частности, особенности профессионального самоопределения на конкретной возрастной стадии. Именно они определяют цели и задачи мероприятий, обоснованность использования тех или иных форм и методов работы.

Существует несколько этапов развития ребенка в профессиональном самоопределении:

Этап развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет).

На этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (врач, строитель и т.п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.

Сценарий профориентационного кинотеатра

«Калейдоскоп профессий».

Профориентационное мероприятие в летних оздоровительныхм лагерях

Открытие мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами погово­рим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала, скажите, пожалуйста, а кем работают ваши папы и мамы? (ответы детей)

Ведущий подсказывает, называет профессии родителей, если дети называют только действия родителей на работе.

Ведущий: Вот какие разные у ваших пап и мам профессии. Именно о профессиях мы сегодня с вами будем говорить. Что такое профессия? Профессией называют дело, которому человек учится, потом занимается им каждый день.

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

Все люди на земле чем-нибудь занимаются, что-то делают. А для того, чтобы делать свое дело хорошо, человек должен знать, что и как делать. Для этого человек должен сначала учиться, т.е. овладеть какой-либо профессией, а потом применять полученные навыки и знания в работе. Когда вы вырастите, вам тоже нужно будет выбрать профессию, дело, которым вы будете заниматься. А для этого вам нужно знать, какие профессии бывают. Вот сегодня о некоторых профессиях мы с вами поговорим.

2. Разминка (домашнее задание).

Показ сценок: ребятам предлагается разыграть сценки по готовому сценарию.

Сценка № 1 “Маляр”.

Действующие лица: ведущий, Отец - маляр Корней и четыре его сына Иван, Петр, Степан, Василий.

Атрибутика: одежда соответствующая сценарию, кисти, малярный пистолет (можно заменить на водный).

Ведущий: человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются, изобретаются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. На базе старых профессий рождаются другие, которые… А, впрочем, давайте посмотрим и послушаем… (Инсценировка по рассказу Евгения Пермяка "Маляр с золотой медалью")

Ведущий: знаете, ребята, а у нас сосед есть: маляр Корней. У него четыре сына: Иван, Степан, Василий и Петя. Пришло время Пете ремесло выбирать. Говорит ему отец:
Отец: будь, Петя, как я, как братья твои, маляром. Хорошее ремесло.
Петя: папа, я же школу закончил с золотой медалью. Как же я могу с таким образованием маляром быть, мазаным ходить?
Отец: а ты поезжай, посмотри, как твои братья работают. Тогда решишь.
Ведущий: приехал Петя к старшему брату, Ивану, в Тулу. Брат Дворец культуры кистями расписывает, да так красиво, что зависть берёт.
Петя:  приехал я ко второму брату в Москву. Второй брат, Степан, без кистей потолки и стены красит. В руках у него "пистолет", а из "пистолета" голубым лучом краска бьёт и на стены ровным слоем ложится. Полчаса - час и комната готова.

Ведущий: и такой почёт Степану ото всех, что зависть берёт. Приехал Петя к третьему брату, Василию, на автомобильный завод.
Петя:  третий брат, как доктор, в белом халате, стоит, на приборы смотрит и проверяет, как автоматическая камера сама по себе легковые автомобили красит.
Ведущий: да так хорошо красит, что зависть берёт. Вернулся Петя к отцу и говорит:
Петя: далеко, отец, твоя специальность шагнула. Буду и я на маляра учиться, чтобы нашу родовую профессию ещё дальше пронести и выше поднять.
Отец: разве одна наша малярная профессия такова? Все они по-старому называются, да по-новому понимаются. Всякую из них надо дальше нести да выше поднимать. Для этого и учатся 10 лет. Да и этих-то десяти годов другой раз маловато бывает.










Сценка № 2 “Сапожник”.

Действующие лица: ведущий, Сапожник, Даша, Вовка, дети.

