Этап профессионального самопознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ориентировочные границы этого этапа – 5-9 класс. Освоенные представления о разнообразных профессиях необходимо как-то использовать. У большинства подростков еще нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений, готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, в том числе в профессиональной сфере. Этот этап характеризуется направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

3. Этап профессионального самоопределения.

На этом этапе завершается процесс становления профессионального самосознания. Данный этап характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии. Этот этап у большинства учащихся находит свое развитие и после школы. Развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности, повышения квалификации, расширения сферы профессионального труда, освоения новых специальностей характерно для учащихся и студентов профессиональных учебных заведений, а так же для работающей части населения.

При реализации этапов используются различные формы и методы работы с детьми разного возраста:  например, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста наиболее эффективными являются беседы, профориентационные  игры, конкурсы и викторины.

Для детей старшего школьного возраста одной из самых эффективных форм мы считаем организацию и проведение экскурсий на промышленные предприятия и в профессиональные учебные заведения, а так же дискуссии, интерактивные лекции, конкурсы, дни открытых дверей,  тестирования и диагностические методики с последующим обсуждением результатов.

Экскурсия на предприятие – это профориентация на практике, ознакомление учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий.

В задачи такой экскурсии входит:

- познакомить учащихся с современным производством и перспективами его развития;

- расширить представления учащихся о содержании производственных профессий, прививать интерес к ним;

- познакомить с технологическими процессами, организацией и условиями труда;

- познакомить с трудовыми традициями предприятия, передовиками производства, ветеранами труда.

В учебных заведениях учащиеся знакомятся с характером и содержанием обучения, оснащением кабинетов и лабораторий, получают информацию о профессиях, которые можно получить в учебном заведении. В ходе такой экскурсии освещаются следующие темы:

  • история возникновения и перспективы развития учебного заведения;
  • характер и содержание обучения по специальностям;
  • оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;
  • условия приема, продолжительность обучения по специальности;
  • условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей;
  • организации быта и досуга.

Экскурсия как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами. Экскурсии оказывают большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетают в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Профориентационную экскурсию можно рассматривать как специфически организованный урок, задача которого - помочь школьникам соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам. Акцентируя внимание молодежи на профессиях, востребованных в родном городе, мы получаем возможность  сохранить кадры для наших предприятий.

Нашими специалистами проводятся следующие виды экскурсий:

1) обзорные и ознакомительные для учащихся начальных классов;

Цель - ознакомить учащихся с местом объекта в народном хозяйстве, историей и перспективой развития, с условиями и характером работы; если это предприятие, то с выпускаемой продукцией.

В младшем школьном возрасте важно расширять представления ребенка о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

2) тематические для учащихся 8-11 классов;

Цель - ознакомить учащихся непосредственно в производственных условиях с конкретной специальностью.

Тематические экскурсии включают ознакомление с предприятием в целом, с ведущими профессиями, с производственной базой, с работой вспомогательных служб.

3) профессиографические для учащихся 9-11 классов;

Цель – в ходе экскурсии раскрыть содержание профессий.

Подростки самостоятельно проводят анализ профессий, знакомятся не только с содержанием и характером труда, но и средствами, орудиями и условиями труда, с требованиями, предъявляемыми профессией к личным качествам человека.

От экскурсии на предприятие у учащихся остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда школьники могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений выводы, поэтому в заключение экскурсии со школьниками, как правило, проводятся итоговые беседы, в ходе которых экскурсовод направляет своими вопросами рассуждения детей, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы.

4) комплексные для учащихся 9-11 классов.

Цель – последовательное ознакомление с профессией и постепенная интеграция учащихся в члены коллектива предприятия.

Учащиеся получают представление о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации, о продвижении от рабочего до специалиста, о льготах, предоставляемых молодым рабочим и специалистам, знакомятся с представителями «Делового клуба».

В заключении хочется отметить, что грамотно построенная профориентационная работа поможет сделать правильный выбор личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.