Оборудование: стульчик, табурет, молоток, шило, большая игла с ниткой, тюбик с клеем, фартук, пара туфель, кроссовки, другая обувь.

Сапожник в фартуке сидит на стуле, рядом – табурет, на котором разложены инструменты. Сапожник стучит молоточком по туфле.

Ведущий:

Молоточком тук-тук-тук!
Целый день под этот стук
Всех сапожник удивляет
Мастерством умелых рук.

(Появляется Даша с туфлями в руках.)

Вот к нему примчалась Даша.

Даша:

Мои туфли просят каши.
Вы скорей их посмотрите,
Если можно, почините.

Ведущий (подходит к сапожнику, заглядывает через плечо, наблюдает за тем, что тот делает) :

Мастер в руки туфли взял,
Молоточком постучал.
Здесь зашил и там подклеил
И обратно их отдал.

Даша (получив туфли, ахает, прижимает их к себе и убегает):

Туфли просто не узнать,
Хоть на праздник надевать!

Ведущий:

Прихромал затем друг Вовка,
На ногах одна кроссовка.

Появляется Вовка в одной кроссовке. Ведущий со смехом показывает на босую ногу.

Вовка:

Очень я люблю футбол,
Только мне удался гол,
Как подмётка отвалилась,
Еле к вам сюда дошёл.

(Подаёт кроссовку Сапожнику, наблюдает за починкой.)

Ведущий:

Что ж поможет он и Вовке.

Сапожник( протягивает кроссовки Вовке):

Получай свои кроссовки,
Поскорей их надевай,
Аккуратней впредь играй!

(К Сапожнику подходят другие дети, отдают ему обувь по очереди, уходят.)

Так народ весь день идёт,
Обувь разную несёт:
Туфли, сапоги, ботинки –

Ведущий:

Нет у мастера заминки.

(Опять заглядывает Сапожнику через плечо.)

Режет, клеит, зашивает,
Снова всех он обувает.

(Появляются дети, получают обратно “готовую” обувь.)

Из-под добрых этих рук

Только слышно: “Тук-тук-тук!” Все выходят на поклон.



















Сценка № 3 “Сказка”.

Действующие лица: Царь, дочь Варвара, три девушки придворные.

Атрибутика: трон, машинка со сломанным колесом.

На троне сидит Царь в глубоком раздумье, в сторонке вяжут три девушки, Федул-царевич сидит на полу около трона и играет машинкой со сломанным колесом (колесо валяется рядом). Около Царя сидит Варвара и скучает.
Царь: Варвара, а Варвара!
Варвара: Чего, царь-батюшка?
Царь: Я тут думаю, Варвара… сынок-то мой, Федул-царевич школу в этом году заканчивает…
Варвара: Уж как учителя будут рады! Отмучились сердешные!
Царь: Да не про это я! Думаю надо ему дальше образование получать. В этот, как его, в анститут поступать.
Варвара: Да на что ж ему ентот анститут?
Царь: Ну, как на что? А старый я буду, а на пензию уйду, кто ж будет государством управлять?
Варвара: Ну, царевич и будет управлять, а анститут-то ему на что?
Царь: Да как же государством-то управлять, коли высшего образования нету?
Варвара: Ты же, царь-батюшка, управляешь! А у тебя всего-то три класса образования!
Царь: Тише, ты, Варвара, это же государственная тайна!
Варвара: Молчу, молчу, и в какой же анститут его посылать?
Царь: Да вот сам думу думаю третий день…
Варвара: Я от кумы Акулины слыхала, что сначала надобно направление выбрать.
Царь: Какое такое направление?
Варвара: Ну, определить к чему дитё склонность имеет.
Царь: Направление, склонность, ты меня Варвара запутала совсем… (строго)А эти чего сидят вяжут целый день, пусть тоже думают.
Девушки: Мы?!
Царь: Вы, вы! Вот какие бывают направления?
1-ая девушка: А я вот от кумы Акулины слыхала, что бывает такое направление – человек-природа.
Варвара: Это чего такое?
1-ая девушка: Ну, это когда дитё цветочки разные любит, зверушек привечает…
Царь: Точно-точно, царевич зверушек-то любит. Вот как-то кота какого-то поймал, да и дёгтем его перемазал!
Варвара: А я-то думаю, кто моего Ваську так. А это ты! Ах ты…. (тянет Федула-царевича за ухо)
Царь: Варвара! Ты как с царским сыном обращаешься?
Варвара: Прости, царь-батюшка, погорячилась….
1-ая девушка: Я вижу, нет у него к природе склонности!
Царь: Много ты чего видишь! (к другой) А ты чего скажешь?
2-ая девушка: А я от кумы Акулины слыхала, есть такое направление – человек-искусство!
Царь: А это чего такое?
2-ая девушка: А это, царь-батюшка, когда дитё к искусствам тянется! На балалайке там тренькает, или картинки рисует.
Царь: На рисунки-то Федул-царевич мастер! Мой портрет около чулана угольком прям на стене нарисовал!
Варвара: А я-то в чулан пошла за горохом, так напужалась, три дня анисовые капли пила…
2-ая девушка: Вижу, не тяготеет царевич к искусствам…
Царь: Много ты понимаешь, сама-то цветка нарисовать не можешь, а царевич – мой портрет… (третьей) А ты чего сидишь, нахохлилась?
3-я девушка: Не гневайся, царь-батюшка! Вот я от кумы Акулины слыхала…
Царь (сердито): От вашей кумы Акулины толку никакого!
3-я девушка: Кума Акулина сказывала, что есть такое направление человек-техника.
Царь: Это чего такое?
3-я девушка: Это когда дитё молоточком балуется, топорик в ручки берёт, машиночки разные мастерит.
Царь: Это, похоже, про нашего! И вот вам моя царская воля! Будем царевича по технической части учить! А какие там есть как их… ну эти, которые…
Варвара: Что, царь-батюшка?
Царь: ну эти…. Прохвесии…
Варвара: Может у кумы Акулины спросить?
Царь: А сами-то что, в ентом, как его, в антернете поглядите: я что, зря деньги государственные на безлимит трачу?
(Федул-царевич во время этой реплики приделывает колесо к машинке)
Федул-царевич (радостно): Батянь, глянь, как я ловко колёсико приделал!
Царь: Вот, а я что говорю, надо его по технической части учить!

 

3. Игра «Закончи предложения» - «Разные профессии».
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (тракторист).
Самолётом правит… (лётчик).
Клеит книжки… (переплётчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Красит стены нам… (маляр).
Столы делает… (столяр).
Песни нам поёт… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткёт ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
С другого языка переведёт… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
Рыбу ловит нам… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
Хлеб убирает… (комбайнёр).
В шахте трудится…(шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всё знает - молодец!













































































Конкурс Кутюрье.

Показ моделей спецодежды для рабочих различных профессий, изготовленных из подручного материала.

Игра «Собери ромашку».

Детям раздается сердцевина цветка - круг, на котором напечатано название профессии. Лепестки, на которых напечатаны слова, относящиеся к той или иной профессии, находятся в общей коробке. Дети должны собрать цветок по каждой профессии.

1.  Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)

3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)

4. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

5. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

6. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)

7. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)

8. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)

9. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)

10. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

Награждение.



Заключительная беседа.

После окончания экскурсии здесь же, на объекте, проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. Обсуждается и систематизируется полученная информация.
Итогом экскурсии может стать изготовление стенда, альбома, просмотр видеоролик об учебном заведении и профессиях, запись в личный профессиональный план.

 


Практическая часть.

Примерный ваш карьерный план?

Разработаем фрагмент карьерного плана на примере профессии «Электрогазосварщик»:

Сроки Цели Промежуточные цели
1 этап....год Поступить в Строительный колледж и пройти обучение по специальности Электрогазосварщик Повысить успеваемость по химии до оценки «хорошо»
2 этап....год Трудоустоиться после завершения обучения по полученной специальности, в течении 1-2 лет пройти аттестацию и повысить разряд Научиться составлять грамотное резюме и подготовиться к прохождению собеседований, пройти тренинг
3 этап....год Принять участие в молодежном конкурсе «Лучший по профессии и стать призером» Поступить на курсы, освоить новый способ сварки
4 этап....год Поступить на подготовительные курсы ВУЗа, подготовиться и сдать вступительные экзамены на вечернее-заочное отделение Самостоятельно освоить пакет офисных компьютерных программ
5 этап.....год Подать документы на участие в конкурсе на должность мастер участка, пройти отборочный тур...... Пройти тренинг по развитию личностных качеств

Специалисты рекомендуют ежегодно корректировать цели и карьерный план, и исходя из первоначальных данных фрагмент карьерного плана будущего газосварщика может быть несколько видоизменен:

Фрагмент детализированного карьерного плана.

Кто я сейчас? - знание: на уровне хорошо успевающего ученика старшего класса - опыт: пока нет -мои сильные и слабые стороны: нравятся технические предметы, особенно физика и химия, внимательный и аккуратный, но пока не очень выдержанный , не могу сосредоточиться, особенно, особенно если не получается сделать сразу Кем я хочу стать через 3-5 лет? Газосварщиком 2 разряда

Карьера независимо от сферы профессиональной деятельности, специальности и характере труда, -результат планомерных усилий, а не стечение обстоятельств и очень многое, если не все зависит от самого человека.

Стремление к успеху всегда проявляется в активных действиях человека. А значит, и карьерный план ученика средней школы будет наполнен событиями, которые приведут к реализации поставленных целей. Победа или участие в олимпиаде по профильному предмету, чтение тематических книг, статей журналов, помогут лучше узнать будущую профессию, как и временная работа в летние каникулы, пусть даже на самых незавидных вакансиях.

В любой профессии сначала надо «поработать на имя, чтобы потом имя работало на тебя». Успех приходит только к подготовленным.

3. Просмотр видеофильма «Мой личный карьерный план»

Показ видеофильма.

Финальный этап.

Состоялся 27 ноября 2014 года на базе ГАОУ СПО «Бугульминский строительно-технический колледж». В 9.00 началась теоретическая часть конкурса. Участники отвечали на билеты, каждый представил презентацию выбранной профессии. В 10 часов началась практическая часть по каждому направлению. Техники-механики автомобильного транспорта получили на руки практическое задание (ремонт двигателя, разбор головки, . В мастерской отделочных работ будущие маляры готовили стены под покраску, оклейку обоев, под нанесение жидких обоев. В лаборатории технологов общественного питания будущие повара-кондитеры готовили фуршетное блюдо из овощей по выбору (для банкета, для детского праздника, для свадебного стола и т.д.). В лаборатории химико-бактериологического анализа лаборанты-экологи проводили анализ качеств молочной продукции с прилавков магазинов города. Во втором здании в сварочной мастерской сварщики колдовали над сварными швами.

С 11.30 до 11.55 члены жюри подвели итоги по каждому направлению, определили победителей.

С 12.00 до 13.00 конкурсное жюри с участием руководителей всех направлений подвели общий итог конкурса. В то же время были подготовлены почетные грамоты, благодарственные письма победителям, участникам, мастерам, преподавателям.

Уровень усвоения.

На этом уровне оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников.

Оценить произошедшие изменения можно только в сравнении с исходным уровнем знаний, умений и установок. Поэтому так важно ещё на этапе подготовки программы мероприятия параллельно разработать и чёткие методы измерения результатов.

На этом этапе традиционно используются такие методы оценки, как поведенческие тесты, тематические опросники, контрольные упражнения, наблюдение и т. д. Необходимо оценивать индивидуальный прогресс участников.

Уровень поведения.

На данном уровне оцениваются практические результаты мероприятия: используются/реализуются ли приобретённые участниками знания, умения и установки в жизненных ситуациях (в отличие от учебных) и насколько эффективно они используются.

На данном этапе можно применить такие методы, как структурированное наблюдение, ведение самоотчетов и т.д.

При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больших временных затрат. Поэтому на практике чаще всего используется оценка мероприятия на уровне непосредственных впечатлений (понравилось/не понравилось, было интересно/не интересно, полезно/бесполезно и т.п.). Оценка на более высоком уровне практически не используется.

Эффективность проведенного мероприятия подтверждается и достижением запланированных результатов.

Основными результатами профориентационного мероприятия или профориентационной работы в целом являются:

·  повышение уровня осведомленности учащихся о мире профессий и эффективном поведении на рынке труда. Здесь важно учитывать какой уровень знаний о мире профессии и региональном рынке труда был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы. Например

- до мероприятия учащийся называл 10 профессий, после - 20;

- до мероприятия мог рассказать о содержании 5 профессий, после – 10 и т.п.;

·  повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях. Здесь важно учитывать, какой уровень представлений был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы, и обратить внимание на адекватность этих представлений; 

·  увеличение количества учащихся, имеющих обоснованный индивидуально-профессиональный план;

·  увеличение количества учащихся, имеющих обоснованные запасные варианты выбора профессии;

·  увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель;

·  и др.

В целом, оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет неоспоримую сложность, вызванную тем фактом, что невозможно быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью или оптантом, является правильным и точным, поскольку главным критерием оценки здесь выступает сама человеческая жизнь, состоявшаяся или несостоявшаяся.

 

Заключение

Вопрос профессионального выбора встает перед каждым человеком неоднократно. Вера в миф о единственном правильном профессиональном пути, выборе профессионального поприща на всю жизнь может сильно осложнить процесс профессионального самоопределения ребят, посеять страх «не поступить», «не устроиться», «потерять время». Следовательно, взрослый, занимающийся профориентационной деятельностью, должен всегда помнить, что важно не только помочь, но и не навредить своими действиями сложному процессу профессионального самоопределения своих подопечных. Положительный эффект от подобной деятельности возможен только в том случае, если взрослый сам хорошо разбирается в вопросах профориентационного характера. Поэтому важно повышать собственную компетентность, уделять время самообразованию, саморазвитию в области профориентации.

 

Информационные источники по вопросам подготовки сценариев профориентационного мероприятия

1. Бедов А. «Бизнес-фестиваль» в профессиональном самоопределении подростков / Александр Бедов //Народное образование. - 2008. - №6. - С. 180-184.

2. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? СПб.: «Литера плюс», 1997.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia, 2007г.

4. Кормакова В. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий / В.Н. Кормакова //Воспитание школьников. – 2010. - №1. - С. 34-38.

5. Люди. Книги. Профессии. Профориентационная игра // Книжная Вселенная / ред.-сост. Л. В. Нестерович. Минск: Красико-Принт, 2009.

6. Мязина Н. В. "Фабрика мастеров" представляет профессию / Н. В. Мязина // Классный руководитель. - 2008. - №7. - С.56-61.

7. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

8. Самойлова М. В. Деловая игра "Выбор профессии" / М.В. Самойлова, Е. Г. Бушаева // Классный руководитель. - 2008. - №7. - С.62-66.

9. Сгибнева Е. П. Классные часы в выпускных классах /Е.П. Сгибнева. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

10. Теряева И. П. В мире профессий: классный час /И.П.Теряева // Начальная школа. - 2009. - №12. - С.88-90.

11. Тоистева О. С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О.С. Тоистева //Народное образование. - 2010. - №1. - С.257-259.

12. Усова Н. В. Когда работа в радость: классный час /Н.В.Усова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - №7. - С.45-47.

13. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки /Ольга Чепуштанова // Чем развлечь гостей. - 2009. - №6. - С. 5.

14. Ярцев И. В. Город мастеров: театрализованное представление на ярмарке профобразования / И. В. Ярцев // Чем развлечь гостей. - 2009. - №1. - С.42-46.

15. Материалы портала «Открытый урок». Web-site: http://o-urok.ru/

16. Материалы сайта Издательского дома «Первое сентября». Web-site: http://festival.1september.ru/subjects/

17. Материалы сайта «Сеть творческих учителей». Web-site: http://www.it-n.ru/

18. Материалы сайта Педагогического сообщества. Web-site: http://www.pedsovet.su/load/10

19. Материалы сайта Методического кабинета профориентации. Web-site: http://www.metodkabi.net.ru/

20. Материалы сайта Психологического центра «Адалин». Web-site: http://adalin.mospsy.ru/

21. Материалы сайта «Методическая копилка». Web-site: http://zanimatika.narod.ru/

22. Материалы сайта «А. Я. Психология». Web-site: http://azps.ru/

23. Материалы сайта «Афоризм.info». Web-site: http://www.aforizm.info/

24. Материалы сайта «Книга народной мудрости». Web-site: http://www.bobik.cn/workb.htm

25. Материалы сайта «Prozagadki». Web-site: http://www.prozagadki.ru/

26. Материалы портала «Солнышко». Web-site: http://www.solnet.ee/

27. Материалы сайта Детского Развивающего Центра Монтессори «Вершина». Web-site: http://www.montessorivlad.ru/

28. Материалы сайта Сообщества профессионалов «HR –портал» http://www.hr-portal.ru/article/otsenka-effektivnosti-obucheniya-model-donalda-kirkpatrik


Наш адрес:

423230 г. Бугульма, ул. Октябрьская, дом 15


Оглавление

1 От автора 3
2 Сценарий профориентационного кинотеатра "Калейдоскоп профессий" 9
3 Сценарий профориентационного мероприятия в летних оздоровительных лагерях 11
4 Сценарий профориентационной экскурсии на предприятие 23
5 Сценарий мастер-класса для старшеклассников "Мой личный карьерный план" 26
6 Конкурс  профмастерства "Кто профессиональнее?" 33
7 Оценка эффективности профориентационного мероприятия 26
8 Заключение 40
9 Информационные источники по вопросам подготовки сценария профориентационного мероприятия 41


От автора.

Мы все отлично знаем, что одним из самых важных решений в жизни является выбор профессии! Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит будущая жизнь. От него зависит успешность человека как профессионала и как личности в целом.

Профессиональное самоопределение представляет собой процесс нахождения смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии.

Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.

Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по профориентации, которая реализуется посредством различных мероприятий соответствующей направленности. И если формы этих мероприятий давно известны и могут использоваться в «готовом» виде, то наполнение их конкретным материалом, разработка их содержательной части в большинстве случаев – творческий труд самих педагогов или психологов.

Помочь молодежи в профессиональном самоопределении, построении своей карьеры – цель специалистов по профессиональной ориентации ГКУ «Центр занятости населения города Бугульмы». Для этого была разработана программа «Моя профессия. Моя карьера», состоящая из ряда мероприятий, направленных на профориентацию молодежи на востребованные рынком труда рабочие и инженерные профессии. Программа предполагает взаимодействие самых разных социальных институтов: дошкольных учреждений, школ, психологических служб, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т. п.

Основанием для разработки сценариев профориентационных мероприятий являются возрастные особенности учащихся, в частности, особенности профессионального самоопределения на конкретной возрастной стадии. Именно они определяют цели и задачи мероприятий, обоснованность использования тех или иных форм и методов работы.

Существует несколько этапов развития ребенка в профессиональном самоопределении:

Этап развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет).

На этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (врач, строитель и т.п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 296.